Цель занятия: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности детей и подготовки их к будущей социальной адаптации.
Основные задачи:
- Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей, на материале дидактических игр.
- Продолжать работу по развитию у учащихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение специальных упражнений.
- Работать над развитием речи детей, используя игровую ситуацию.
- Развивать словесно-логическое мышление учащихся на основе сравнения и обобщения.
- Познакомить детей с некоторыми учреждениями города, профессиями людей, которые там работают.
- Воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к людям труда.
Оборудование:
Для учителя:
- Магнитола.
- Аудиокассета с записью "Песенки крокодила Гены" (музыка В. Шаинского).
- Игрушки: мячик, кукла, мишка, ежик, зайка, тигренок.
- 9 домиков (для составления картинки "Какой это дом?").
- Картинка "Заплатка".
- Мешочек из плотной ткани.
- Кусочки различных видов ткани (шелк, ситец, фланель).
- Картинки с изображением людей разных профессий – 5 штук.
- Конверты (140 х 100 мм) – 5 штук.
- Карточки из белого картона и изображением геометрических фигур (140 х 100 мм) – 5 штук.
- Карточки из цветного картона (140 х 100 мм) – 5 штук (по цвету марки на конверте).
- Буквы из разрезной азбуки для составления названия города.
Для учащихся:
- Тетрадный лист в клетку.
- Простой карандаш.
- Набор (5 шт.) карточек (70 х 50 мм) из белой бумаги с контуром геометрических фигур, указанных на конвертах.
- Картинка "Какой это дом?" (70 х 50 мм).
- Картинка "Заплатка" (70 х 50 мм).
- Карточка с образцами ткани (шелк, ситец, фланель).
- Картинка "Машины".
- Набор карточек с цифрой от 0 до 9.
ХОД УРОКА
Вводная часть
Звучит музыка В. Шаинского "Песенка крокодила Гены".
Дети под музыку заходят в класс.
Учитель: Прозвучали слова "День рождения только раз в году" из известной детской песни. Скажите, дети, чей день рождения мы скоро будем праздновать?
Дети: День рождения нашего города.
На доске: | С днём рождения, |
У: Правильно, ребята. Наш город ещё совсем молодой. Раньше это был небольшой поселок строителей, которые строили очень нужный и важный для страны завод. Это строительство началось ещё в годы Великой Отечественной войны. Для людей, которые строили город, были нужны дома, больницы, театры, кинотеатры, магазины. Для их детей нужны были детские сады и школы. Поселок рос и строился, жителей становилось всё больше. И вот 17 марта 1954 г. правительство приняло решение преобразовать поселок в город Новоуральск, поэтому этот день стал днем рождения города. Мы с вами готовились к этому празднику: посетили городской музей, оформили в классе выставку рисунков, открыток с видами г. Новоуральска.
Наше занятие мы посвящаем дню рождения нашего города. Не выходя из класса, мы проведем небольшую экскурсию по городу, познакомимся с некоторыми городскими учреждениями и профессиями людей, которые там работают. Выполним задания и поиграем с вами.
На доске составлено слово из разрезных букв, но пока оно закрыто.
За каждое выполненное задание мы будем открывать одну букву в слове на доске. Посмотрим, какое слово получится! Итак, в путь!
Основная часть
Задание 1.
У: Для передвижения по городу мы должны выбрать вид транспорта. Выполнив правильно задание, вы узнаете, на чём мы поедем на экскурсию. Для этого проведем графический диктант. На листочке в клетку поставьте точку – начало рисунка. Далее работаем простым карандашом:
1 клеточку вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 5 клеточек вправо, 1 клеточку вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 1 клеточку вправо, 2 клеточки вверх, 5 клеточек влево, 2 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточку вправо.
Что у вас получилось? Правильно, машина. Рис.1.
Рис.1
Задание выполнено. Открываем первую букву в слове – Н.
Задание 2.
У: В нашем городе много машин, надо быть очень внимательными во время движения. Рядом с нами движутся ещё несколько автомобилей. Посмотрите на картинку.
Рис. 2. Сосчитайте, сколько их?
Д: 6 машин.
У: Верно. Открываем вторую букву в слове – О.
Задание 3.
У: Недалеко от школы – Центральная площадь города. Рядом находится большое здание почтамта. Для чего нужна почта?
Д: Люди могут отправить письма, позвонить по телефону, купить газеты.
У: Кто работает здесь?
Д: Почтальоны, телефонисты.
У: Давайте поможем почтальону разнести почту по адресам.
Учитель выставляет наборное полотно.
Здесь конверты с разными марками в виде геометрических фигур разного цвета. На конверте указан адрес-номер дома. Посмотрите внимательно и запомните: цвет, фигуру, цифру на конверте. Рис. 3.
Рис.3
Наборное полотно через 20 сек учитель убирает.
Проверим вашу память. Я показываю вам карточку определенного цвета, а вы должны показать марку-карточку с геометрической фигурой, которая была на конверте. Молодцы!
Открываем третью букву в слове – В.
Задание 4.
У: Я показываю марку-карточку с геометрической фигурой, а вы показываете цифру-номер дома на конверте.
Все справились с заданием. Хорошо.
Открываем следующую букву в слове – О.
Учитель снова выставляет наборное полотно с конвертами.
У: А теперь снова посмотрите на эти конверты и определите, какой конверт лишний. Почему?
Д.: У этого конверта марка в форме круга, на остальных конвертах марки в форме многоугольников и ещё здесь номер дома – нечетное число, а на конвертах – четные номера домов.
Открываем следующую букву в слове – У.
Задание 6. Игра "Какой это дом?" [3]
У: Этот конверт мы должны отнести в дом № 9.
На доске: Расположено 9 домов. Девятый дом – недостроенный.
У: Посмотрите внимательно на картинку Рис. 4. Здесь 9 домов. Из них 8 домов имеют различную форму крыши и окна. Нужно определить: форму крыши, форму и расположение окна у девятого дома. Подумайте и нарисуйте девятый дом. Объясните свой выбор.
Рис.4
Дети выполняют самостоятельно задание, затем объясняют свой выбор.
У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – Р.
Физпауза.
Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем. Рядом с почтамтом расположен стадион. Выполним упражнения на стадионе.
- Поднять вверх правую руку, достать левую лопатку. Опустить руку.
- Поднять вверх левую руку, достать правую лопатку. Опустить руку.
- Достать правой рукой левый (правый) мысок, колени не сгибать.
- Попрыгать на правой (левой) ножке.
Упражнения для глаз:
- сделать вращательные движения;
- посмотреть влево, вправо;
- зажмуриться;
- быстро поморгать.
Задание 7.
У: Отдохнули и снова в путь! А теперь давайте посетим ателье. Что делают в ателье?
Д: Шьют, вяжут и ремонтируют одежду.
У: Кто там работает?
Д: Швеи, вязальщицы.
У: В нашей школе старшие девочки учатся швейному делу, а мы учимся выполнять ремонт одежды.
Чтобы сделать ремонт одежды нужно правильно подобрать по форме и рисунку заплатку.
У каждого ученика и на доске – картинка "Заплатка" [3]. Рис. 5.
Рис.5
Дети внимательно смотрят на картинку, выбирают подходящую по форме и рисунку заплатку. Объясняют свой выбор. Один ученик выполняет задание у доски.
У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – А.
Задание 8.
У: А теперь, давайте определим, из какой ткани будет ваша заплатка.
(У каждого карточка с образцами ткани: шёлк, ситец, фланель). Рис. 6.
Рис.6
Дети трогают рукой образцы ткани, стараются запомнить, какие они на ощупь, запоминают названия тканей, после этого карточки убираются.
Игра "Чудесный мешочек".
У: В моем мешочке кусочки различных видов ткани. Вы закрытыми глазами, на ощупь должны определить и назвать вид ткани, после этого достать её из мешочка.
Дети выполняют задание, называют вид ткани, объясняют по каким признакам они это определили.
У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – Л.
Задание 9. Игра "Магазин".
У: Зайдем в магазин, где продают игрушки. Кто работает в магазине?
Д: Продавцы.
У: Какие игрушки стоят в отделе?
Д: Кукла, ежик, мячик, зайка, мишка, тигренок.
У: Выбираем продавца, остальные дети - покупатели. Покупателю нужно рассказать про игрушку, которую он хотел бы купить, не называя её. Продавец должен догадаться, о какой игрушке говорит покупатель и подать её.
Дети парами выходят к доске и разыгрывают ситуацию в магазине. Например:
Покупатель: "Здравствуйте, я хочу купить игрушку. Она резиновая, круглая, синего цвета, с красными полосками".
Продавец: "Это мяч, пожалуйста, получите".
У: Вы правильно выполнили задание. Открываем следующую букву в слове – Ь.
Задание 10.
У: В нашем городе много фотосалонов. Я предлагаю вам поехать на выставку фотографий в один из них. Посмотрите внимательно. Что перепутал фотограф? [2].
На доске расположены картинки. Рис. 7.
Рис.7
У: Кого же он сфотографировал? Давайте, исправим его ошибки! Возьмите ножницы, разрежьте по линии и составьте фотографии правильно.
Дети выбирают картинку, работают ножницами, а затем составляют у доски правильную фотографию.
У: Люди каких профессий изображены на фотографиях?
Д: Врач, космонавт, фотограф, пожарный, капитан.
У: Действительно, в нашем городе живут и работают люди разных профессий. Они любят свой город и стараются своим трудом сделать его ещё краше!
Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – С.
Задание 11.
У: В день рождения принято дарить подарки. Давайте, нашему городу мы подарим букет цветов и проведем игру "Собираем букет": первый ученик называет цветок, второй повторяет название первого цветка и добавляет название своего и т.д. Последний должен перечислить все названия цветов.
Дети выполняют условия игры.
У: Замечательный получился букет! Открываем последнюю букву в слове – К.
Слово открылось полностью. Давайте дружно прочитаем предложение на доске.
Д: С днем рождения, Новоуральск!
Ученик читает стихотворение:
Наш город, ты будешь расти вместе с нами,
Ты станешь с годами еще нам родней.
Тебя мы украсим своими делами,
Украсим трудом и любовью своей!
Заключительная часть
У: Мы заканчиваем экскурсию по нашему городу.
- Скажите, где мы с вами побывали?
- С какими профессиями познакомились?
- Чему вы учились на занятии?
- Что вам понравилось?
Дети отвечают на вопросы учителя.
У: Вы замечательно выполнили все задания. Спасибо вам за участие в нашей экскурсии. Каждому ученику я вручаю эмблему с изображением герба города Новоуральска.
Литература
- Ван-Автов. Веселые задачки для девочек и мальчиков. – СПБ., 1998.
- Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М., Росмэн, 2001.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М., 2000.
- Материалы муниципального историко-краеведческого музея г. Новоуральска.