Цели:
- повторение и закрепление знаний о числительном как части речи;
- предотвращение забывания усвоенного;
- ликвидация пробелов в знаниях по данной теме;
- развитие орфографической зоркости, грамотного письма;
- воспитание взаимопомощи, выручки, отзывчивости, чуткости, товарищества;
- привитие интереса к урокам русского языка.
Ход урока
I. Орг. момент. (2 мин)
Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в путешествие по сказкам на ковре-самолёте в сказочное царство Числительных, повторим, закрепим и обобщим ваши знания об этой части речи. Для этого вы должны сказать волшебные слова: крибле-крабле-бумс.
Звучит музыка (закрываем глаза, представили, полетели)
II. Повторение. (3 мин)
Открываем глаза. Перед вами сказочное царство Числительных. Правят этим царством мудрые королевы- Числительные:
- В меня поэты влюблены,
Буквально все восхищены
Я всем нужна, чтоб посчитать
В каком году, и сколько дней
Хранил он в памяти своей любовь ко мне.
Но вы узнать меня спешите
Разряд скорее назовите. (количественное) - Люблю я петь и веселиться,
В весёлом танце покружиться,
И сколько б не кружилась я
Боюсь, что мало мне, друзья,
А кавалеры подбегают,
К автомобилю провожают.
И первый, и второй, и пятый…
Скорей узнайте меня, ребята. (порядковое)
Вместе:
Мы рады, что узнали нас:
Есть мудрые и среди вас
Теперь вы дружно постарайтесь
Ответить на вопросы попытайтесь:
1 задание (теория) (5 мин)
А.
- Что обозначает числительное? (порядок предмета при счёте)
- Числительные делятся на? (количественные и порядковые)
- По составу числительные бывают? (простые, составные, сложные)
- Разряды количественных числительных? (целые, дробные, собирательные)
- Какова синтаксическая роль числительных?
В.
- Как склоняются порядковые числительные? (как прилагательные)
- В каких числительных Ь пишется в середине? (в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в И.п. и в В.п.)
Итог: Молодцы, ребята, вы справились с нашими вопросами и мы даём вам разрешение путешествовать дальше по нашему королевству.
Ну, что, продолжим наше путешествие, полетели …
Наш ковёр-самолёт пролетает над лесом. Кто же это там катится по тропинке?
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
У меня румяный бок,
А зовусь я… (колобок)
Ребята, из какой он сказки? Кто автор? А что с ним случается в конце сказки? А что нужно сделать, чтобы Лиса не съела Колобка? Правильно, выполнить задание Лисы!
Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа и с новой красной строки выполняем задание.
2 задание (правописание числительных) (5 мин на выполнение, 3 мин. на проверку)
Пят…надцат…, пят…десят…, один..адцат.., восем..десят.., вос..м..десятый, девят..сот, девят..сотый, двадцат..(пять), двадцат..(пятый), (сем..)десятый, (пятнадцати)тысячный, (двух)миллионный, восьми(с половиною)тысячный, пол(страны), (пол)России, (пол)класса, (четверть)финала.
Итог: Молодцы, ребята! С нашей помощью колобок останется жив.
А мы продолжаем своё путешествие. Мы пролетаем над синим морем, а кто же там выходит на берег?
«И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя…(33 богатыря)»
Из какой они сказки? Кто автор?
Какое числительное упоминается в сказке? (количественное)
Они очень добрые и гостеприимные и просят нас поиграть с ними в слова.
3. задание (склонение порядковых числительных) (в тетрадях) ( 5 мин)
А. И. пять минут
В. И. шестеро гусят
Итог: 33 богатыря очень вас благодарят за интересную игру в слова.
Но вы, наверное, устали, давайте отдохнём.
III. Физминутка. (3 мин.)
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Немного размялись, кого вы изображали в этой физминутке? (оловянного солдатика из сказки Г.Х. Андерсена). А вот он, кстати, идёт по дорожке и не с пустыми руками:
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, распределить данные числительные по трём группам: числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные.
4. Задание. (7 мин)
Две трети участка, триста шесть книг, двое студентов, трое волчат, шестнадцать тетрадей, одна шестая посева, тридцать берёзок, три восьмых гектара, пятьдесят два ученика, четверо суток, семеро солдат, шесть сотых сада, восемнадцать градусов, одна пятая пути, трое юношей, пять уроков, пятьсот тенге, одна четвёртая финала, одна вторая километра.
- Молодцы, ребята, спасибо вам большое.
Продолжаем наше путешествие. Летим дальше.
Посмотрите, там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
- Откуда эти строки? Кто автор?
Что надо сделать, чтобы помочь прекрасной царевне?
Давайте её разбудим, для этого выполним задание.
5. Задание (5 мин)
Выполните морфологический разбор числительных:
А. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
В. Первый пахарь земли - крот.
IV. Итог. (3 мин)
- Молодцы, ребята! Мы возвращаемся назад с чувством выполненного долга. Мы помогли всем, кого встретили и показали свои знания. Кажется, жители сказочного королевства остались нами довольны.
А вам понравилось? Что получилось? Что не получилось? Почему?
V. Оценивание.