Цель урока:
- закрепить умения различать на письме в однокоренных словах -гор- (-гар-), -зор- (-зар-);
- подбирать слова с чередующимися О и А в корнях;
- работать над развитием логического мышления и речи учащихся.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Блиц-опрос.
- Укажите "лишнее" слово.
а) пригорел
б) загорать
в) пригорок
г) угоревший
- Укажите "лишнее" слово
а) растение
б) растереть
в) заросли
г) выращенный
- Укажите "лишнее" слово.
а) касается
б) коснулся
в) косится
г) прикосновение
- В каком ряду во всех словах пишется безударная проверяемая гласная
а) насл:ждаться, прил..жение, пок:заться
б) р:скошный, сож:леть, вд:леке
в) уд..вление, зам..рать, прибл..жаться
3. Орфографическая диктовка.
Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, возлагать надежды, молодая поросль, собираться за грибами, запереть дверь, блистательная победа.
4. Творческий диктант.
Задание: записать предложения, заменив глаголы другими, близкими по значению, с чередующимися гласными.
Туристы устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Заря угасала (догорала). Последние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Ребята стали искать (собирать) сучья. Один за другим вспыхивали (разгорались ) костры.
5. Работа по стилистике (устно)
Задание: Определите, какое значение имеют слова с корнем -ГОР- (-ГАР-) в следующих примерах.
А)
Звезды горят и светят над миром.(блестят, сверкают)
Б)
Грудь твоя горит звездами. (украшена, блестит)
В)
Сегодня все звезды так пышно
Огнем голубым разгорелись. (засверкали)
Г)
Заря. Сияет край востока,
Прорвался луч - и все горит. (блестит)
Д)
Скачут босиком
Два мальчишки загорелых
На прутах верхом.
Крупный пот с них градом льется
И лицо горит. (краснеет от прилива крови)
Е)
Хлеб горит в копнах.(гниет)
Ж)
Обувь горит на нем.(изнашивается быстро)
З)
Гореть ненавистью к угнетателям.(испытывать сильное чувство)
6. Изложение-миниатюра. "Теплинка".
Сначала мы зажгли небольшую сосновую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички и горела так, словно гореть для неё - большая радость: то есть даже ничего нет на свете лучше, чем сгореть в нашей теплинке. Она вроде бы даже не горела, а плясала, как девчонка в ярком красном платьице.
На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки.
7. Подведение итогов.
8. Дома: составить несколько предложений со словами с чередующимися гласными в корне.