Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

  1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с несколькими придаточными».
  2. Определить уровень сформированности умений различать СПП с разными видами подчинения, определять вид придаточного; правильно ставить знаки препинания, составлять схемы СПП.
  3. Создавать условия для развития способности грамотно использовать свои знания и умения на практике.
  4. Прививать интерес к нормам языка.

Тип урока: применение и совершенствование знаний и умений.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный тестовый контроль.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык. 9 класс»;
  • дидактические карточки №1 и №2;
  • дидактические карточки, подготовленные учащимися;
  • таблица «СПП».

Ход урока

1. Организационный момент (создание благоприятной деловой обстановки, проверка подготовки к уроку).

2. Целеполагание.

- Какие учебные цели ставите перед собой на уроке повторения и закрепления изученного по теме? (Постановка целей учащимися.)

- Вся работа будет направлена на достижение поставленных целей. Я постараюсь создать вам условия для этого.

3. Проверка домашнего задания.

- Вам предлагалось повторить изученное по теме «СПП и СПП с несколькими придаточными».

Степень усвоения вами материала мы определим с помощью блиц-опроса. Работаем в парах по вариантам. Условие: нечетные вопросы для 1 варианта, четные – для 2 варианта, самооценка на Листе самоконтроля.

  1. Какие предложения называются СПП?
  2. Какие группы СПП вы знаете (по видам придаточных)?
  3. Назовите основные виды СПП с несколькими придаточными.
  4. Чем различаются союзы и союзные слова?

4. Самостоятельная работа с дидактическими карточками учащихся в парах. Поменяться карточками, приготовить карточки-ключи для взаимопроверки (Приложение 1).

А теперь проверим, как вы практически применяете знания.

5. Работа в группах (4 по 4 человека) с карточками №1 (Приложение 2).

Практическое закрепление умений работать с СПП с несколькими придаточными.

(Составить схемы, определить виды придаточных, тип подчинения). Провести коллективную проверку. Результат работы представить на доске.

6. Во время подготовки результата на доске группа продолжает работу с карточкой №1.

Задание: составить карточку с деформированным словарным диктантом «Какие орфографические правила можно проиллюстрировать словами вашего текста?» (В тетрадях орфограммы графически объяснить). Карточки будут использованы на последующих уроках.

7. Промежуточный тестовый контроль. Выполнить задания В7 и В14 тестов ГИА по вариантам (Приложение 3).

- Итак, на данный момент вы готовы проверить свой уровень подготовки к выполнению заданий экзамена В7 и В14. Работа по вариантам.

Самооценка. На доске даны верные ответы:

  • вариант 1: В7 – 4,5; В14 – 9;
  • вариант 2: В7 – 3,4; В14 – 7.

- Что можете сказать? Достигли целей, поставленных в начале урока?

8. Исследовательская работа по карточке №2. Грамматические и лексические нормы языка (Приложение 4).

- Поскольку мы готовимся к экзамену, продолжим работу над речевым оформлением текстов сочинения и изложения. Определить тип ошибки, записать исправленные предложения.

Коллективная проверка.

9. Домашнее задание – дифференцированное:

  1. Выполнить пунктуационный анализ отрывка (8 – 10 предложений) из гл. 1 «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  2. Стр. 94, вопросы для повторения, упр. 207. Составить схемы.
  3. По страницам уроков: привести примеры по теме урока из уже выполненных упражнений. Составить схемы, стр. 94 – вопросы.

10. Рефлексия.

  1. Оценить работу группы (используя памятку) и свою работу на уроке.
  2. Достигнуты ли цели на уроке?

Выставление оценок за урок (с учетом результатов на Листе самоконтроля).