Цель урока: обучение правописанию безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.
Задачи урока: способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умение делать выводы, обобщения; воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; пробудить интерес к урокам русского языка.
Оборудование: карточки по вариантам, мультимедийный вариант, картина "Зима".
Ход урока
I. Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
На "отлично" потружусь.
II. Сообщение темы. Урок русского языка проведем в форме деловой игры "Заседание редакционного совета" . Редкоолегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить материал о склонении имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.
Я думаю, сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов и удач вам.
III. Минутка чистописания.
Нам придется много потрудиться, чтобы удивить своих читателей. А какой звук произносится, когда удивляешься? ( о).
- Дайте характеристику звука (о).
= (гласный, бывает ударным и безударным, обозначается буквой Оо.)
- В минутке чистописания выполним упражнения с буквой О и повторим соединения.
IV. Работа над первой рубрикой. Редактирование текста.
- Работников всех отделов прошу пододвинуть карточку № 1.
На имя отдела пришло письмо , адресованное Деду Морозу. Это коллек-тивное письмо от детей. Но некоторые слова написаны неразборчиво и допущены ошибки. Отредактируйте письмо.
Здравствуйте, дорогой Дедушка Мороз! Мы живем в поселки Рощинский. У нас очень красиво. На площаде поставили красивую елку. А для нее мы приготовили игрушки, цепочки из бумаге.
Ошибки:1)в поселки - поселок, м.р., 2 склонение, проверяем безударное окончание со словом в столе, пишем окончание е;
2) на площаде - пишем в безударном окончании букву и, проверочное слово 3 склонения - печь, на печи;
3) из бумаге - это слово 1 склонения, проверочное слово стена -из стены, пишем окончание и;
Вопросы:
1. Что такое имя существительное?
2. Как изменяется имя существительное в ед.числе?
3. Что такое склонение?
4. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? К 3 склонению?
Отдел новостей . К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:
Зима -:::::(день)
Мороз -::::: (утро)
Снег - :::::::.(ком)
Выделите часть слова, с помощью которой образовали прилагательные? Разберите прилагательные по составу.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Как изменяется имя прилагательное?
Отдел спорта. Наступила долгожданная зима. Реки и озера покрылись льдом. Дети весело играют на льду в хоккей.
- Дети весело играют на льду в хоккей.- Найти главные члены предложения, выписать словосочетания, проставить части речи.
V. Физкультминутка "Метелица"
Метет в лесу метелица (руки на поясе, кружатся)
И белым снегом стелется. (руки плавно вверх - вниз)
Зайцы спрятались в лесу, (Скачут на носочках)
Скачут под кустом в снегу.
На сосне сидит синица, (приподнимаются на носочках, Руки за спину, машут ими)
Под сосной сидит лисица. (присесть)
VI. Работа над новой темой. Редакционное совещание : нам нужно изучить и сделать вывод о том, изменяются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе. Для этого вам нужно подобрать к данным именам существительным подходящие по смыслу прилагательные и просклонять их в единственном и во множественном числе.
(Использование мультимедийного учебника Кирилла и Мефодия по русско-му языку в 4 классе.)
Роза - розы.
Ветер - ветры.
Озеро - озера.
Вывод: Как изменяются имена прилагательные? Что показывает множественное число имени существительного? Имени прилагательного?
Упражнение 264 в задачнике.
VII. Закрепление.
Каждый отдел составляет небольшой рассказ о зиме по картине, используя имена существительные и имена прилагательные во множественном числе (имеются опорные слова.)
Отдел писем. (Наступила, разрисовал, причудливые узоры, иней, любовались.)
Наступила зима. Мороз разрисовал окна причудливыми узорами. Блестящий иней окутал голые деревья и кусты. Утром мы шли в школу и любовались красотой зимней природы.
Отдел новостей. (Зимний лес, вдруг, нарушили, стайка клестов,пронеслась, словно, яркие красные бусы, добывают , семена из тяжелых шишек)
Тихо в зимнем лесу. Вдруг лесную тишину нарушили веселые птичьи голоса. Это стайка клестов пронеслась над головой. Словно яркие красные бусы обсыпали они вершину ели. Ловко и быстро добывают клесты семена из тяжелых шишек.
Отдел cпорта. ( спорткомплекс ,зимний сезон, открывается, в соревнованиях, лыжные гонки,тренировки, к новым рекордам).
В спорткомплексе МБОУ СОШ с. Рощинский открывается зимний сезон спортивных состязаний. Приглашаем всех желающих участвовать в соревнованиях по лыжным гонкам, которые проводятся 25 декабря 2011 года. Учитель физкультуры Юрий Петрович проводит ежедневные тренировки. К новым рекордам!
VIII. Составление реклам. Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. (Объясняется лексическое значение слова Реклама).
Реклама - яркая информация о каких - нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них; объявления с такой информацией.
Рекламировать - объявить о чем - нибудь, пользуясь рекламой.
- С чего начинается реклама? Кому она адресована?
- Почему необходимо прочитать газету?
- О чем вы узнаете, прочитав ее?
Задание каждой группе: придумать рекламу для своей газеты.
Дорогие школьники !
Отдел писем приглашает вас прийти к нам на минуту посмотреть нашу газету.
В ней вы узнаете много интересного о частях речи. Ждем вас!
Дорогие рощинцы!
Мы хотим вас познакомить с новой газетой "Части речи". В ней вы найдете много интересного об имени существительном и прилагательном.
Дорогие учащиеся нашей школы!
В каждой газете есть информация о спорте.
В нашей школе работает лыжная секция . Желающих покататься ждут классные легкие лыжи и прекрасная лыжня. Приходите, не пожалеете!
IX. Подведение итогов.
- Кому адресована наша газета? (Ученикам, которые хотят познакомиться с частью речи)
-О чем можно узнать, прочитав нашу газету?
- Оценки за работу на уроке.
X. Домашнее задание: упражнение 266 (I вариант ), упражнение 267(II вариант).