Урок на тему "Склоняются ли имена прилагательные во множественном числе?"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обучение правописанию безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

Задачи урока: способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умение делать выводы, обобщения; воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; пробудить интерес к урокам русского языка.

Оборудование: карточки по вариантам, мультимедийный вариант, картина "Зима".

Ход урока

I. Организационный момент.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
На "отлично" потружусь.

II. Сообщение темы. Урок русского языка проведем в форме деловой игры "Заседание редакционного совета" . Редкоолегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей предстоит подготовить материал о склонении имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

Я думаю, сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов и удач вам.

III. Минутка чистописания.

Нам придется много потрудиться, чтобы удивить своих читателей. А какой звук произносится, когда удивляешься? ( о).

- Дайте характеристику звука (о).

= (гласный, бывает ударным и безударным, обозначается буквой Оо.)

- В минутке чистописания выполним упражнения с буквой О и повторим соединения.

IV. Работа над первой рубрикой. Редактирование текста.

- Работников всех отделов прошу пододвинуть карточку № 1.

На имя отдела пришло письмо , адресованное Деду Морозу. Это коллек-тивное письмо от детей. Но некоторые слова написаны неразборчиво и допущены ошибки. Отредактируйте письмо.

Здравствуйте, дорогой Дедушка Мороз! Мы живем в поселки Рощинский. У нас очень красиво. На площаде поставили красивую елку. А для нее мы приготовили игрушки, цепочки из бумаге.

Ошибки:1)в поселки - поселок, м.р., 2 склонение, проверяем безударное окончание со словом в столе, пишем окончание е;

2) на площаде - пишем в безударном окончании букву и, проверочное слово 3 склонения - печь, на печи;

3) из бумаге - это слово 1 склонения, проверочное слово стена -из стены, пишем окончание и;

Вопросы:

1. Что такое имя существительное?

2. Как изменяется имя существительное в ед.числе?

3. Что такое склонение?

4. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? К 3 склонению?

Отдел новостей . К данным словам запишите однокоренные имена прилагательные:

Зима -:::::(день)

Мороз -::::: (утро)

Снег - :::::::.(ком)

Выделите часть слова, с помощью которой образовали прилагательные? Разберите прилагательные по составу.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяется имя прилагательное?

Отдел спорта. Наступила долгожданная зима. Реки и озера покрылись льдом. Дети весело играют на льду в хоккей.

- Дети весело играют на льду в хоккей.- Найти главные члены предложения, выписать словосочетания, проставить части речи.

V. Физкультминутка "Метелица"

Метет в лесу метелица (руки на поясе, кружатся)
И белым снегом стелется. (руки плавно вверх - вниз)
Зайцы спрятались в лесу, (Скачут на носочках)
Скачут под кустом в снегу.
На сосне сидит синица, (приподнимаются на носочках, Руки за спину, машут ими)
Под сосной сидит лисица. (присесть)

VI. Работа над новой темой. Редакционное совещание : нам нужно изучить и сделать вывод о том, изменяются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе. Для этого вам нужно подобрать к данным именам существительным подходящие по смыслу прилагательные и просклонять их в единственном и во множественном числе.

(Использование мультимедийного учебника Кирилла и Мефодия по русско-му языку в 4 классе.)

Роза - розы.

Ветер - ветры.

Озеро - озера.

Вывод: Как изменяются имена прилагательные? Что показывает множественное число имени существительного? Имени прилагательного?

Упражнение 264 в задачнике.

VII. Закрепление.

Каждый отдел составляет небольшой рассказ о зиме по картине, используя имена существительные и имена прилагательные во множественном числе (имеются опорные слова.)

Отдел писем. (Наступила, разрисовал, причудливые узоры, иней, любовались.)

Наступила зима. Мороз разрисовал окна причудливыми узорами. Блестящий иней окутал голые деревья и кусты. Утром мы шли в школу и любовались красотой зимней природы.

Отдел новостей. (Зимний лес, вдруг, нарушили, стайка клестов,пронеслась, словно, яркие красные бусы, добывают , семена из тяжелых шишек)

Тихо в зимнем лесу. Вдруг лесную тишину нарушили веселые птичьи голоса. Это стайка клестов пронеслась над головой. Словно яркие красные бусы обсыпали они вершину ели. Ловко и быстро добывают клесты семена из тяжелых шишек.

Отдел cпорта. ( спорткомплекс ,зимний сезон, открывается, в соревнованиях, лыжные гонки,тренировки, к новым рекордам).

В спорткомплексе МБОУ СОШ с. Рощинский открывается зимний сезон спортивных состязаний. Приглашаем всех желающих участвовать в соревнованиях по лыжным гонкам, которые проводятся 25 декабря 2011 года. Учитель физкультуры Юрий Петрович проводит ежедневные тренировки. К новым рекордам!

VIII. Составление реклам. Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. (Объясняется лексическое значение слова Реклама).

Реклама - яркая информация о каких - нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них; объявления с такой информацией.

Рекламировать - объявить о чем - нибудь, пользуясь рекламой.

- С чего начинается реклама? Кому она адресована?

- Почему необходимо прочитать газету?

- О чем вы узнаете, прочитав ее?

Задание каждой группе: придумать рекламу для своей газеты.

Дорогие школьники !

Отдел писем приглашает вас прийти к нам на минуту посмотреть нашу газету.

В ней вы узнаете много интересного о частях речи. Ждем вас!

Дорогие рощинцы!

Мы хотим вас познакомить с новой газетой "Части речи". В ней вы найдете много интересного об имени существительном и прилагательном.

Дорогие учащиеся нашей школы!

В каждой газете есть информация о спорте.

В нашей школе работает лыжная секция . Желающих покататься ждут классные легкие лыжи и прекрасная лыжня. Приходите, не пожалеете!

IX. Подведение итогов.

- Кому адресована наша газета? (Ученикам, которые хотят познакомиться с частью речи)

-О чем можно узнать, прочитав нашу газету?

- Оценки за работу на уроке.

X. Домашнее задание: упражнение 266 (I вариант ), упражнение 267(II вариант).