Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Наречие".
Задачи:
- Повысить интерес к урокам русского языка
- Повторить отличительные признаки частей речи
Форма занятия - игра "Счастливый случай"
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Словографии-Морфологии, начатое еще в 5 классе. Обратите внимание на величественное название страны - Словография. В этой стране много самостоятельных крупных княжеств: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное и Наречие. Есть и мелкие, их отсюда совсем не видно: это - Предлоги, Союзы, частицы и Междометия.
Все крупные княжества нам хорошо знакомы, в них во всех мы уже побывали и не раз, много орфограмм узнали и при каждом удобном случае их вспоминали. Вспомним и сегодня, потому что княжества друг от друга отличаются: (вопросами)
Существительное - Кто? Что?
Прилагательное - Какой? Чей?
Глагол - Что делать?
Местоимение - Вместо имени.
Числительное - Сколько? Какой по счету?
Наречие - Как? Когда?
Знакомо по названию и последнее крупное княжество - Наречие, так как тема изучена, и сегодня последний урок. Посмотрите, какие особняки, где живут наречия, а какая скользкая дорога. Чтобы легче было ориентироваться в мире наречий, нам поможет девиз урока: "Главное - сообразительность, и вас ждет успех!"
А форму путешествия выбрали сами по образцу игры "Счастливый случай".
I гейм - Продолжи мою мысль
Чтобы мне удостовериться, познал ли каждый из вас все тайны этого загадочного княжества и всей страны Словографии, продолжите мою мысль:
- Морфология - это раздел науки о языке, который изучает: (части речи)
- Всего частей речи в русском языке: (10)
- Самостоятельных частей речи: (6)
- Каждая часть речи отличается от другой: (вопросами и значением)
- Наречие - это самостоятельная, неизменяемая часть речи, которая:
- Найдите наречие в предложении:
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
а). Где здесь наречие? (обычно)
б). В чем особенность его написания? (-чн-, -н-)
в). Из какого особняка оно вышло?
г). Произведите синтаксический разбор.
д). Морфологический разбор.
ПАУЗА. В черном ящике лежит предмет, который равен году и помогает отсчитывать 365 дней?
Что это? (отрывной календарь).
II гейм - Спешите видеть
Посмотрите внимательно на этот календарь и запишите от глагола "смотреть" зависимые слова, выраженные наречиями:
смотреть
- удивленно (от причастия)
- зачарованно (от причастия)
- восторженно (от прилагательного)
- недоуменно (от прилагательного)
- безразлично (от прилагательного)
- его содержание действует волнующе
Удивленно2, зачарованно2
Каким способом образованы эти наречия?
Зачарованный - зачарованно
III гейм - Ты - мне, я - тебе
Дети задают вопросы друг другу по проверке знаний правил по теме "Наречие".
IV гейм - Мне помогает память и сообразительность
Представьте, что вы знаменитые знатоки и сходу решаете любой проблемный вопрос: даете правильный ответ, правильное объяснение.
1. Послушайте текст Н.В. Жутиковой "Урок мира и доброты".
- Во дворе плачет девочка. Слишком отверженной выглядела она, чтобы пройти мимо. При разговоре девочка понемногу начала оживать. Вдруг подходит с палочкой, прозрачная от ветхости старушка. И слабеньким таким голосом говорит:
- Да ты пошто, дева, отделилась-то ото всех?
И было столько глубокой благожелательности в тоне и во всем облике бабушки, когда она сказала:
- Видно, чижало жить тебе, дак ты поплачься. Поплачься вот нам с тетей, что девочка, задрожав подбородком, прошептала:
- Дразнятся: "косая", "уродина".
- Вот оно как! Дак это они еще глупые! А ты вот послушай-ка: Красота-то всем поровну дана, у всех она есть. И у тебя тоже она есть! Только у всех она по-разному оказывает себя. Эвон у той кудри какие - в кудрях краса. А вот у этой - смех какой, слышь, как заливается, красота, значит в смехе. А вон та, черненькая, - в лице у нее краса. А у тебя самая главная краса в душе, в сердечке, вот тут!
И старушка, как добрая колдунья, положила свою невесомую сморщенную руку девочке на сердце.
- Попомни, что скажу, всю жизнь помни. Вот тут, в сердце, главная красота и есть! Ты полюбуйся на чужую красоту, и тебе красы прибавится. И тебя будут любить, к сердцу твоему льнуть будут. Иди-ка к ним. Гляди на всех, как на картинки глядишь, без зла, без обиды! И будет красы у тебя в сердце, в душеньке больше: Ступай!
И повела она девочку к группе.
2. Какие наречия бабушка исказила? (Пошто, чижало, боле)
3. Запишем начало текста комментированным способом.
4. Дальше выпишем словосочетания
Главное слово + наречие
Тяжело жить
Дана поровну
Оказывает по-разному
Будет больше (срав. степень)
5. Гляди на всех, как на картинки глядишь, без зла, без обиды, без злобы.
6. Образовать однокоренные наречия
Без зла - незлостно
Без обиды - безобидно
Без злобы - беззлобно
ПАУЗА. В черном ящике лежит предмет, который помогает видеть внешность самого себя. (Зеркало)
Записать два предложения, имеющие отношение к слову зеркало.
а) Посмотревшись утром в зеркало, причесавшись аккуратно, ты себя чувствуешь блестяще.
б) Мое зеркало на вид блестяще.
V гейм - Дальше! Дальше!
I ряд
- Что такое наречие?
- Какими способами образуются наречия?
- Способ образования наречия по-дружески.
- От какой части речи оно образовалось? (дружеский - прилагательное)
- Как образовалось наречие весело?
- От какой части речи оно образовалось?
- Как образовалось наречие снова?
- Почему этот способ приставочно-суффиксальный?
- Почему на конце суффикс -а?
- Какой суффикс напишем в наречии заново?
- Почему?
- Сколько -н- пишется в наречиях возбужденно, зычно, смешно, интересно?
II ряд
- В скольких случаях наречия пишутся через дефис?
- Первый случай. (суффиксы -ых -их)
- Второй случай. (суффиксы -ому -ему)
- Третий случай. (суффикс -и)
- Четвертый случай. (еле-еле)
- Пятый случай. (приставка кое)
- Шестой случай. (частицы -то,- либо)
- Как пишется не с наречиями?
- В скольких случаях слитно?
- В скольких случаях раздельно?
- Первый случай слитного написания.
- Второй случай слитного написания.
- Первый случай раздельного написания.
III ряд
- Второй случай раздельного написания.
- Третий случай раздельного написания.
- Как пишутся наречия на шипящую?
- С помощью каких приставок образуются отрицательные наречия?
- Когда пишется приставка не?
- Когда пишется приставка ни?
- Как пишутся с наречиями приставки не и ни? (всегда слитно)
- Почему всегда слитно? (не имеет предлога)
- Какое наречие пишется с двумя дефисами? (точь-в-точь)
- Какая особенность написания еще у наречия точь-в-точь?
- Какое наречие пишем в 6 слов? (во что бы то ни стало)
- Чего никогда не бывает у наречий при разборе по составу? (окончаний)
- У какой части речи еще нет окончаний? (деепричастие)
VI гейм - Избегай ошибок
Говорить возбужденно, сердце возбуждено кем-то, сначала думать, славится издавна, выполнять небрежно, выглядеть неряшливо, вовсе не аккуратно, совсем не обдуманно, никак не сосредоточиться, негде остановиться, ни к кому не обращаешься.
НН - руки вверх
Н - присели
НЕ слитно - движение руками к себе
НЕ раздельно - топнули ногами.
VII гейм - Оцени урок
Домашнее задание: написать отзыв об уроке, употребив наречия.
VIII гейм - Кроссворд
1) Антоним к слову конец.
2) От этого антонима образовалось однокоренное наречие на -е.
3) Антоним к наречию легко.
4) Нетрудно ответить на уроке, если повторил материал когда?
5) Наречие степени и меры, которое подставляем, чтобы объяснить правописание приставки пре-.
6-7) Два отрицательных наречия, в которых приставки не- и ни- зависят от ударения.