Цели:
1. Обучение алгоритму решения логических задач.
2. Развитие наблюдательности, пространственного ориентирования и воображения, повышение интереса детей к математике, естествознанию и расширению их кругозора.
3. Воспитание навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях, а также этических принципов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Ребята, вы, наверное, все знаете Винни-Пуха и его друзей (на доске рисунки: Винни-Пух, Пятачок, Сова, Ослик Иа). Где вы могли с ними встречаться? (В книге, в мультфильме). Александр Милн, английский писатель, рассказал о них в книге “Винни-Пух и все-все-все”. [3] (Показать книгу). Сегодня у Ослика Иа день рождения, и он прислал нам письмо:
На день рождения друзей
Хочу я пригласить,
Хочу испечь огромный торт
И всех вас угостить. [1]
Дети хором повторяют за учителем.
Учитель. Куда же пригласил нас Ослик Иа? (На день рождения). Ну что, ребята, пойдем к нему? (Да). Но по пути нам встретятся разные задания, а справятся с ними самые внимательные. Ребята, а что обычно берут с собой, идя на день рождения? (Подарки). Давайте и мы сделаем Ослику подарок. А для того, чтобы он получился красивым и аккуратным, нужно размять пальчики:
1, 2, 3, 4, 5,
(пальцы сжимаются в кулаки и разжимаются)
Вышли пальчики гулять,
(разжали кулаки)
Этот пальчик гриб сорвал,
(загибаем большие пальцы)
Этот пальчик чистить стал,
(загибаем указательные пальцы)
Этот резал,
(загибаем средние пальцы)
Этот ел,
(загибаем безымянные пальцы)
Ну а этот лишь смотрел.
(загибаем мизинцы)
Встряхнули кисти рук, потерли ладошки друг об друга.
Учитель. Ну вот, пальчики размяли, теперь давайте сделаем подарок Ослику Иа - рисунок. (Под диктовку). Рисуем от точки: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 1 влево, 2 вверх, 4 влево, 2 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 2 вверх.
Кто же у нас получился? (Собака). [2] Что ещё надо дорисовать собаке? (Нос, глаза). Молодцы, ребята! Ослик будет доволен.
Пятачок также занят выбором подарка для Ослика. Поможем Пятачку решить эту задачу? (Да).
Задача: Сова, Ослик и Винни-Пух любят воздушные шарики. Сова и Ослик любят большие шарики, Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики. Кому какой шарик нравится? [1]
На доске изображения большого зеленого, большого синего и маленького зеленого шариков. С использованием наглядности разбирается решение задачи.
Учитель. По каким признакам мы определили,
кому какой шарик нравится? (Цвет, размер). Так
кому какой шарик достанется? (Сове – большой
синий, Ослику – большой зеленый, Винни-Пуху –
маленький зеленый шарик). Молодцы, ребята,
помогли Пятачку решить задачу.
А вот и наш старый знакомый - Винни-Пух. Что он
больше всего любит? (Мёд). Он захотел
подкрепиться, но не может открыть замок на шкафу.
И поможете ему только вы, если правильно решите задачу.
Задача: В первый день Винни-Пух опустошил все горшочки с медом в первом шкафчике, во второй день – во втором, в третий день – в третьем шкафу. Остался только последний шкафчик. Но он закрыт. А откроется он только в том случае, если мы поможем Винни-Пуху отгадать, сколько горшочков стоит на каждой полке в этом шкафу. Существует закономерность между количеством горшочков во всех шкафчиках. [1]
Учитель. Ребята, сколько горшочков на верхней полке в каждом из трех шкафов? На нижних полках?
На доске записываются числовые ряды.
Верхняя полка: 8, 6, 4
Нижняя полка: 2, 3, 4
Учитель. Что происходит с горшочками на
верхних полках? (Их количество уменьшается на 2).
Сколько их будет в закрытом шкафу на верхней
полке? (2). А на нижних полках? (Количество
горшочков увеличивается на 1). Сколько их будет
в последнем шкафу? (5). Молодцы, помогли
Винни-Пуху подкрепиться. А что обещал
приготовить для нас Ослик Иа? (Торт).
Давайте мы свами пофантазируем, нарисуем в
тетрадях торт, который бы вы хотели увидеть на
столе у Ослика. (На партах перед каждым ребенком
3 шаблона: треугольник, круг, квадрат).
Выберите форму для своего торта, обведите её. А
теперь аккуратно заштрихуем сверху вниз. Можете
разукрасить свой торт. Покажите друг другу свои
рисунки. (Лучшие работы отметить).
Ну вот и подошел к концу наш урок. Давайте
вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети
отвечают). Вы отлично справились с заданиями
наших сказочных друзей. До свидания.
Список литературы:
- Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2000. –78 с.
- Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 64 с.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все. Повесть-сказка. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. – 208 с.