Цели:
- Повторить теоретический материал по теме «СПП с несколькими придаточными».
- Определить уровень сформированности умений различать СПП с разными видами подчинения, определять вид придаточного; правильно ставить знаки препинания, составлять схемы СПП.
- Создавать условия для развития способности грамотно использовать свои знания и умения на практике.
- Прививать интерес к нормам языка.
Тип урока: применение и совершенствование знаний и умений.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный тестовый контроль.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа.
Оборудование:
- учебник «Русский язык. 9 класс»;
- дидактические карточки №1 и №2;
- дидактические карточки, подготовленные учащимися;
- таблица «СПП».
Ход урока
1. Организационный момент (создание благоприятной деловой обстановки, проверка подготовки к уроку).
2. Целеполагание.
- Какие учебные цели ставите перед собой на уроке повторения и закрепления изученного по теме? (Постановка целей учащимися.)
- Вся работа будет направлена на достижение поставленных целей. Я постараюсь создать вам условия для этого.
3. Проверка домашнего задания.
- Вам предлагалось повторить изученное по теме «СПП и СПП с несколькими придаточными».
Степень усвоения вами материала мы определим с помощью блиц-опроса. Работаем в парах по вариантам. Условие: нечетные вопросы для 1 варианта, четные – для 2 варианта, самооценка на Листе самоконтроля.
- Какие предложения называются СПП?
- Какие группы СПП вы знаете (по видам придаточных)?
- Назовите основные виды СПП с несколькими придаточными.
- Чем различаются союзы и союзные слова?
4. Самостоятельная работа с дидактическими карточками учащихся в парах. Поменяться карточками, приготовить карточки-ключи для взаимопроверки (Приложение 1).
А теперь проверим, как вы практически применяете знания.
5. Работа в группах (4 по 4 человека) с карточками №1 (Приложение 2).
Практическое закрепление умений работать с СПП с несколькими придаточными.
(Составить схемы, определить виды придаточных, тип подчинения). Провести коллективную проверку. Результат работы представить на доске.
6. Во время подготовки результата на доске группа продолжает работу с карточкой №1.
Задание: составить карточку с деформированным словарным диктантом «Какие орфографические правила можно проиллюстрировать словами вашего текста?» (В тетрадях орфограммы графически объяснить). Карточки будут использованы на последующих уроках.
7. Промежуточный тестовый контроль. Выполнить задания В7 и В14 тестов ГИА по вариантам (Приложение 3).
- Итак, на данный момент вы готовы проверить свой уровень подготовки к выполнению заданий экзамена В7 и В14. Работа по вариантам.
Самооценка. На доске даны верные ответы:
- вариант 1: В7 – 4,5; В14 – 9;
- вариант 2: В7 – 3,4; В14 – 7.
- Что можете сказать? Достигли целей, поставленных в начале урока?
8. Исследовательская работа по карточке №2. Грамматические и лексические нормы языка (Приложение 4).
- Поскольку мы готовимся к экзамену, продолжим работу над речевым оформлением текстов сочинения и изложения. Определить тип ошибки, записать исправленные предложения.
Коллективная проверка.
9. Домашнее задание – дифференцированное:
- Выполнить пунктуационный анализ отрывка (8 – 10 предложений) из гл. 1 «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
- Стр. 94, вопросы для повторения, упр. 207. Составить схемы.
- По страницам уроков: привести примеры по теме урока из уже выполненных упражнений. Составить схемы, стр. 94 – вопросы.
10. Рефлексия.
- Оценить работу группы (используя памятку) и свою работу на уроке.
- Достигнуты ли цели на уроке?
Выставление оценок за урок (с учетом результатов на Листе самоконтроля).