Цели:
- Развитие самосознания родителей и педагогов
- Развитие конструктивных представлений о детях (у родителей), об учениках (у педагогов)
- Коррекция позиций педагогов по отношению к ученикам и родителям, позиции родителей по отношению к педагогам
- Предоставление возможности конструктивного анализа черт характера учеников для каждой из сторон
Материалы:
- Таблица для педагогов
- Карточки на каждого учащегося
- Список качеств для родителей (или чистые листы для записи)
- Ручки/ карандаши
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
I.
Для проведения родительского собрания
необходим предварительный этап, который
проводится с педагогами, работающими в данном
классе, или с классным руководителем.
В зависимости от существующих проблем в классе
составляется список положительных качеств
личности, являющихся противоположными к
проблеме класса. Количество качеств и их список
варьируется и составляется психологом вместе с
классным руководителем.
Учитель заполняет следующую таблицу, в которой
обозначает знаком “+” те качества, которые у
ребенка есть и ярко выражены (3-4 качества в
зависимости от их общего количества). Знаком “!”
- педагог обозначает те качества,
которые (по его мнению) необходимо развить
ребенку в первую очередь.
Например:
Таблица для собрания в 7 классе (основная проблема – нет положительной мотивации учения)
Фамилия учащегося |
трудо |
принци |
аккурат |
испол |
порядоч |
органи |
вежли |
друже |
справед |
само |
настой |
целе |
ответ |
1. Бар-в Саша |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
! |
! |
! |
|
2. Бяз-ва Аня |
! |
|
|
! |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
! |
3. Бол-ев Коля |
|
+ |
|
|
|
! |
|
|
+ |
+ |
! |
! |
|
… |
|||||||||||||
28. Том-ва Наташа |
|
! |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
! |
! |
+ |
29. Чер-ов Игорь |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
! |
|
|
|
! |
! |
30. Шап-ов Вадим |
! |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
! |
! |
После этого на каждого ученика в соответствии с таблицей заполняется карточка, на которой обозначены ярко выраженные существующие качества и качества, которые необходимо развить в первую очередь.
Например:
Бар-в Саша |
|
Ярко выраженные качества |
Качества, необходимые развить в первую очередь |
исполнительность |
самокритичность |
порядочность |
настойчивость |
вежливость |
целеустремленность |
II.
Непосредственно родительское собрание начинается с обсуждения темы собрания и предлагается подумать над характером своего ребенка, при этом делается акцент на том, какой ребенок есть на самом деле и каким его хотят видеть родители, как ребенок презентует себя дома и в школе.
Родителям дается список качеств (на
приготовленных заранее бланках или записывается
под диктовку) тот же, что и в таблице, и
предлагается подумать, кто в большей степени
ответственен за развитие данного качества у
вашего ребенка: школа/ педагоги или семья/
родители
Далее рядом с каждым качеством следует
расставить буквы: Ш – если за развитие
данного качества отвечает школа, или С – если
за это качества отвечает семья.
Посчитав количество букв С и Ш (чего
больше), можно определить, на кого
перекладывается ответственность за воспитание
личности ребенка.
Показательно, что при подобной работе с детьми,
ученики указали еще одну движущую силу в
развитии характера – сверстники/ улица. Ни один
родитель не указал возможности влияния данного
фактора.
Следующий этап работы аналогичен работе с педагогами: следует поставить + рядом с теми качествами, которые у ребенка есть, и он их ярко проявляет (3-4 качества). Следует обратить внимание родителей на буквы, стоящие рядом с этими качествами (С и Ш), это показывает эффективность работы семьи или школы в развитии личности ребенка. (Грубо говоря, кто хорошо поработал.)
Родителям предлагается подумать, какие черты характера необходимо развить ребенку в первую очередь для успешной деятельности (учебы). Родители проставляют ! рядом с 3-4 качествами. Психолог так же обращает внимание на буквы С и Ш рядом с этими качествами (кому следует работать эффективнее, быть более внимательным к личности ученика). При обсуждении важно отметить, что ребенку будет сложно развить то или иное качество, если его нет у родителей. Поэтому родителям следует либо развивать данное качество у себя, либо создавать оптимальные условия для их развития у ребенка.
Каждому родителю раздается карточка с описанием его качеств по мнению учителей. Родителям предлагается сравнить эти списки, найти сходства и отличия. Если списки не отличаются, значит, ребенок ведет себя одинаково в школе и дома, и педагоги являются союзниками родителей в гармоничном развитии личности ребенка. Если списки отличаются, то следует задуматься, что заставляет ребенка быть разным в школе и дома. Необходимо обратить внимание родителей на положительные качества ребенка, которые видят педагоги, отметить, что иногда родители сознательно или бессознательно не хотят чего-то замечать в характере своего ребенка. В этом случае общение с педагогами позволит родителям разобраться в причинах подобной ситуации и способах его коррекции. Возможно, выработка единой системы требований, единой тактики взаимодействия с ребенком в семье и школе поможет нормализовать поведенческую, эмоциональную и интеллектуальные сферы ребенка.
Заключительный этап собрания – обсуждение приобретенного опыта. Психолог задает наводящие вопросы, позволяющие осознать ценность данного мероприятия: узнали родители что-то новое о своем ребенке или еще раз убедились в чем-то, в чем может помочь полученная информация. Отмечается рациональность данного подхода к проблеме, при котором эмоции и предвзятое отношение отходят на второй план. Обычно этот этап работы проходит очень эмоционально.