Переход из начальной в основную школу связан с необходимостью социальной адаптации учащихся к новым условиям. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Выпускник начальной школы может переживать эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых педагогов, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Преодолеть возможный эмоциональный дискомфорт и, тем самым, подготовить бесконфликтный переход детей в основную школу, сделать его лёгким и естественным можно и нужно. С этой целью ежегодно в апреле мы проводим в выпускных классах начальной школы контрольную работу “Что я жду от пятого класса”.
Контрольная работа по форме проведения отличается от традиционных контрольных работ. Она длится в течение целого учебного дня и включает в себя разные формы активности учащихся: сочинение-рассуждение, коллективное обсуждение проблемы, работу в группах, сюжетно-ролевую игру, анкетирование. Ассистентами учителя в проведении контрольной работы выступают завучи, курирующие вопросы преемственности между ступенями обучения, будущие классные руководители и учителя-предметники выпускающихся классов, а также школьный психолог.
Цель контрольной работы состоит не только в выявлении и оценке уровня образованности выпускников начальной школы, но и в оценке уровня их психологической готовности к переходу на новую ступень обучения.
Задачи контрольной работы:
- выявить уровень социальной компетентности школьников;
- оценить речевые и коммуникативные умения;
- оценить умение решать жизненные задачи;
- изучить эмоциональное состояние учащихся – выпускников начальной школы.
Предложенная форма контрольной работы поможет отчасти снять у учащихся тревожные ожидания, связанные с необходимостью перехода в пятый класс.
Этапы выполнения контрольной работы
Этап 1. Индивидуальная письменная работа учащихся.
Сочинение-рассуждение “Что я жду от пятого класса”.
(Продолжительность – до 40 минут.)
Вступительное слово учителя.
Скоро вы окончите начальную школу и станете пятиклассниками. Наверное, вы об этом уже не раз думали. Что вы ждёте от пятого класса – это тема вашего сегодняшнего сочинения-рассуждения.
Перерыв.
Во время перерыва учитель знакомится с работами учащихся, выписывает на доску некоторые высказывания из них. Здесь могут быть предложения, типичные для многих сочинений, и отдельные нестандартные суждения.
Этап 2. Обсуждение. Фронтальная работа под руководством учителя.
(Продолжительность – до 30 минут.)
Слово учителя.
От будущего люди ждут чаще всего хорошего, но иногда немного страшатся, переживают, всё ли получится. Вот и вы понимаете, что в пятом классе многое изменится. Некоторые ваши высказывания мы выписали на доску. Давайте посмотрим, чего больше: хорошего или плохого ждёт вас в пятом классе?
Учитель последовательно обсуждает с детьми записанные на доске предложения и ставит рядом с каждым предложением знаки “плюс” или “минус“. Затем подводится итог: есть и хорошее, и не очень, так в жизни всегда бывает. Далее следует предложить детям перевести суждения со знаком “минус” в позитивные высказывания.
Например, дети выразили своё отрицательное отношение к тому, что в пятом классе будет много новых и разных учителей. А так ли это плохо?
- Можно познакомиться с новыми людьми. А это всегда интересно.
- Каждый учитель – специалист в своей области, значит можно узнать много нового и интересного и хорошо знать предмет.
- Меньше опеки и можно проявить свою самостоятельность.
- С учителем начальной школы можно встречаться каждый день и помогать ему в работе с малышами и т.д.
Заканчивается обсуждение вопросами:
- От кого зависит, чтобы в пятом классе всё складывалось хорошо?
- А что зависит от вас самих, от каждого из вас?
Перерыв.
Во время перерыва классная комната переоборудуется для групповой работы. Учащимся предлагается объединиться в 4 группы. Классный руководитель помогает детям сделать выбор.
Этап 3. Обсуждение в группах и ролевая игра “Референдум”
(Продолжительность – 40 минут.)
Слово учителя.
Чтобы был порядок в стране, городе, семье, школе, классе, нужно всем жить по одним правилам. Наша страна живёт по главному закону – Конституции Российской Федерации, её приняли в 1993 году на Референдуме – всенародном голосовании. В школе главный документ – Устав, в котором записаны права и обязанности учителей и учащихся. Устав нашей школы принят _______________ на собрании представителей педагогов, родителей и учащихся. Хорошо было бы, если бы такие правила были в каждом классе. Сегодня у вас есть возможность разработать правила, по которым вы будете жить в пятом классе.
Каждая группа получает задание обсудить “Правила пятиклассника” по одному из четырёх направлений:
- Отношение к себе и своему здоровью.
- Отношения с одноклассниками.
- Отношение к учебному труду.
- Отношение к школе и её имуществу.
Дети обсуждают правила, в случае согласия большинства членов группы принятые правила записывают маркером на бумажных лентах. Эти ленты крепятся на доску. Каждая группа представляет свои правила, обосновывает свой выбор. Члены других групп задают вопросы, уточняют, вносят дополнения и поправки. С согласия детей, эти поправки тут же вносятся на доску. В результате формулируется окончательный вариант правил. Затем каждый ученик выражает свое отношение ко всем правилам, отвечая на вопрос Согласен ли ты жить по “Правилам пятиклассника?”, выбирает ответ “ДА” или “НЕТ”. “Счётная комиссия” из представителей каждой группы изучает результаты опроса и оглашает их. “Правила” принимаются или не принимаются. На этапе сюжетно-ролевой игры непременно нужно использовать некоторые игровые атрибуты: отпечатанные опросные листы, ящик для голосования и т.д.
Этап 4. Подведение предварительных итогов контрольной работы и анкетирование учащихся
Анкета
Расскажи немного о себе:
1. Твои фамилия и имя ___________________________________________
2. Твой возраст _____ лет ______месяцев.
3. Интересно ли тебе было
- писать сочинение (да, нет),
- работать в группе (да, нет),
- обсуждать проблему всем классом (да, нет).
Подчеркни нужный ответ.
4. Что нового узнал ты сегодня? ____________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
5. Как ты обсуждал правила? Подчеркни нужный ответ.
- Активно участвовал в обсуждении.
- Иногда высказывал свое мнение.
- Только слушал.
6. Сколько твоих предложений вошло в окончательный вариант “Правил пятиклассников”? _______
7. Хочешь ли ты учиться в пятом классе? Подчеркни нужный ответ.
- Очень хочу.
- Хочу.
- Не очень хочу.
- Не хочу.
Оценка результатов
1. Оценка письменной работы.
Выявление уровня речевых и коммуникативных умений выпускника начальной школы:
Уровень | Критерии достижения |
ВД – выше достаточного | Текст отличается тематическим единством, ярко выражены признаки жанра сочинения-рассуждения, соблюдены нормы литературного языка |
Д – достаточный | Текст связный в пределах отдельных фрагментов, признаки жанра присутствуют частично, наблюдаются отдельные нарушения норм литературного языка |
НД – ниже достаточного | Текст представляет собой набор мало связанных предложений, признаки жанра сочинения-рассуждения отсутствуют, литературные нормы нарушены |
Полученные данные позволят выпускающему учителю оценить результаты своей работы по развитию письменной речи учащихся, а учителям-словесникам организовать учебный процесс с учетом особенностей класса.
Анализ аргументов и оценочных суждений, отражающих ожидания учащихся.
Отмеченные моменты | Частотность |
Момент взросления Расставание с первым учителем Новые учителя Новые предметы Повышение уровня сложности учебного материала Строгость оценивания Переход на кабинетную систему Новые отношения в классном коллективе Содержание внеклассной работы Другое |
Эти данные всегда с интересом принимаются на педсовете по преемственности.
Изучение уровня психологической готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения.
Критерии достижения | Уровень готовности |
Ученик объективно оценивает предстоящие изменения, позитивно видит себя в этом процессе (“Возможно, будет трудно, но я постараюсь”) | ВД |
Ученик знает о предстоящих изменениях, но свое место в этих процессах не определяет | Д |
Все предстоящие изменения ученик оценивает негативно | НД |
Полученные сведения важны школьному психологу и будущему классному руководителю для работы с пятиклассниками. В оставшиеся недели обучения возможна коррекция негативных установок.
2. Оценка участия в обсуждении.
Анализ содержания высказываний, свидетельствующих об уровне социальной компетентности школьников.
Показатель | Критерии достижения | Уровень |
Наличие представлений о правовых отношениях | Знает права и обязанности ученика | ВД |
Знает некоторые права и обязанности | Д | |
Не знает прав и обязанностей | НД | |
Умение обобщать отдельные представления до уровня правовой нормы | Умеет обобщать отдельные представления до уровня правовой нормы (правила) | ВД |
Формулирует отдельные предложения, но не обобщает их до правила | Д | |
Не видит проблемы | НД | |
Оценка нравственных отношений | Соблюдает этические нормы и отстаивает свою позицию | ВД |
Не всегда последователен в отстаивании своего мнения | Д | |
Проявляет социальную наивность, инфантилизм, защищает асоциальные формы поведения | НД |
Эти данные позволяют оценить достижения класса и каждого ученика в освоении знаний о человеке и его месте в обществе, об основных правилах поведения в школе.
3. Соотнесение педагогической оценки с самооценкой ученика (данных анкетирования), выявление причин несовпадения.
- Использование аналитических материалов по результатам контрольной работы в учебно-воспитательном процессе
- Корректировка учебного процесса в 4-м классе на апрель и май в содержательном аспекте.
- Проведение педагогического совета по преемственности с участием классных руководителей будущих пятых классов и педагогов основной школы.
- Разработка “Программы адаптационного периода в пятых классах”.
- Тиражирование принятых “Правил пятиклассников” и торжественное вручение их 1 сентября.