Целью адаптационного периода в первые 2-3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.
Задачи:
- воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);
- формирование навыков общения.
Управление процессом адаптации можно рассматривать в нескольких направлениях.
Для достижения успешности процесса адаптации я начинаю работу над общеучебными умениями и навыками:
- учебно-организационными;
- учебно-коммуникативными;
- учебно-интеллектуальными;
- учебно-информационными.
Эта работа начинается с курса “Введение в школьную жизнь” на основе курса, разработанного авторами Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой. Провожу 5 занятий по 3 часа. Каждое занятие - это возможность понаблюдать, проанализировать состояние ученика на каждом этапе обучения.
1 день 2 день 1. Знакомстово. 1. Приветствие. 2. Режим дня школьника. 2. Знакомство. 3. Звонок. 3. Введение знака “ хоровой ответ”.
3 день 4 день 1. Оценка. 1. Введение знака “?”. 2. Рождение группы. 2. Спор или ссора. 3. Самооценка. 3. Неопределенное правило.
5 день 1. Ловушка. 2. Развитие линии “оценка”. 3. Праздник “Посвящение в ученики”.
Работу над общеучебными умениями и навыками начинаю с линии сотрудничества, т.к. современные программы предполагают обучение, где работают группами, поэтому необходимо знакомство детей друг с другом и с учителем. Для обеспечения линии сотрудничества учу “адресоваться”. Работа, в зависимости от формы вопроса, идет по отработке использования знаков:
- “хоровой ответ”;
- “индивидуальный ответ”;
- “мы готовы”;
- “не уверен”.
Вторая линия – линия образования групп, организация взаимодействия в группах. Мною используются следующие игры:
- “Знакомство в группе”;
- “Представление групп”;
- “Редкие имена”.
Третья линия – линия организации своего поведения в зависимости от того, где ты находишься - урок, перемена. Здесь рассматриваются:
- схемы времени, “временной луч”;
- знак звонка как начало и конец действия.
Интересно было наблюдать, как разные учащиеся составляли свою схему учебного дня. Одни хотели, чтобы уроки были большими, а перемены маленькими.
Другие желали, чтобы было наоборот, перемены большие, а уроки маленькие.
Третьи были за то, чтобы в школе были одни только уроки.
Четвертые хотели, чтобы школьный день состоял из одних перемен.
Пятые - за то, чтобы было несколько больших уроков подряд, а потом большая перемена.
Четвертая линия – линия приветствия учителя, друг друга. На занятиях рассматривалось значение слова “здравствуйте”, игры “Приветствие учителя, воспитателя детского сада, друга и т.д.”.
Пятая линия – линия оценки, самооценки, взаимооценки, критерии оценки:
- правильность;
- красота;
- старание;
- точность;
- аккуратность;
- быстрота выполнения задания.
Детям предлагались игровые задания:
- графические диктанты;
- задания-ловушки.
Графический диктант, выполненный в первый раз показал, что у
- 42 % детей самооценка в норме,
- 19 % детей имеют завышенную самооценку,
- 13 % детей имеют заниженную самооценку,
- 26 % не смогли себя оценить.
После серии игровых заданий проведена работа “Стрельба по мишеням”.
В результате все дети сумели себя оценить. 70 % детей научились оценивать достаточно реально выполнение того или иного задания в своей работе или работе товарища.
Шестая линия – линия планирования текущей работы.
Игра “Одноруки” показала, что детям очень трудно выполнять задания, следуя поставленной задаче, не изменяя ее условий. Они с трудом пришли к выводу, что во время работы можно попросить помощи у окружающих (учителя, освободившихся детей в других группах, присутствующих на уроке других взрослых).
Полезно было проанализировать задание, которое прозвучало на “Празднике посвящения в ученики”. Нужно было разбиться на группы, исходя из характеристики зверька - ученика (котенок, медвежонок, лошадка, зайчик, бельчонок). Характеристика животного подразумевала определенный тип ученика. Оказалось, что
- 13 % детей обладают интеллектуальным типом,
- 13 % детей – исполнительским типом,
- 16 % - коммуникативным типом,
- 16 % - тревожным типом,
- 42 % - игровым типом.
Для себя я выявила группу детей, к которым нужно чаще обращаться с вопросами, так как у них плохо развиты коммуникативные качества, а детям этого хочется.
Задание “Чего в тебе больше?” помогли выявить группу детей, у которых уровень тревожности высок с первых дней прихода в школу. В дальнейшем из бесед с детьми и родителями выяснилось, что этот уровень тревожности – результат предыдущего приобретенного жизненного опыта (страх темноты, одиночества, животных и т.д.).
В результате, приобретенный на занятиях курса “Введение в школьную жизнь” опыт помог нам в работе над здоровьепсихосберегающей программой “Начальная школа XXI века”. Этот опыт помог детям на уроках в организации парной, групповой работы, в обсуждении проблемных заданий. Дети научились уважительно общаться друг с другом во время обсуждения того или иного ответа, научились реально оценивать свою работу и работу товарища.
Учителю приобретенный опыт помог учитывать особенности каждого ребенка при планировании различных этапов работы на уроке.