Цели урока:
- Общеобразовательная : научить определять спряжение глагола; различать написание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений.
- Развивающая: развивать навык грамотного письма; умение пользоваться обучающими программами “Фраза” и “Репетитор”.
- Воспитательная : воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, умение сотрудничать.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Платформа макбуков (12 штук)
- Программы – тренажеры “Фраза” и “Репетитор”
- Мониторинг-листы (22 шт.)
Ход урока
1) Вступительное слово учителя:
Весь мир и мы в нем находимся в движении, в действии. Нам приходится как-то называть эти действия.
Вопрос: Какая часть речи поможет нам в этом? (глагол)
Мы все встречаем глаголы в устной речи и почти не обращаем на них внимания, но при письме сталкиваемся с определенными трудностями написания окончаний.
Вопрос: Что может помочь верно выбрать гласную в окончании глаголов? (определение спряжения)
2) Запись темы урока.
Сообщение цели урока.
3) Презентация “Спряжение глагола”.
4) Сейчас мы с помощью (имя докладчика) вспомним то, что уже знаем о спряжении.
Ученица делает сообщение о классификации глаголов по спряжениям, сопровождая свой рассказ слайдами презентации. 2,3, 4 слайды презентации (Приложение 1)
4) Вопрос: о каких глаголах она не рассказала? (об особом спряжении)
Вопрос: Назовите их (дать, есть).
5) Попробуем вместе использовать полученную информацию на практике.
Внимание! На партах лежат мониторинг-листы (Приложение 2), в которых вы будете фиксировать результаты работы вашей пары.
Учитель вы водит на интерактивную доску программу “Репетитор”, объясняя учащимся, работающим на макбуках алгоритм поиска задания:
- Запустить программу.
- Закладка “Орфография”
- Закладка “Сомнительные буквы”
- “Безударные гласные”
- “Безударные гласные в окончаниях глаголов.
1. задание: Рассортировать глаголы по спряжениям.
Параллельно с работой на местах в парах (по очереди) на интерактивной доске выполняют задание 2 ученика.
Макбуки |
Доска |
Выполнить сортировку глаголов по
спряжениям. Работу контролирует компьютер и сосед по парте. Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно) |
Выполнить сортировку глаголов по
спряжениям. Работу оценивает учитель |
Усложняем условия определения спряжения.
Алгоритм:
- Словарь.
- Спряжение глаголов.
- Спряжение глаголов.
- Задание №2.
Макбуки |
Доска |
Определить спряжение глаголов. По 5
примеров Работу контролирует компьютер и сосед по парте. Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно) |
1 ученик Определить спряжение глаголов 10 примеров Работу оценивает учитель |
Задание 2
Следующая работа связана со способностью выбрать из списка глаголов те, которые относятся к 1 спряжению.
Макбуки |
Доска |
Выбрать глаголы 1-го спряжения 1вариант (5 заданий) Работу контролирует компьютер и сосед по парте. Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно) |
1 ученик Выбрать глаголы 1-го спряжения (5 заданий) Работу оценивает учитель |
Задание 3
Следующая работа связана со способностью выбрать из списка глаголов те, которые относятся к 2 спряжению.
Макбуки |
Доска |
Выбрать глаголы 2-го спряжения 2 вариант (5 заданий) Работу контролирует компьютер и сосед по парте. Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно) |
1 ученик Выбрать глаголы 2-го спряжения (5 заданий) Работу оценивает учитель |
6) Мы получили большую нагрузку на глаза, поэтому необходимо сделать небольшой перерыв. (Физкультминутка : гимнастика для глаз, двигательные упражнения)
7) Гораздо труднее ориентироваться в связном тексте. Предлагаю вам отрывок из стихотворения А. Барто.
Интерактивная доска: поиск глаголов по
тексту и определение их спряжения.
|
Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг, Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нем – Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо… (А. Барто). |
На местах |
У доски |
Выбрать 7 любых глаголов, определить их
спряжение. Самопроверка |
Вынести отдельно все глаголы,
определить их спряжение (14 глаголов) Проверка учителя |
7) Вопрос: Напомните: для чего мы определяли спряжения? (Чтобы верно писать гласные в личных окончаниях глаголов)
Какие гласные пишутся в личных окончаниях?
(1 спряжение – е, 2 спряжение – и)
А во множественном числе?
(1 – ут/ют, 2 – ат/ят)
8) Перед вами мини-тест с пословицами, в которых пропущены буквы. Укажите вариант в соответствии с заданием.
На местах |
У доски |
Выписать в тетрадь цифру и слово
верного варианта. Взаимопроверка |
Вставить буквы, выбрать верный вариант. Выберите верный вариант.
Проверка учителя |
9) Мы приобрели достаточный багаж знаний, чтобы попробовать свои силы в более сложном задании.
Работа с макбуками. Тест с гиперссылками. (Приложение 3)
10) Вернемся к нашей презентации.
Слайд 5 презентации “Проверь себя”: ответить на поставленные вопросы.
Домашнее задание:
1) исследовать учебник п. 118, 119.
2) Сопоставить с записями опорной тетради.
3) Из учебника литературы по тексту “Игорь-робинзон” подобрать 6 словосочетаний с глаголами 1 и 2 спряжения.
4) Составить 1 предложение с глаголом 1 спряжения. 1 предложение с глаголом 2 спряжения.
Список литратуры:
- Учебник “Русский язык. 6 класс”./Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2007 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 29-е издание, авторы: Баранов М. Т. , Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.
- Cправочные материалы “Русский язык”. Учебное пособие для учащихся./ Авторы – М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского , – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.
- “Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык.” Т.Ю. Угроватова. Калининградский институт развития образования, 2009.