Управление процессом адаптации учащихся через развитие общеучебных умений и навыков

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Целью адаптационного периода в первые 2-3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.

Задачи:

  • воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
  • формирование навыков общения.

Управление процессом адаптации можно рассматривать в нескольких направлениях.

Для достижения успешности процесса адаптации я начинаю работу над общеучебными умениями и навыками:

  • учебно-организационными;
  • учебно-коммуникативными;
  • учебно-интеллектуальными;
  • учебно-информационными.

Эта работа начинается с курса “Введение в школьную жизнь” на основе курса, разработанного авторами Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой. Провожу 5 занятий по 3 часа. Каждое занятие - это возможность понаблюдать, проанализировать состояние ученика на каждом этапе обучения.

1 день 2 день
1. Знакомстово. 1. Приветствие.
2. Режим дня школьника. 2. Знакомство.
3. Звонок. 3. Введение знака “ хоровой ответ”.

 

3 день 4 день
1. Оценка. 1. Введение знака “?”.
2. Рождение группы. 2. Спор или ссора.
3. Самооценка. 3. Неопределенное правило.

 

5 день
1. Ловушка.
2. Развитие линии “оценка”.
3. Праздник “Посвящение в ученики”.

Работу над общеучебными умениями и навыками начинаю с линии сотрудничества, т.к. современные программы предполагают обучение, где работают группами, поэтому необходимо знакомство детей друг с другом и с учителем. Для обеспечения линии сотрудничества учу “адресоваться”. Работа, в зависимости от формы вопроса, идет по отработке использования знаков:

  • “хоровой ответ”;
  • “индивидуальный ответ”;
  • “мы готовы”;
  • “не уверен”.

Вторая линия – линия образования групп, организация взаимодействия в группах. Мною используются следующие игры:

  • “Знакомство в группе”;
  • “Представление групп”;
  • “Редкие имена”.

Третья линия – линия организации своего поведения в зависимости от того, где ты находишься - урок, перемена. Здесь рассматриваются:

  • схемы времени, “временной луч”;
  • знак звонка как начало и конец действия.

Интересно было наблюдать, как разные учащиеся составляли свою схему учебного дня. Одни хотели, чтобы уроки были большими, а перемены маленькими.

Другие желали, чтобы было наоборот, перемены большие, а уроки маленькие.

Третьи были за то, чтобы в школе были одни только уроки.

Четвертые хотели, чтобы школьный день состоял из одних перемен.

Пятые - за то, чтобы было несколько больших уроков подряд, а потом большая перемена.

Четвертая линия – линия приветствия учителя, друг друга. На занятиях рассматривалось значение слова “здравствуйте”, игры “Приветствие учителя, воспитателя детского сада, друга и т.д.”.

Пятая линия – линия оценки, самооценки, взаимооценки, критерии оценки:

  • правильность;
  • красота;
  • старание;
  • точность;
  • аккуратность;
  • быстрота выполнения задания.

Детям предлагались игровые задания:

  • графические диктанты;
  • задания-ловушки.

Графический диктант, выполненный в первый раз показал, что у

  • 42 % детей самооценка в норме,
  • 19 % детей имеют завышенную самооценку,
  • 13 % детей имеют заниженную самооценку,
  • 26 % не смогли себя оценить.

После серии игровых заданий проведена работа “Стрельба по мишеням”.

В результате все дети сумели себя оценить. 70 % детей научились оценивать достаточно реально выполнение того или иного задания в своей работе или работе товарища.

Шестая линия – линия планирования текущей работы.

Игра “Одноруки” показала, что детям очень трудно выполнять задания, следуя поставленной задаче, не изменяя ее условий. Они с трудом пришли к выводу, что во время работы можно попросить помощи у окружающих (учителя, освободившихся детей в других группах, присутствующих на уроке других взрослых).

Полезно было проанализировать задание, которое прозвучало на “Празднике посвящения в ученики”. Нужно было разбиться на группы, исходя из характеристики зверька - ученика (котенок, медвежонок, лошадка, зайчик, бельчонок). Характеристика животного подразумевала определенный тип ученика. Оказалось, что

  • 13 % детей обладают интеллектуальным типом,
  • 13 % детей – исполнительским типом,
  • 16 % - коммуникативным типом,
  • 16 % - тревожным типом,
  • 42 % - игровым типом.

Для себя я выявила группу детей, к которым нужно чаще обращаться с вопросами, так как у них плохо развиты коммуникативные качества, а детям этого хочется.

Задание “Чего в тебе больше?” помогли выявить группу детей, у которых уровень тревожности высок с первых дней прихода в школу. В дальнейшем из бесед с детьми и родителями выяснилось, что этот уровень тревожности – результат предыдущего приобретенного жизненного опыта (страх темноты, одиночества, животных и т.д.).

В результате, приобретенный на занятиях курса “Введение в школьную жизнь” опыт помог нам в работе над здоровьепсихосберегающей программой “Начальная школа XXI века”. Этот опыт помог детям на уроках в организации парной, групповой работы, в обсуждении проблемных заданий. Дети научились уважительно общаться друг с другом во время обсуждения того или иного ответа, научились реально оценивать свою работу и работу товарища.

Учителю приобретенный опыт помог учитывать особенности каждого ребенка при планировании различных этапов работы на уроке.