Цели: закрепить и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме “Причастие”; повторить группу орфограмм; активизировать самостоятельную работу учащихся; работать над развитием речи учащихся; развивать интерес учащихся к живой поэтической речи; воспитывать любовь к национальной культуре.
Оборудование: методические пособия, сборник стихотворений местных поэтов, раздаточный материал (тесты, распечатки стихов), мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
– О чем идет речь в этой загадке? (О причастии.)
– Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме “Причастие”, цель которого обобщить все, что мы знаем о причастии, вспомнить орфографические правила написания причастий и проследить за тем, какова же роль причастий в речи. Запишите в тетрадях число и тему урока.
II. Беседа по вопросам.
– Обратите внимание на слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
– Как понять смысл этого высказывания?
– Что значит “причастная”?
– Что такое причастие?
– Что мы называем причастным оборотом?
– Чем он является в предложении?
– Как он выделяется на письме?
– На какие две группы делятся причастия?
– Назовите суффиксы действительных и страдательных причастий.
III. Тест.
– Мы с вами много работали над правописанием суффиксов причастий. Знание этих правил я прошу вас показать при выполнении теста “Четвертое лишнее”.
- а) покрашенный;
- а) написанная;
- а) выступающий;
- а) слышавший;
- а) принятый,
б) вырублен;
в) услышаны;
г) приколоты.
б) летящий;
в) посаженные;
г) отнятая,
б) распиленная,
в) опрокинутый;
г) движимый.
б) собирающиеся;
в) видящий;
г) шепчущийся.
б) обидевший;
в) несший,
г) работающий.
(Учащиеся работают над тестами.)
IV. Практические упражнении
(Использование мультимедийного проектора.)
– Перед вами слово – сломленный. Какая это часть речи? Выберите правильный ответ и докажите.
СЛОМЛЕННЫЙ
– это отглаголное прилагательное;
– это причастие, образованное от глагола сов. в.
– это причастие, образованное от глагола, несов. в.
– Запишите слово в тетрадь, выделите суффикс. Подберите к этому слову существительное и сделайте морфологический разбор причастия. (Разбор для проверки зачитывается несколькими учащимися.) Аналогичная работа проводится с другими словами.
– Перед вами слова. Объясните, по какому принципу я их разделила на две группы.
(Использование мультипроектора)
Дорога длинна. |
Огороды вспаханы. |
Улица пустынна. |
Поле засеяно. |
Дети образованны. |
Ошибка исправлена. |
– Каким правилом необходимо пользоваться при написании этих слов?
– Запишите эти слова в тетради: 1 вариант – словосочетания с краткими страдательными причастиями; 2 вариант – словосочетания с краткими прилагательными.
Работа с учебником.
– Откройте учебники. Выполним устно упр. 133. Какое здесь необходимо вспомнить правило? (Правописание не с причастиями.)
– Читаем предложения и объясняем правописание не с причастиями и орфограммы на месте пропусков.
V. Актуализация дом. задания. Работа над развитием речи.
– Причастия – удивительные слова. Сейчас мы посмотрим, каково же их место в речи. Дома вы должны были найти примеры употребления причастий в речи.
1 ряд – работали над стихотворениями М.Ю. Лермонтова, т.к. мы сейчас изучаем его творчество на уроках литературы.
2 ряд – изучали стихотворения местных поэтов.
3 ряд – работали над “кладезем” нашей русской культуры, искали причастия в пословицах и поговорках. Посмотрим на вашу работу!
(Идет обсуждение примеров из домашней работы.)
– Обратите внимание на строчки стихотворения Р. Дерикот “Август”:
Август шествует неторопливо
В несравненном моем краю.
– Почему она употребляет именно это причастие для описания своего родного края?
– У Р. Дерикот много стихотворений, в которых она говорит о своей любви к нашим краям, любуется красотой нашей природы. В этих стихотворениях и используются поэтами причастия. Но их немного.
А вот там, где нужна торжественность, возвышенность, мы и встречаем много причастий.
(На экране изображение памятника воинам, погибшим в ВОв.)
– Знаком ли вам этот памятник?
– Именно сюда все жители нашего города приходят поклониться тем воинам, которые спасали наш город в годы Великой Отечественной войны. О нем и идет речь в стихотворении Дерикот.
Перед вами на столах это стихотворение. Послушайте его. Попробуйте сделать вывод об использовании поэтессой в нем причастий. ( Чтение учителем стихотворения.)
На перекрестке двух больших дорог,
Пока еще не распустились листья,
Бывает часто виден обелиск
И ели, что растут у обелиска.
Те ели привезли издалека,
Они на новом месте так болели,
И в холм из россошанского песка
Корнями уходили как умели.
Когда окрасит золотой закат
На рыжем склоне выросшие елки,
В них вижу невернувшихся солдат,
В защитные одетых гимнастерки.
Я знаю, кто упал в победном феврале,
Не видел этих россошанских елок.
Это потом солдат из всех госпиталей
Свезли в вот этот выросший пригорок,
Это потом их, сгинувших в боях,
Свезли сюда и сообщили близким.
Сравняла звания песчаная земля
И общая звезда над обелиском.
И “Реквием” звучит, и прошлое так близко.
Приспущены знамена и легли цветы
К подножью елей тех у обелиска,
Последней, занятой посмертно высоты.
Р. Дерикот
Вывод: в торжественных, возвышенных стихотворениях поэты используют больше причастий. Об этом говорит и М.В.Ломоносов, который тоже сделал многое для развития нашего языка:
.. .Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов.
М.В.Ломоносов.
– Как вы понимаете слово “пристойно”?
(Обсуждение работы над пословицами.)
Вывод: мы встречаем в устной речи причастий очень мало, они редко употребляются.
Послушайте, что говорил А.С. Пушкин, гений нашей литературы, о причастиях:
“Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.
– В чем Пушкин видел заслугу причастия?
– Да, причастия украшают нашу речь. Но не нужно забывать и о мере. Послушайте одно очень интересное предложение. Может быть, кто-то сможет сосчитать в нем причастия.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
– Почему текст вызывает улыбку?
VI. Работа по картине
– А теперь давайте сами попытаемся составить предложения с причастиями. А для этого обратимся к картине. Перед нами картина, которую подарил школе наш земляк, Репаловский Александр Сергеевич, дедушка вашей одноклассницы. Какое время года изображено на картине?
– Я думаю, что художнику удалось отразить в картине богатство красок осени. Составьте предложения по картине и обязательно употребите в них причастия.
(Учащиеся записывают свои предложения, объясняют знаки препинания, указывают, какое причастие они использовали.)
VII. Итог урока.
– Что такое причастие?
– Что интересного вы узнали сегодня на уроке о причастии?
– В письменной или устной речи они встречаются чаще?
– В каких случаях авторы используют причастия?
VIII. Домашнее задание.
– Написать мини – сочинение о роли причастий в речи.