Социально-психологические аспекты стиля педагогического общения

Разделы: Школьная психологическая служба


За последние годы проблема общения, которая прежде почти не исследовалась, стала одной из наиболее популярных. Эта проблема приобретает особую важность для тех видов деятельности, осуществление которых максимально опосредовано взаимоотношениями.

Необходимо признать, что педагогическое общение – это не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, но и одно из важнейших условий ее успешности.

Роль правильно организованного педагогического общения велика и потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно учитель. В школе часто оценивают то, что учитель дает прочные знания, а на то, как он общается с учениками, закрывают глаза. В большинстве случаев учитель общается с учащимся по поводу их совместной деятельности, передавая от себя знания к ученику. Гораздо реже общение, когда учитель видит в ученике индивидуальность и стремится к общению с ним, чтобы обогатить духовно и себя. Обществу нужны люди, умеющие ориентироваться в быстроизменяющейся жизни, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, люди, гибкие в общении. А это возможно, только если с раннего детства ребенок будет выступать как субъект общения, его мнение будет выслушиваться. И мы считаем, что немаловажная роль в этом принадлежит учителям, в особенности стилю общения, сложившемуся между учителями и учениками.

Существует множество подходов и классификаций стилей педагогического общения. Мы, основываясь на данных различных исследований, а также опираясь на личные наблюдения, предлагаем собственную классификацию. В одном мы убеждены, что учителя на уроке могут использовать различные стили общения (т.е. это понятие не является неизменно присущим конкретному учителю, человеку ). И лишь какой-то из стилей будет преобладать. Преобладание того или иного стиля общения зависит от ряда факторов.

1. Установки на партнеров по общению – важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. .

2. Показатели форм агрессии – на проявление нетерпимости в общении могут влиять: эгоцентричность, доброжелательность, доминантность, агрессивность и т.д.

3. Самооценка – оказывает существенное влияние на профессиональное общение. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установок и стереотипах поведения, затрудняя общение.

4. Идентификациякоторая буквально обозначает отождествление себя с другими, уподобление им. Иногда ее определяют как умение встать на точку зрения другого человека.

5. Отношение к своей профессии – в некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на осознании учителем правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда.

6. Эмоциональное выгорание – профессиональный труд школьного педагога отличает высокая эмоциональная загруженность. В 1974 г. Х. Дж. Фрейденбергером был введен термин “эмоциональное сгорание”, под которым понимают состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности; тенденцию развивать негативное отношение к ученикам, негативное восприятие в профессиональном плане.

7. Негативно сказывается на профессионализме учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты, как социальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги.

База эмпирических исследований

Выделив в качестве основной цели определение стиля общения учителей с учениками на уроке и факторов, оказывающих влияние на формирование стиля, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Провести оценку профессионального стиля общения учителей, включая:

а) наблюдаемый стиль общения учителя на уроке;

б) самооценку стиля общения учителем;

в) оценку стиля общения учителя учениками.

2. Выявить факторы, которые могут оказывать существенное влияние на формирование стиля общения каждого учителя:

а) самооценка;

б) идентификация с другими людьми;

в) отношение к профессии;

г) установки на партнеров по общению;

д) показатели форм агрессии;

е) эмоциональное выгорание;

ж) психологические защиты.

На первом этапе была разработана таблица категоризированного наблюдения и выделены три стиля общения учителей на уроке:

  • личностно-ориентированный, поддерживающий;
  • отстраненно-репрессивный;
  • отстраненно-избегающий.

Отнесенность к тому или иному стилю определялась так: фиксировались внешние проявления, присущие тому или иному стилю, которые выражаются в позе, мимике, пантомимике, манере говорить.

Также проводились неформальные беседы с целью определить установки, представления учителей о поведении учеников на уроке и так далее.

На втором этапе были проведены серии исследований с помощью специально подобранных и разработанных методов и методик, удовлетворяющих поставленным задачам, которые представлены в следующей таблице.

Задача

Методы, методики

Исследуемые функции

Оценка профессионального стиля общения учителей

а) наблюдаемый стиль общения учителя на уроке Категоризированное наблюдение Внешние проявления, присущие тому или иному стилю общения, выражающиеся в позе, мимике, пантомимике, манере говорить
б) самооценка стиля общения учителем Анкета Установки на учеников, стиль общения, присущего учителю, проявление агрессивности по отношению к ученикам на уроках
в) оценка стиля общения учителя с учениками Методика “Субъективное переживание отношений с учителем.”

Анкета “Оценка близости/отчужденности во взаимоотношениях с учителем”

Методика “Оценка школьниками компонентов педагогического общения”

Отношение учащихся к учителю, тон общения учителя глазами ученика, эмоциональная окраска

Выявление психологической дистанции между учителем и учеником

Диагностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста.

Эмоциональный компонент определяет степень симпатии учеников к учителю.

Поведенческий компонент показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и учеников.

а) самооценка;

б) идентификация с другими людьми;

в) отношение к профессии;

г) установка на партнеров по общению.

Методика “Репертуарные решетки”, которая была представлена в работах Дж.Келли Заданы элементы:

1. Моя профессия

2. Профессия, о которой я мечтал в детстве

3. Профессия, которую я выбрал бы, будь лучше, чем сейчас

4. Профессия моей мечты

5. Профессия моего папы

6. Профессия моего друга одного пола

7. Самая престижная профессия

8. Профессия с самыми непривлекательными условиями труда

9. Профессия, которую я не выбрал бы ни при каких обстоятельствах

10. Профессия с самыми удобными условиями труда

д) показатели форм агрессии Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого) Выделяют следующие формы агрессии:

1. Физическая агрессия

2. Косвенная агрессия

3. Склонность к раздражению

4. Негативизм

5. Обида

6. Подозрительность

7. Вербальная агрессия

8. Чувство вины

е) эмоциональное выгорание Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко Показатель синдрома эмоционального выгорания равен сумме показателей всех симптомов:

напряжения

резистенции

истощения

ж) психологические защиты Методики диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко Выделяют три стратегии:

1. Миролюбие

2. Избегание

3. Агрессия

Характеристика испытуемых

В исследовании приняли участие 50 учителей-предметников, преподающих в средних и старших классах школ города.

Возраст испытуемых от 21 до 53 лет, стаж работы от 1 года до 31 года.

В ходе исследования испытуемые были разделены на три группы:

I группа: возраст от 21 до 31 года, стаж работы не более 10 лет (20 чел.);

II группа: возраст 32 - 43 года, стаж работы от 11 до 20 лет (16 чел.);

III группа: возраст 44 - 53 года, стаж работы более 20 лет (14 чел.).

Для оценки учениками стиля общения учителей в исследовании приняли участие 435 учащихся 7-11 классов.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

В результате проведенных исследований было выявлено, что преобладающий стиль общения учителей на уроках (по наблюдению): личностно-ориентированный, поддерживающий. На втором месте, но все-таки меньше, учителя, демонстрирующие отстраненно-репрессивный стиль общения, и на третьем – отстраненно-избегающий. По самооценке, преобладающее количество учителей также оценивают свой стиль общения как личностно-ориентированный. Отстраненно-репрессивный и отстраненно-избегающий стили выбирают равное количество учителей. По наблюдению в каждой из групп (по стажу ) преобладание личностно-ориентированного стиля общения сохраняется. Но…

Учителей I-й группы, считающих, что у них личностно-ориентированный стиль общения, значительно больше, чем реально демонстрирующих этот стиль общения.

Учителя II-й группы, напротив, реально демонстрируют чаще всего личностно-ориентированный стиль общения, а оценивают свой стиль и как личностно-ориентированный, и как отстраненно-репрессивный, и как отстраненно-избегающий .

Учителя III-й группы чаще демонстрируют личностно-ориентированный стиль, при этом оценивают его – 50 % как личностно-ориентированный и 50% как отстраненно-репрессивный .

Соответственно изменяется и отношение учеников:

К учителям I-й группы:

40 % относятся хорошо и 32 % считают, что и учителя к ним относятся хорошо;

37 % - относятся спокойно и 40 % считают, что и учителя к ним относятся спокойно;

14 % - относятся безразлично и 23 % считают, что и учителя к ним относятся безразлично;

9 % - относятся плохо и 5 % считают, что и учителя к ним относятся плохо.

При оценке близости/отчужденности большее количество учеников считают, что отношения с учителем ограничиваются учебными вопросами. Хотя наряду с реально оцениваемым поведением высок уровень симпатии учеников к учителю.

К учителям II группы:

48 % учеников относятся хорошо, 34 % считают, что учителя к ним относятся хорошо.

32 % спокойно, 37 % спокойно.

14 % безразлично, 20 % безразлично.

6 % плохо, 5 % плохо.

Помимо ограниченности школьными вопросами, большинство учеников выразили мнение, что отношения с учителями носят доверительный характер. И чаще оценивают реальное взаимодействие с учителями.

К учителям III группы:

26 % учеников относятся хорошо, 24 % считают, что учителя к ним относятся хорошо.

48 % спокойно, 48 % спокойно.

16 % безразлично, 25 % безразлично.

10 % плохо, 3 % плохо.

Отношения с учителями ограничиваются только учебными вопросами, и ученики оценивают чаще реальное взаимодействие с учителями.

В связи с тем, что видны различия между наблюдаемым в поведении стилем общения и оцениваемым самостоятельно, мы считаем, что существенно составить сопоставительную таблицу и разделить всех испытуемых по преобладанию того или иного стиля общения.

Наблюдаемый стиль общения Самооценка стиля общения
Личностно-

ориентированный

Отстраненно-

репрессивный

Отстраненно-

избегающий

Личностно-ориентированный 36% 18% 6%
Отстраненно-репрессивный 10% 6% 8%
Отстраненно-избегающий 4% 4% 8%

Сопоставим данные отношения учеников к учителям с разными типами общения.

Оценка учеников Типы: стили общения
  I тип (+ + ) II тип ( - - ) II а)тип ( - - ) IIIтип ( + - ) IV тип ( - + )
  Я отношусь к учителю Учитель относится ко мне Я отношусь к учителю Учитель относится ко мне Я отношусь к учителю Учитель относится ко мне Я отношусь к учителю Учитель относится ко мне Я отношусь к учителю Учитель относится ко мне
хорошо 60% 47% 17% 18% 24% 13% 45% 38% 15% 12%
спокойно 28% 36% 61% 57% 52% 49% 31% 33% 45% 45%
безразлично 9% 14% 8% 23% 22% 38% 12% 18% 27% 31%
плохо 3% 3% 14% 2% 2% - 12% 11% 13% 12%
Оценка близости/ отчужденности Отношения ограничиваются учебными вопросами
Носят доверительный характер Основаны на подчинении Учителя нас не очень-то интересуют, да и самим учителям мы не интересны Носят доверительный характер, можно посоветоваться по жизненно важному вопросу Основаны на подчинении, учителя нас не очень-то интересуют, да и самим учителям мы не интересны
Оценка компонентов полноты общения Оценивают реальное взаимодействие с учителями
Высокий уровень симпатии к учителям   Низкий уровень симпатии к учителям Высокий уровень симпатии к учителям  

Таким образом, мы видим, что демонстрируемый учителями личностно-ориентированный стиль общения, даже если они оценивают его как отстраненно-репрессивный или отстраненно-избегающий, оценивается учениками лучше: большой процент считает, что отношения с этими учителями хорошие, носят доверительный характер, высок уровень симпатии к учителям. А в том случае, когда учителя демонстрируют отстраненно-репрессивный и отстраненно-избегающий стили, большее количество учеников считают, что отношения спокойные, и заметно увеличивается процент детей, считающих, что отношения плохие (в отстраненно-избегающем стиле процент выбора плохих отношений невысок, зато многие дети говорят о том, что относятся к учителям, да и учителя к ним, безразлично ). Эта тенденция сохраняется и тогда, когда сами учителя оценивают свой стиль как личностно-ориентированный. При этом ученики считают, что отношения с учителями строятся в основном на подчинении, и что учителя им не очень-то интересны, да и самих учителей они не интересуют.

Вторым этапом исследования было выявление факторов, оказывающих влияние на формирование того или иного стиля педагогического общения.

Составим сопоставительную таблицу проявления факторов, оказывающих влияние на формирование стиля общения, в зависимости от типа общения.

Факторы

Группы по стилю общения
  Личностно-ориентированный (+ + ) Отстраненно-репрессивный ( - - ) Отстраненно-избегающий ( - - ) Смешанный

( + - )

Смешанный

( - + )

Самооценка Стабильная

Нестабильная

33,3%

66,7%

33%

67%

17%

83%

50%

50%

43%

57%

Идентификация Высокая

Низкая

56%

44%

83%

17%

83%

17%

58%

42%

44%

56%

Отношение к профессии Такая же, как остальные

Особая

39%

61%

100%

-

17%

83%

25%

75%

44%

56%

Показатели и формы агрессии Физическая

Вербальная

Косвенная

Негативная

Раздражение

Подозрительность

Обида

Чувство вины

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

+

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

+

+

+

+

Стратегии психологической защиты Миролюбие

Избегание

Агрессия

54%

33%

13%

29%

71%

-

37%

27%

36%

24%

52%

24%

33%

39%

28%

Уровень эмоционального выгорания Синдромы:

а) напряжение

б) резистенция

в) истощение

 

+

+

Симптомы:

тревога и депрессия;

эмоциональ-ный дефицит.

 

 

 

 

 

+

Симптомы:

неадекватное избирательное реагирование;

психосоматические и психовегетативные нарушения.

+

+

+

Симптомы:

тревога и депрессия;

неадекватное избиратель-ное реаги-рование;

редукция профессиональных обязанностей.

+

+

+

Симптомы:

тревога и депрессия;

неадекватное избирательное реагирование;

эмоциональная отстраненность.

Итак, в том случае, когда самооцениваемый стиль общения и стиль общения, проявляемый в поведении, совпадают, преобладает нестабильная самооценка. У учителей отстраненно-репрессивного и отстраненно-избегающего стилей преобладает высокий балл идентификации с другими людьми. Учителя отстраненно-репрессивного стиля считают, что профессия такая же, как все остальные, и среди стратегий психологической защиты выбирают избегание.

В том случае, когда самооцениваемый стиль общения и стиль общения, проявляемый в поведении, не совпадают, видно, что эмоциональное выгорание находится на стадии формирования в фазе истощения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

Из анализа результатов проведенного исследования можно заключить:

1. Преобладающим стилем общения учителей с учениками на уроке (как проявляющимся в поведении, так и оцениваемом самими учителями) является личностно-ориентированный стиль. Тенденция в преобладании этого стиля в общении сохраняется независимо от возраста и стажа работы учителей.

2. Не всегда демонстрируемый в поведении стиль общения учителей и оцениваемый ими самими стиль совпадают. Это дает нам право выделить пять типов, к которым можно отнести любого учителя.

3. Ученики, давая обратную связь, реально оценивают тот стиль общения, который демонстрируют учителя.

4. При исследовании факторов, способных оказать влияние на выбор определенного стиля общения учителей, эмпирически было доказано, что с увеличением возраста и стажа работы увеличивается выраженность синдрома “эмоциональное выгорание”, проявление показателей и форм агрессии (когда наряду с присущей всем возрастным категориям чувством вины, агрессия проявляется в негативизме, оппозиционной форме поведения), увеличивается количество учителей, имеющих стабильную самооценку.

Мы считаем, что данное исследование может служить хорошей базой для организации практической психологической помощи учителям:

  • Во-первых, полученные в ходе исследования показатели можно использовать для индивидуальной психологической помощи учителям.
  • Во-вторых, данные, полученные в исследовании, можно использовать при формировании тренинговых групп учителей.

Нами в дальнейшей работе используются как разработанные программы (например, “Программа социально-психологического тренинга для педагогов”, автор Клюева Н.В.), так и самостоятельно разработанные тренинговые занятия для педагогов по определенной тематике (например, “Путешествие к своему Я”, “Как вести себя в стрессовой ситуации”, и др.), рассчитанные на одну встречу.