Занятие по программе "Навыки жизни". Тема: "Критика. Навыки критического мышления"

Разделы: Школьная психологическая служба


Тема:

Критика. Навыки критического мышления.

Цели:

- выработка навыков поведения при обращенной критике
  - умение критиковать
  - формирование навыков критического мышления.

Задачи:

1.Ввести и раскрыть понятия “критика”, “критическое мышление”.

2.Выявить причины критики.

3.Уметь критиковать другого, применяя метод “Я-отношения”.

4.Сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи рекламных роликов, памятки “Критика”.

Участники занятия: группа учащихся не более 15 человек младшего и среднего подросткового возраста.

Ход занятия. Учащиеся рассаживаются по кругу.

-Здравствуйте, дорогие ребята, давайте поздороваемся и передадим друг другу импульс доброты, улыбнемся друг другу.

-Наше сегодняшнее занятие начнем с игры “Выражение мыслей”.

Я говорю фразу, называю игрока и бросаю ему мячик, ученик должен продолжить рассказ логическим по содержанию предложением рассказ. Таким образом, перебрасывая мячик, составляем рассказ.

Тема нашего занятия “Критика. Критическое мышление”.

Мозговой штурм.

-Давайте обсудим, как вы понимаете смысл понятия “критика”?

Критика- обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки.

-Попробуйте вспомнить, когда вас критиковали по поводу поведения, учебы, внешности. Что вы при этом чувствовали?

Дети говорят о своих ощущениях в тот момент, когда их критикуют, передавая мяч по кругу.

-Давайте поразмышляем, почему люди критикуют? Дети предлагают свои варианты.

Н.Энкельман предлагает рассмотреть следующие мотивы:

  • из-за недоброжелательного отношения ,  - из мести,
  • по злому умыслу,
  • из зависти,
  • из-за неудовлетворенности собой,
  • чтобы перенести свою критику на другого,
  • чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей,
  • чтобы обратить внимание на себя,
  • т.к. человек уверен , что сам сможет всё сделать лучше,
  • чтобы оскорбить,
  • из-за общего дурного настроения,
  • из-за высокомерия,
  • из-за агрессивного поведения.

Как видите, в списке много негативных черт характера. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке 3 положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание её высказать.

-Какие положительные черты характера вы можете обнаружить у своих одноклассников?

Упражнение в кругу: каждый ученик называет по одному положительному качеству.

-А чего мы хотим достичь критикой?Мозговой штурм. Учащиеся называют причины:

  • плохого настроения,
  • необходимости защищаться,
  • агрессивности,
  • враждебных отношений,
  • оскорблений,
  • встречной критики,
  • неуверенности,
  • неверия,
  • безразличия,
  • противоположного тому, чего стремились достичь,
  • упадка сил той и другой стороны,
  • дальнейшего ухудшения собственного настроения,

Как видите, никаких положительных результатов достичь с помощью критики невозможно. Причиной критики может быть или глупость, или человек не любит людей и не стремится к нормальному существованию с ними. Но без любви к людям, к жизни дело совершенно не пойдет.

Так что же делать?

Психологи разработали правила критики.

  1. Памятки “Критика”. Прочитаем по цепочке по одному пункту эти советы.
    1. Проследите за самим собой, как часто в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается вполне “безобидной” критики.
    2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди и средства массовой информации, принимаете ли вы ее?
    3. Прежде, чем вам захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь?
    4. Когда вы захотите разразиться критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого.
    5. Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того, чтобы быть неблагодарным за то, что не произошло.
    6. Если критикуют вас самого, учитесь искусству не принимать критику близко к сердцу, позволять ей стекать с вас, как с гуся вода. Задумайтесь, почему критикующий вас хочет “выпустить пар”, обращая стрелы своей критики на вас, и простите ему это. Поразмыслите в спокойной обстановке, в чем он, может быть, прав.
    7. Если другой упорствует в высказывании критических замечаний, реагируйте, сохраняя невозмутимость и хладнокровие, констатируя: “Таково ваше мнение и ваша позиция, мои же - таковы… . Давайте подумаем, в чем наши точи зрения сходятся”.
    8. Учитесь каждое “нет”, сказанное собеседником, превращать в “да” не посредством уговоров, а через убеждения и позитивную мотивацию.

2. “Я-послание”, “Я-сообщение”.

Вместо оценки поступка собеседника высказывается свое эмоциональное состояние, возникшее в результате его.

Например: вместо слов “Сколько можно! Ты постоянно говоришь так высокомерно! Вечно сидишь на стуле, как Наполеон!” лучше сказать “Когда ты говоришь так, сидишь, скрестив руки, я чувствую себя приниженным”. На такую фразу трудно обидеться, ведь человек не выставляет оценок, а говорит о своих ощущениях. Он так чувствует, и он не может быть не прав. Разве можно обижаться.

Попробуйте перефразировать предложения в форме “Я-послания”. Обсудите в парах варианты ответов.

“Ну и прическа у тебя сегодня!”, “Вечно ты над всеми подтруниваешь, считаещь себя лучше других” и др.

-Как следует принять критику?

*Совет 6 в памятке “Критика”. Можно поблагодарить, хотя это не всегда приятно, затем проанализировать, возможно, в этом есть доля правды, и постараться критически относиться к себе.

Когда нам высказана информация, мы осмысливаем ее и критически оцениваем. Какую информацию следует подвергать критическому осмыслению, не принимать на веру полностью и целиком?

Реклама, покупаемые товары и продукты.

Реклама предназначена для продажи как можно большего количества любого товара с целью получения денег и часто не содержит правдивой информации, особенно о негативных его свойствах.

Пример: реклама жевательной резинки. Назовите ее негативные свойства.

-выделяется желудочный сок при жевании, а это опасно, когда в желудке нет пищи.

-микробы, которые скапливаются в трещинах, резинка не убивает, а плотнее утрамбовывает, и эти микробы, а вместе с ними и остатки пищи, разрушают эмаль зубов.

-разрушает десны при длительном жевании.

А при покупке товара, на что следует обратить внимание? По каким признакам мы определяем полезность продукта?По воздействию на здоровье человека.

Видеопросмотр записей рекламных роликов.

Рекламы товаров, продуктов питания, вредных для здоровья: пиво, сигареты, алкогольные напитки.

Вывод: Критически мысля, можно противостоять давлению рекламы и строить свой здоровый стиль жизни без ядовитых и вредных продуктов с красивыми этикетками.

Домашнее задание: на альбомных листах нарисовать рекламу какого-нибудь полезного продукта, обсудить тему нашего сегодняшнего разговора с родителями дома. Обсудить советы психологов, как правильно критиковать.

Игра в парах. “Один из вас задумает какой-нибудь продукт, который он купил в магазине, а дома обнаружил, что этот продукт некачественный. Второй задает вопросы: почему купил этот продукт, что привлекло твое внимание, и по каким признакам определил, что купленный продукт некачественный.

Одна пара показывает свой сюжет.

Наше занятие подходит к концу, оцените, пожалуйста, включенность в сегодняшнее занятие с помощью жетонов:

-зеленый – частичное включение,

-желтый – средний уровень,

-красный – полная включенность.