Урок русского языка. 6-й класс. Тема: "Спряжение глагола"

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Общеобразовательная: научить определять спряжение глагола; различать написание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений.
  • Развивающая: развивать навык грамотного письма; умение пользоваться обучающими программами “Фраза” и “Репетитор”.
  • Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, умение сотрудничать.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Платформа макбуков (12 штук)
  • Программы – тренажеры “Фраза” и “Репетитор”
  • Мониторинг-листы (22 шт.)

Ход урока

1) Вступительное слово учителя:

Весь мир и мы в нем находимся в движении, в действии. Нам приходится как-то называть эти действия.

Вопрос: Какая часть речи поможет нам в этом? (глагол)

Мы все встречаем глаголы в устной речи и почти не обращаем на них внимания, но при письме сталкиваемся с определенными трудностями написания окончаний.

Вопрос: Что может помочь верно выбрать гласную в окончании глаголов? (определение спряжения)

2) Запись темы урока.

Сообщение цели урока.

3) Презентация “Спряжение глагола”.

4) Сейчас мы с помощью (имя докладчика) вспомним то, что уже знаем о спряжении.

Ученица делает сообщение о классификации глаголов по спряжениям, сопровождая свой рассказ слайдами презентации. 2,3, 4 слайды презентации (Приложение 1)

4) Вопрос: о каких глаголах она не рассказала? (об особом спряжении)

Вопрос: Назовите их (дать, есть).

5) Попробуем вместе использовать полученную информацию на практике.

Внимание! На партах лежат мониторинг-листы (Приложение 2), в которых вы будете фиксировать результаты работы вашей пары.

Учитель вы водит на интерактивную доску программу “Репетитор”, объясняя учащимся, работающим на макбуках алгоритм поиска задания:

  • Запустить программу.
  • Закладка “Орфография”
  • Закладка “Сомнительные буквы”
  • “Безударные гласные”
  • “Безударные гласные в окончаниях глаголов.

1. задание: Рассортировать глаголы по спряжениям.

Параллельно с работой на местах в парах (по очереди) на интерактивной доске выполняют задание 2 ученика.

Макбуки

Доска

Выполнить сортировку глаголов по спряжениям.

Работу контролирует компьютер и сосед по парте.

Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно)

Выполнить сортировку глаголов по спряжениям.

Работу оценивает учитель

Усложняем условия определения спряжения.

Алгоритм:

  • Словарь.
  • Спряжение глаголов.
  • Спряжение глаголов.
  • Задание №2.

Макбуки

Доска

Определить спряжение глаголов. По 5 примеров

Работу контролирует компьютер и сосед по парте.

Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно)

1 ученик

Определить спряжение глаголов 10 примеров

Работу оценивает учитель

Задание 2

Следующая работа связана со способностью выбрать из списка глаголов те, которые относятся к 1 спряжению.

Макбуки

Доска

Выбрать глаголы 1-го спряжения

1вариант (5 заданий)

Работу контролирует компьютер и сосед по парте.

Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно)

1 ученик

Выбрать глаголы 1-го спряжения

(5 заданий)

Работу оценивает учитель

Задание 3

Следующая работа связана со способностью выбрать из списка глаголов те, которые относятся к 2 спряжению.

Макбуки

Доска

Выбрать глаголы 2-го спряжения

2 вариант (5 заданий)

Работу контролирует компьютер и сосед по парте.

Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно)

1 ученик

Выбрать глаголы 2-го спряжения

(5 заданий)

Работу оценивает учитель

6) Мы получили большую нагрузку на глаза, поэтому необходимо сделать небольшой перерыв. (Физкультминутка : гимнастика для глаз, двигательные упражнения)

7) Гораздо труднее ориентироваться в связном тексте. Предлагаю вам отрывок из стихотворения А. Барто.

Интерактивная доска: поиск глаголов по тексту и определение их спряжения.
  1. Прочитать выразительно.
  2. О ком идет речь?
  3. Почему пес грустный?
  4. Чему он обрадовался?
  5. К какому стилю речи можно отнести текст?
  6. К какому типу речи?
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг,
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нем –
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо…

(А. Барто).

 

На местах

У доски

Выбрать 7 любых глаголов, определить их спряжение.

Самопроверка

Вынести отдельно все глаголы, определить их спряжение (14 глаголов)

Проверка учителя

7) Вопрос: Напомните: для чего мы определяли спряжения? (Чтобы верно писать гласные в личных окончаниях глаголов)

Какие гласные пишутся в личных окончаниях?

(1 спряжение – е, 2 спряжение – и)

А во множественном числе?

(1 – ут/ют, 2 – ат/ят)

8) Перед вами мини-тест с пословицами, в которых пропущены буквы. Укажите вариант в соответствии с заданием.

На местах

У доски

Выписать в тетрадь цифру и слово верного варианта.

Взаимопроверка

Вставить буквы, выбрать верный вариант.

Выберите верный вариант.

  1. Выберите вариант с буквой Е.
    1. Быль за сказкой не угон…тся.
    2. Друга за деньги не куп…шь.
    3. Какое слово произнесешь, такое и в ответ услыш…шь
    4. Дитя не плач…т, мать не разумеет.
  2. Выберите вариант с буквой Е.
    1. Язык – стяг, дружину вод…т.
    2. Хорошее дело само свет…тся.
    3. Родительское слово мимо не молв…тся.
    4. Правда в огне не горит и в воде не тон…т
  3. Выберите вариант с буквой И.
    1. Снегу наду…т, хлеба прибуд…т
    2. Время все леч…т.
    3. Насильно мил не буд…шь.
    4. От правды не спряч…шься.

Проверка учителя

9) Мы приобрели достаточный багаж знаний, чтобы попробовать свои силы в более сложном задании.

Работа с макбуками. Тест с гиперссылками. (Приложение 3)

10) Вернемся к нашей презентации.

Слайд 5 презентации “Проверь себя”: ответить на поставленные вопросы.

Домашнее задание:

1) исследовать учебник п. 118, 119.
2) Сопоставить с записями опорной тетради.
3) Из учебника литературы по тексту “Игорь-робинзон” подобрать 6 словосочетаний с глаголами 1 и 2 спряжения.
4) Составить 1 предложение с глаголом 1 спряжения. 1 предложение с глаголом 2 спряжения.

Список литратуры:

  1. Учебник “Русский язык. 6 класс”./Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 29-е издание, авторы: Баранов М. Т. , Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.
  2. Cправочные материалы “Русский язык”. Учебное пособие для учащихся./ Авторы – М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского , – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.
  3. “Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык.” Т.Ю. Угроватова. Калининградский институт развития образования, 2009.