Тип урока: повторительно-обобщающий.
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Цель: обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте.
Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму “Не с деепричастием”, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь: находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Оборудование: карточки, таблица “Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида”, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Сообщение темы урока и постановка цели
(Вступительное слово учителя)Учитель. Ребята, мы изучили тему “Деепричастие”. И сегодня вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков. Обратимся к контрольным вопросам учебника.
II. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос (с примерами)
– Что называется деепричастием?
– Назовите грамматические признаки деепричастия.
(Деепричастия не изменяются, бывают совершенного и несовершенного вида).
– Как образуются деепричастия несовершенного вида?
– Как образуются деепричастия совершенного вида?
(Работа с таблицей. Ученик объясняет, приводит примеры)
Учитель.
– Однако в образовании деепричастий встречаются трудности. Обратимся к записи на доске:
Увидеть – увидев
– Где деепричастие?
– Как вы его нашли?
– Какого оно вида?
– Почему в деепричастии пишется гласная Е ?
Продолжим объяснение дальше. Запишем деепричастия от следующих глаголов
Услышать – услыш…в
Подклеить – подкле…в
Засеять – засе…в
Сделаем вывод:
– От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед ТЬ)
2. Выборочно-распределительный диктант
Учитель.
– Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. Заполните таблички, лежащие у вас на партах.
(Деепричастия взяты из предстоящего диктанта)
Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, извиваясь, опомнясь.
Деепричастия совершенного вида | Деепричастия несовершенного вида |
3. Работа с разноуровневыми карточками
Учитель.
– Изучая тему “Деепричастие”, вы познакомились с орфограммой. И насколько она важна, не раз убеждались.
– Что за орфограмма? (Не с деепричастиями)
– А теперь я предлагаю вам продемонстрировать уровень ваших знаний по теме “НЕ с деепричастиями”
4. Проверка домашнего задания.
Учитель.
– Встретилась ли орфограмма “НЕ с деепричастиями” при выполнении домашнего задания? (Да)
Дома вы работали с пословицами. (Упражнение не из учебника)
– Какой темой они объединены? (Тема труда)
– Чему учат? (Трудолюбию, прилежанию, усердию)
Ребята, это как раз те качества, которые являются залогом успеха в учёбе.
Из домашнего задания прочитаем последние два предложения. Объясним изученную орфограмму и постановку знаков препинания.
– Что называется деепричастным оборотом?
– Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастный оборот?
– Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
– С каким оборотом мы еще знакомы? (С причастным)
5. Актуализация знаний.
Учитель.
– Обратимся к записи на доске. (Проверим умения различать причастные и деепричастные обороты)
Прочитаем первое предложение.
– Что я выделила? (Причастный оборот)
– Всегда ли он выделяется? (Если стоит после определяемого слова.)
– А можно ли в этом предложении причастный оборот заменить деепричастным?
Запишите в тетрадь получившееся предложение. Объясните знаки препинания.
Вывод: деепричастный оборот выделяется запятой(ыми) независимо от места.
Учитель.
– А всегда ли деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми?
В каких случаях запятые не ставятся? Запишем предложения (ученик у доски), объясним знаки препинания.
1. | Встречаясь со взрослыми | или | входя в помещение |, здоровайся первым.
Вывод: при одиночном союзе или между двумя однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, запятая не ставится.
Вывод: при одиночном союзе и между однородными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, запятая не ставится.
3. На уроке мы трудились засучив рукава. (ЗАСУЧИВ РУКАВА – это фразеологизм. Не выделяется запятой).
Учитель.
– Деепричастный оборот – это очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Прислушайтесь к речи окружающих, и вы убедитесь, что в разговоре деепричастный оборот встречается редко. Пользоваться им надо умело. Иначе можно допустить грамматическую ошибку.
7. Игра “Я редактор”. Употребление деепричастных оборотов в речи.
Учитель.
– А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.
– Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)
– Найдите значение его в толковом словаре под редакцией Ожегова. О чем говориться в словарной статье?
(Редактор, -а, мн. -ы, -ов и (разг.) -а, -ов, м. Человек, к-рый редактирует что-н.; специалист по редактированию. Р. журнала. Ответственный р. Технический р. || ж. редакторша, -и (разг.). || прил. редакторский, -ая,-ое. Редактировать, -рую, -руешь; -анный;несов; что. 1. Проверять и-исправлять текст при подготовке к печати Р.рукопись. || 2. Руководить изданием чего-н. Р. журнал. || сов. отредактировать, -рую, -руешь; -анный (к 1 знач.). || сущ. редактирование,-я, ср., редакция, -и, ж. и редактура, -ы, ж. Редактирование текста. Книга под редакцией известного специалиста. || прил. редакционный, -ая, -ое. Редакционная коллегия.)
– Перед вами карточки, в которых несколько предложений.
- Прочитав “Песню про купца Калашникова”, мне было грустно.
- Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень ее полюбил.
- Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.
– Правильно они построены? ( нет).
– Отредактируйте предложения, запишите в тетрадях правильный вариант.
- Прочитав “Песню про купца Калашникова”, я загрустил.
- Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, очень ее полюбил.
- Закрыв книгу, я надолго запомнил героев.
– Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)
Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!
III. Обобщение.
Учитель.
– Сегодня работали хорошо. С задачей урока справились, все намеченные вопросы рассмотрели.
IV. Итоги урока (комментирование оценок).
Следующим этапом будет контрольный диктант. Желаю успехов.