Знать: о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте и частей текста, о синтаксической функции местоимений.
Уметь: находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, разряд (пользуясь таблицей), правильно употреблять местоимения.
Д/з к этому уроку:
1) повторить определение имени существительного, имени прилагательного, числительного;
2) подготовить рассказ об этимологии (происхождении) слова “местоимение”.
Ход урока
I. Беседа.
– Назовите самостоятельные именные части речи, (существительное, прилагательное, числительное)
– Какой морфологический признак у них общий? (изменение по падежам)
Учитель: “Мы продолжаем изучать самостоятельные части речи. Сегодня знакомимся с местоимениями, их разрядами; выясним, какую функцию выполняют местоимения в предложении”.
II. Сообщение ученика об этимологии местоимения.
Местоимение заимствовано из ст.-сл. языка, а в ст.-сл. пришло из греческого: antonymia. Это слово было образовано сложением предлога anti (вместо) и существительного onyma (имя) с одновременным прибавлением суффикса ia. Лексическое значение: вместо имени.
III. Работа с таблицей.
Знакомство с разрядами местоимений (обратить внимание на лексическое значение названия местоимений)
Местоимения
3. Вопросительные – кто? что? какой? чей? сколько? каков?
4. Относительные – кто что какой чей сколько каков который.
5. Неопределенные – некто нечто некоторый несколько кое-кто кое-что кто-нибудь что-нибудь.
6. Отрицательные – никто ничто никакой ничей некого нечего.
7. Притяжательные – мой твой свой (своя своё) наш ваш.
8. Указательные – тот этот такой таков столько.
9. Определительные – весь всякий каждый сам самый любой иной другой.
– Какие местоимения вам уже известны?
IV. Работа с текстом см. учебник стр.64.
(Этот текст можно написать на интерактивной доске)
1. Весна на пороге. 2. Скоро она (весна) вступит в свои права. 3. А сейчас ещё морозно. 4. Такая (морозная) погода продержится недолго. 5. Через несколько дней (скоро) засияет настоящее солнце и начнется настоящая весна.
Задания.
– Чтение текста
– Докажите, что это текст
– Какова его тема? Озаглавьте. (Приближение весны. Такое название объединяет предложения в синтаксическое целое, которое начинается и замыкается словом весна?).
– Определим, вместо каких частей речи используются местоимения и какую функцию они выполняют в тексте.
Личное мест. она заменяет слово весна предшествующего предложения и связывает 2-ое предложение с 1-ым, является подлежащим. Указ. мест. такая + погода, заменяя предшествующее предложение, объединяет 3-ье с 4-ым, является определением.
Неопределенное мест. несколько + дней соотносится с наречием скоро и соединяет последнее предложение со 2-ым, которое тесно связано с 1-ым. В предложении является обстоятельством времени.
(Такая работа учит детей соотносить мест. с сущ., прил., числ. Это поможет им понять, от чего зависит синтаксическая роль того или иного мест. и почему некоторые мест. изменяются не только по падежам, но и по родам и числам.)
– Значит, какую функцию выполняют местоимения в тексте? Что они делают? (Связывают предложения между собой)
– Как называется вид связи, при котором последующее предложение связано с предыдущим? (Цепной)
– Посмотрите на текст и определите, вместо каких именных частей речи используются местоимения. Сформулируйте общее грамматическое значение местоимения. (или см. стр. учебника 64 I пункт правила)
– Какими членами предложения могут быть местоимения? (или см. стр. 64, 3 пункт правила)
– Каковы морфологические признаки местоимения? (или см. стр.64, 2 пункт правила)
V. Знакомство учащихся с морфологическим разбором местоимения.
Цель: обратить внимание уч-ся на сходство плана морфологического разбора и определения местоимения (п. 68). она
I) Общее грамм. знач.:мест.,т.к. указывает на время года(лицо), но не называет его и отвечает на вопрос (что?)
II) Морфолог. признаки:
III) Синтаксическая роль: подлежащее
Продолжаем наблюдать: что же ещё умеет местоимение?
Выполним упражнение №392.
– Чтение текста подготовленным учеником. Подумайте, какова микротема 1-ого и 2-ого абзацев? (Природа весной. Дети весной.)
– Благодаря чему связаны между собой 1-ый и 2-ой абзацы? (Концовка -последнее предложение – завершает круг мыслей, отражённых в 1-ом и 2-ом абз., и связано с ними определительным местоимением всё + хорошо ; указательным местоимением это +время. Поэтому оно выделено в 3-ий абз.
Вывод: местоимение связывает не только предложения в тексте. Но и целые абзацы.
3 ученика выполняют задание на доске (задание написано на карточке)
Задание для 1-ого ученика:
– переписать первое предложение, расставив знаки препинания, выделить в словах на месте пропусков орфограммы, указать падеж выделенных местоимений;
– выполнить морфологический разбор слова (в) лужах;
– назвать слова, употребленные в переносном значении.
Задание для 2-ого ученика:
– переписать 2-ое и 3-ье предложения, расставив знаки препинания, выделив орфограммы в словах на месте пропусков;
– сделать синтаксический разбор 2-ого предложения;
– какой худ. приём использовал А.П.Чехов при описании речки и деревьев?
Задание для 3-его ученика:
– выписать из 2-ого абзаца слова с пропущенными буквами, выделить орфограммы;
– записать в форме Р.п. и Т.п. число 265;
Задание для остальных учащихся:
– озаглавить текст;
– переписать 1-ое предложение 2-ого абзаца, расставив знаки препинания, указать падеж выделенных местоимений;
– определить лексическое значение слов пускать, упрямый лёд, гнать метлой, речка заревёт;
– в 3-ем предлож. назвать грамматическую основу
Проверка упражнения № 392/
VI. Самостоятельная работа.
– Вставить подходящие по смыслу местоимения, определить его падеж и подчеркнуть как член предложения.
Текст спроецировать на интерактивную доску.
Нужно, чтобы человек понял, что ... (он) творец мира, что на ... (нём) лежит ответственность за все несчастия на земле и ... (ему) же принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни.
Проверка:
– Выразительное чтение предложения.
– Как понимаете смысл этого предложения?
Творец (из словаря Ожегова): 1) Бог, мифическое существо, создатель мира; 2) тот, кто творчески создает что-нибудь. Слово мир в словаре С.И.Ожегова имеет много значений. Вот два из них:
– мир – это планета, земной шар;
– мир – это согласные отношения, отсутствие вражды, войны, ссоры.
VII. Чтение учителем стихотворения С.Я.Маршака “Пожелание друзьям”
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
– Как понимаете значение слова недёшево?
– Пользуясь таблицей, выписать все местоимения, указать разряд.
VIII. Д/З:
1) п. 68, 79, упр. № 390;
2) письменно объяснить смысл предложения из самостоятельной работы.