Тема: |
Критика. Навыки критического мышления. |
Цели: |
- выработка навыков поведения при обращенной критике |
- умение критиковать | |
- формирование навыков критического мышления. | |
Задачи: |
1.Ввести и раскрыть понятия
“критика”, “критическое мышление”. 2.Выявить причины критики. 3.Уметь критиковать другого, применяя метод “Я-отношения”. 4.Сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе. |
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи рекламных роликов, памятки “Критика”.
Участники занятия: группа учащихся не более 15 человек младшего и среднего подросткового возраста.
Ход занятия. Учащиеся рассаживаются по кругу.
-Здравствуйте, дорогие ребята, давайте поздороваемся и передадим друг другу импульс доброты, улыбнемся друг другу.
-Наше сегодняшнее занятие начнем с игры “Выражение мыслей”.
Я говорю фразу, называю игрока и бросаю ему мячик, ученик должен продолжить рассказ логическим по содержанию предложением рассказ. Таким образом, перебрасывая мячик, составляем рассказ.
Тема нашего занятия “Критика. Критическое мышление”.
Мозговой штурм.
-Давайте обсудим, как вы понимаете смысл понятия “критика”?
Критика- обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки.
-Попробуйте вспомнить, когда вас критиковали по поводу поведения, учебы, внешности. Что вы при этом чувствовали?
Дети говорят о своих ощущениях в тот момент, когда их критикуют, передавая мяч по кругу.
-Давайте поразмышляем, почему люди критикуют? Дети предлагают свои варианты.
Н.Энкельман предлагает рассмотреть следующие мотивы:
- из-за недоброжелательного отношения , - из мести,
- по злому умыслу,
- из зависти,
- из-за неудовлетворенности собой,
- чтобы перенести свою критику на другого,
- чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей,
- чтобы обратить внимание на себя,
- т.к. человек уверен , что сам сможет всё сделать лучше,
- чтобы оскорбить,
- из-за общего дурного настроения,
- из-за высокомерия,
- из-за агрессивного поведения.
Как видите, в списке много негативных черт характера. Поэтому, прежде чем высказать кому-либо критику, попробуйте обнаружить в этом человеке 3 положительные черты. А после этого критика может оказаться такой мелочной, что пропадет желание её высказать.
-Какие положительные черты характера вы можете обнаружить у своих одноклассников?
Упражнение в кругу: каждый ученик называет по одному положительному качеству.
-А чего мы хотим достичь критикой?Мозговой штурм. Учащиеся называют причины:
- плохого настроения,
- необходимости защищаться,
- агрессивности,
- враждебных отношений,
- оскорблений,
- встречной критики,
- неуверенности,
- неверия,
- безразличия,
- противоположного тому, чего стремились достичь,
- упадка сил той и другой стороны,
- дальнейшего ухудшения собственного настроения,
Как видите, никаких положительных результатов достичь с помощью критики невозможно. Причиной критики может быть или глупость, или человек не любит людей и не стремится к нормальному существованию с ними. Но без любви к людям, к жизни дело совершенно не пойдет.
Так что же делать?
Психологи разработали правила критики.
- Памятки “Критика”. Прочитаем по цепочке по одному пункту эти советы.
- Проследите за самим собой, как часто в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается вполне “безобидной” критики.
- Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди и средства массовой информации, принимаете ли вы ее?
- Прежде, чем вам захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь?
- Когда вы захотите разразиться критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого.
- Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того, чтобы быть неблагодарным за то, что не произошло.
- Если критикуют вас самого, учитесь искусству не принимать критику близко к сердцу, позволять ей стекать с вас, как с гуся вода. Задумайтесь, почему критикующий вас хочет “выпустить пар”, обращая стрелы своей критики на вас, и простите ему это. Поразмыслите в спокойной обстановке, в чем он, может быть, прав.
- Если другой упорствует в высказывании критических замечаний, реагируйте, сохраняя невозмутимость и хладнокровие, констатируя: “Таково ваше мнение и ваша позиция, мои же - таковы… . Давайте подумаем, в чем наши точи зрения сходятся”.
- Учитесь каждое “нет”, сказанное собеседником, превращать в “да” не посредством уговоров, а через убеждения и позитивную мотивацию.
2. “Я-послание”, “Я-сообщение”.
Вместо оценки поступка собеседника высказывается свое эмоциональное состояние, возникшее в результате его.
Например: вместо слов “Сколько можно! Ты постоянно говоришь так высокомерно! Вечно сидишь на стуле, как Наполеон!” лучше сказать “Когда ты говоришь так, сидишь, скрестив руки, я чувствую себя приниженным”. На такую фразу трудно обидеться, ведь человек не выставляет оценок, а говорит о своих ощущениях. Он так чувствует, и он не может быть не прав. Разве можно обижаться.
Попробуйте перефразировать предложения в форме “Я-послания”. Обсудите в парах варианты ответов.
“Ну и прическа у тебя сегодня!”, “Вечно ты над всеми подтруниваешь, считаещь себя лучше других” и др.
-Как следует принять критику?
*Совет 6 в памятке “Критика”. Можно поблагодарить, хотя это не всегда приятно, затем проанализировать, возможно, в этом есть доля правды, и постараться критически относиться к себе.
Когда нам высказана информация, мы осмысливаем ее и критически оцениваем. Какую информацию следует подвергать критическому осмыслению, не принимать на веру полностью и целиком?
Реклама, покупаемые товары и продукты.
Реклама предназначена для продажи как можно большего количества любого товара с целью получения денег и часто не содержит правдивой информации, особенно о негативных его свойствах.
Пример: реклама жевательной резинки. Назовите ее негативные свойства.
-выделяется желудочный сок при жевании, а это опасно, когда в желудке нет пищи.
-микробы, которые скапливаются в трещинах, резинка не убивает, а плотнее утрамбовывает, и эти микробы, а вместе с ними и остатки пищи, разрушают эмаль зубов.
-разрушает десны при длительном жевании.
А при покупке товара, на что следует обратить внимание? По каким признакам мы определяем полезность продукта?По воздействию на здоровье человека.
Видеопросмотр записей рекламных роликов.
Рекламы товаров, продуктов питания, вредных для здоровья: пиво, сигареты, алкогольные напитки.
Вывод: Критически мысля, можно противостоять давлению рекламы и строить свой здоровый стиль жизни без ядовитых и вредных продуктов с красивыми этикетками.
Домашнее задание: на альбомных листах нарисовать рекламу какого-нибудь полезного продукта, обсудить тему нашего сегодняшнего разговора с родителями дома. Обсудить советы психологов, как правильно критиковать.
Игра в парах. “Один из вас задумает какой-нибудь продукт, который он купил в магазине, а дома обнаружил, что этот продукт некачественный. Второй задает вопросы: почему купил этот продукт, что привлекло твое внимание, и по каким признакам определил, что купленный продукт некачественный.
Одна пара показывает свой сюжет.
Наше занятие подходит к концу, оцените, пожалуйста, включенность в сегодняшнее занятие с помощью жетонов:
-зеленый – частичное включение,
-желтый – средний уровень,
-красный – полная включенность.