Цели: закрепить умение определять второстепенные члены предложения; развивать навыки описания картины, навыки монологической речи, навыки синтаксического разбора.
Методические примеры: описание картины, комментарии учителя, беседа, конструирование предложений, синтаксический разбор, построение схем.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка задач урока для учащихся: (Ребята, при закреплении и повторении темы: "Второстепенные члены предложения", что мы должны вспомнить? Отвечая на вопрос, дети ставят перед собой задачи "Что я должен хорошо уметь") по ходу урока дети заполняют лист самооценки:
Лист оценки работы по теме
Я должен хорошо уметь | Задание | Самооценка | Оценка учителя | Рекомендации ученику |
1.Определять границы предложения. | Тигр - животное необычайно красивое тополь рукой мохнатой в наше стучит окно а лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли |
|||
2.Определять вид предложения по цели высказывания. | 1. 2. 3. |
|||
3.Находить грамматическую основу предложения. | 1. 2. 3. |
|||
4.Находить второстепенные члены предложения "дополнение" | В тексте задания, цели №1. | |||
5.Находить второстепенные члены предложения "определение" | В тексте задания, цели №1. | |||
6.Находить второстепенные члены предложения "обстоятельство" | В тексте задания, цели №1. | |||
7.Давать характеристику предложению | 1. 2. 3. |
|||
8.Составить схему предложения. | 1. 2. 3. |
II. Проверка домашнего задания(развитие навыка описания картины)
1. Обсуждение заданий упр.187 .
2. Устроное описание картины Ф.П.Решетникова "Опять двойка!"
(Используем материал упр.218. с.90.)
Можно построить описание как беседу по вопросам.
- Кто герои картины?
- Опишите портреты героев.
- Каково настроение каждого из героев?
- Проследите, куда направлен взгляд каждого из героев.
- Как вы думаете, кому принадлежит возглас "Опять двойка!"?
- Опишите обстановку комнаты (интерьер).
- На картине запечатлена битовая сценка примерно полувековой давности.
Что бы вы изменили в картине, если бы рисовали ее в наши дни?
III. Закрепление темы "Второстепенные члены предложения".
1. Разссказ о членах предложения по плану (упр.191).
2. Работа на листах самооценки.(время работы 10 мин.)
Задание №.1-8.
- Тигр-животное необычайно красивое.
- Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.
- А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли.
3. На листе "Самооценки", в третьем столбце, оцените свою работу баллами от 1 до 5, на сколько легко вам было выполнить
4. Конструирование предложений. (по схемам упр.190.)
V. Подведение итогов.
Что для меня было легко на уроке? И что вызывало затруднения?(ответы учащихся).
Домашнее задание.
1. Опережающее задание: подготовить чтение предложений 1-6 (параграф 40, с. 78-79) с соблюдением интонации перечисления.
2. упр.188