Урок "Обобщение и систематизация сведений по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Цель: обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму “Не с деепричастием”, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: карточки, таблица “Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида”, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Сообщение темы урока и постановка цели (Вступительное слово учителя)

Учитель. Ребята, мы изучили тему “Деепричастие”. И сегодня вспомним всё, чему научились в течение нескольких уроков. Обратимся к контрольным вопросам учебника.

II. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос (с примерами)

– Что называется деепричастием?

– Назовите грамматические признаки деепричастия.

(Деепричастия не изменяются, бывают совершенного и несовершенного вида).

– Как образуются деепричастия несовершенного вида?

Как образуются деепричастия совершенного вида?

(Работа с таблицей. Ученик объясняет, приводит примеры)

Учитель.

– Однако в образовании деепричастий встречаются трудности. Обратимся к записи на доске:

Увидеть – увидев

– Где деепричастие?

– Как вы его нашли?

– Какого оно вида?

– Почему в деепричастии пишется гласная Е ?

Продолжим объяснение дальше. Запишем деепричастия от следующих глаголов

Услышать – услыш…в
Подклеить – подкле…в
Засеять – засе…в

Сделаем вывод:

– От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед ТЬ)

2. Выборочно-распределительный диктант

Учитель.

Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. Заполните таблички, лежащие у вас на партах.

(Деепричастия взяты из предстоящего диктанта)

Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, извиваясь, опомнясь.

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
   
   
   
   

3. Работа с разноуровневыми карточками

Учитель.

Изучая тему “Деепричастие”, вы познакомились с орфограммой. И насколько она важна, не раз убеждались.

– Что за орфограмма? (Не с деепричастиями)

– А теперь я предлагаю вам продемонстрировать уровень ваших знаний по теме “НЕ с деепричастиями”

4. Проверка домашнего задания.

Учитель.

– Встретилась ли орфограмма “НЕ с деепричастиями” при выполнении домашнего задания? (Да)

Дома вы работали с пословицами. (Упражнение не из учебника)

– Какой темой они объединены? (Тема труда)

– Чему учат? (Трудолюбию, прилежанию, усердию)

Ребята, это как раз те качества, которые являются залогом успеха в учёбе.

Из домашнего задания прочитаем последние два предложения. Объясним изученную орфограмму и постановку знаков препинания.

– Что называется деепричастным оборотом?

– Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастный оборот?

– Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

– С каким оборотом мы еще знакомы? (С причастным)

5. Актуализация знаний.

Учитель.

Обратимся к записи на доске. (Проверим умения различать причастные и деепричастные обороты)

Прочитаем первое предложение.

– Что я выделила? (Причастный оборот)

– Всегда ли он выделяется? (Если стоит после определяемого слова.)

– А можно ли в этом предложении причастный оборот заменить деепричастным?

Запишите в тетрадь получившееся предложение. Объясните знаки препинания.

Вывод: деепричастный оборот выделяется запятой(ыми) независимо от места.

Учитель.

– А всегда ли деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми?

В каких случаях запятые не ставятся? Запишем предложения (ученик у доски), объясним знаки препинания.

1. | Встречаясь со взрослыми | или | входя в помещение |, здоровайся первым.

Вывод: при одиночном союзе или между двумя однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, запятая не ставится.

Вывод: при одиночном союзе и между однородными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, запятая не ставится.

3. На уроке мы трудились засучив рукава. (ЗАСУЧИВ РУКАВА – это фразеологизм. Не выделяется запятой).

Учитель.

Деепричастный оборот – это очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Прислушайтесь к речи окружающих, и вы убедитесь, что в разговоре деепричастный оборот встречается редко. Пользоваться им надо умело. Иначе можно допустить грамматическую ошибку.

7. Игра “Я редактор”. Употребление деепричастных оборотов в речи.

Учитель.

А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.

– Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)

– Найдите значение его в толковом словаре под редакцией Ожегова. О чем говориться в словарной статье?

(Редактор, -а, мн. -ы, -ов и (разг.) -а, -ов, м. Человек, к-рый редактирует что-н.; специалист по редактированию. Р. журнала. Ответственный р. Технический р. || ж. редакторша, -и (разг.). || прил. редакторский, -ая,-ое. Редактировать, -рую, -руешь; -анный;несов; что. 1. Проверять и-исправлять текст при подготовке к печати Р.рукопись. || 2. Руководить изданием чего-н. Р. журнал. || сов. отредактировать, -рую, -руешь; -анный (к 1 знач.). || сущ. редактирование,-я, ср., редакция, -и, ж. и редактура, -ы, ж. Редактирование текста. Книга под редакцией известного специалиста. || прил. редакционный, -ая, -ое. Редакционная коллегия.)

– Перед вами карточки, в которых несколько предложений.

  1. Прочитав “Песню про купца Калашникова”, мне было грустно.
  2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень ее полюбил.
  3. Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.

– Правильно они построены? ( нет).

– Отредактируйте предложения, запишите в тетрадях правильный вариант.

  1. Прочитав “Песню про купца Калашникова”, я загрустил.
  2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, очень ее полюбил.
  3. Закрыв книгу, я надолго запомнил героев.

– Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)

Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!

III. Обобщение.

Учитель.

Сегодня работали хорошо. С задачей урока справились, все намеченные вопросы рассмотрели.

IV. Итоги урока (комментирование оценок).

Следующим этапом будет контрольный диктант. Желаю успехов.

V. Домашнее задание.