Детско-родительские собрания "Семья и школа XXI века"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Новые социальные требования к системе образования, которые были определены в Национальной доктрине образования на период до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000-2005гг. и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., обусловливают сущностные изменения целей и задач психологической службы школы.

Основными направлениями практической психологической работы в школе сегодня должны стать:

  • сохранение психического и психологического здоровья всех субъектов образовательной среды школы;
  • забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие;
  • гуманизация и демократизация системы образования;
  • целостное обеспечение психологических условий развития образовательной системы и всех ее субъектов;
  • повышение психологической культуры всех субъектов образовательного сообщества;
  • психологическое проектирование и обеспечение инновационных программ;
  • развитие субъектных качеств личности, способной целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять творческое саморазвитие.

В связи с этим важными задачами деятельности психологической службы гимназии в настоящий момент являются:

  • психологическое сопровождение становления личности как субъекта психической активности;
  • развитие навыков полисубъектного взаимодействия между всеми субъектами образовательного сообщества гимназии.

По Вачкову, полисубъектное взаимодействие характеризуется приданием ценности каждым участником взаимодействия каждому, т.е. самоценности. Субъекты такого взаимодействия нацелены на конструктивные взаимоотношения с другими, видят самоценность себя и партнера, принимают другого самого по себе, самостоятельны, креативны, способны рассматривать как субъектную целостность и себя, и свою общность, и другие общности.

Это достигается в результате рефлексии себя как личности, своих отношений с окружающими, различных других аспектов своей жизнедеятельности, жизнедеятельности своей семьи, школы, социальной ситуации развития общества. Ведь субъектом психической активности личность может становиться лишь в том случае, если объектом для нее выступает ее собственная психика в своем функционировании и развитии.

Все это обусловило появление новых рефлексивных форм нашей деятельности, и в первую очередь, форм взаимодействия с родителями, семьей в целом, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от эмоционального благополучия, внутренней атмосферы и образа жизни семьи.

В 2002–2003 учебном году мы активно использовали как традиционные формы работы с родителями (индивидуальное и групповое просвещение и консультирование, дискуссии, “круглые столы” по проблеме), так и апробировали новые. В частности, это было проведение детско-родительских собраний по следующим темам: “Проект семьи XXI века”, “Проект школы XXI века”.

Данные собрания организуются в форме деловой игры, само построение которой представляет модель разрешения конфликтной ситуации. Основным видимым результатом игры является создание проекта, в котором семья и школа предстают в виде образов, отражающих их важную роль и значимые функции, определяются принципы взаимоотношений как между детьми и родителями, так и между субъектами образовательного сообщества, практические действия по их реализации. Но этот проект рождается на основе актуализации собственного опыта, сложившихся представлений и сопоставлении своих представлений с другими, т.е. происходит серьезная, качественная внутренняя работа личности, мобилизация субъектной психической активности.

Также самим ходом собрания организуется личностное, неформальное, эмоциональное положительное общение между детьми, родителями и учителями, в ходе которого они взаимодействуют как равноправные участники диалога, как активные субъекты совместной творческой деятельности. В результате они получают возможность лучше узнать друг друга, взглянуть друг на друга по-новому, учатся понимать и принимать друг друга, становятся ближе. К тому же в предлагаемых играх они могут перевоплотиться, попробовать себя в новой роли (дети в роли родителей и учителей, родители в роли детей и учителей, учителя в роли детей и родителей), прочувствовать, пережить своеобразие этой роли, получив таким образом новый эмоциональный опыт, расширив границы собственного знания.

Детско-родительское собрание “Проект семьи XXI века”

Цели:

  1. Актуализация сложившихся представлений о семье, ее роли в жизни человека, особенностях семейных взаимоотношений.
  2. Определение причин конфликтов, возникающих между детьми и родителями.
  3. Определение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, особенностей адекватного выражения своих чувств и переживаний.
  4. Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
  5. Создание проекта.

Время: 2 часа.

Ход собрания.

  1. Приветствие участников. Объяснение целей встречи. Введение в проблему.
  2. Деление на группы: “дети” и “родители”. Создание визитной карточки группы, согласно принятой игровой роли. Представление групп.
  3. Введение игровой проблемной ситуации:
  4. “Однажды в семье произошел серьезный конфликт между родителями и детьми. Конфликт был настолько серьезным, что в какой-то момент дети и родители разошлись в разные стороны, не желая больше взаимодействовать друг с другом, вообще не желая друг друга видеть. Но, несмотря ни на что, они понимали, что не смогут жить друг без друга, они очень хотели помириться, поэтому решили действовать. Уважаемые “дети” и уважаемые “родители”, первое, что вам необходимо сделать, это определить причины возникшего конфликта, второе, написать письмо-обращение друг к другу, определяющее пути примирения”.

  5. Представление группами писем-обращений.
  6. Объединение групп “Родители” и “Дети” в одну “Семью” и создание проекта (определение понятия “семья”, принципы взаимоотношений в семье, практические действия).
  7. Представление проектов “Семья XXI века”
  8. Рефлексия собрания.
  • Что новое, ранее неизвестное вы узнали сегодня на собрании?
  • Что радует, удивляет, наводит на размышления, настораживает в содержании представленных проектов?
  • Как бы вы охарактеризовали психологический климат собрания?
  • Закончите начатые формулировки суждений:

“Сегодня мне понравилось…”

“Сегодня не получилось…”

“Сегодня я осознал…”

Результаты рефлексивной экспресс-анкеты

Как отмечают участники собрания, особенно им понравилось:

  • “взаимодействие, единомыслие детей и взрослых”;
  • “общение, совместная работа”;
  • “все и очень сильно”;
  • “открытость”;
  • “теплая, дружеская обстановка”;
  • “состав команды, доброжелательный настрой участников”;
  • “актуальная тема встречи”;
  • “необычный сюжет, взаимопонимание игроков”;
  • “общение между родителями и детьми, совпавшие между ними точки зрения”.

В ходе проведения собрания участники осознали:

  • “настоящую заботу родителей”;
  • “как важно совместное творческое и интеллектуальное общение”;
  • “что семья – главное в жизни человека”;
  • “важность мнения и родителей, и детей”;
  • “что мысли, представления детей и взрослых часто различны и нахождение компромисса необходимо”;
  • “что нужно быть другом своему ребенку”;
  • “что конфликт можно решить очень легко”;
  • “что нужно чаще слушать и слышать детей”;
  • “что родители и дети не такие уж разные”.

Детско-взрослое собрание “Проект школы XXI века”

Цели:

  1. Совместное обсуждение всеми участниками образовательного сообщества различных аспектов жизни школы.
  2. Определение причин возникающих разногласий, конфликтов.
  3. Определение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, особенностей адекватного выражения своих чувств и переживаний.
  4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия.
  5. Создание проекта.

Время: 2 часа.

Участники: учащиеся, родители, учителя.

Ход собрания.

  1. Приветствие участников. Объяснение целей встречи. Введение в проблему.
  2. Деление на группы “учащиеся”, “родители” и “учителя”. Создание визитной карточки группы, согласно принятой игровой роли. Представление групп.
  3. Введение игровой проблемной ситуации:
  4. “Однажды в школе произошел очень серьезный конфликт между учениками и учителями. Это конфликт был настолько серьезным, что в какой-то момент учителя и ученики разошлись в разные стороны, не желая больше общаться друг с другом. Их обида была очень сильной, но в какой-то момент они почувствовали желание и увидели необходимость встречи, понимая, что они не могут друг без друга. Уважаемые “учащиеся” и уважаемые “учителя”, первое, что вам необходимо сделать, это определить причины возникшего конфликта, второе, - написать письмо-обращение друг к другу, определяющее пути примирения”. (Используя метод “мозгового штурма”).

  5. Представление группами писем-обращений.
  6. Объединение групп “учащихся” и “учителей” в одну под названием “Образовательное сообщество” и создание в ее рамках проекта “Школа XXI века”.
  7. Представление проектов.
  8. Рефлексия собрания.
  • Что особенно понравилось в ходе работы, особенно запомнилось?
  • Что радует, впечатляет, волнует, наводит на размышления в содержании представленных проектов?
  • Как можно охарактеризовать психологическую атмосферу встречи?
  • К какому осознанию вы сегодня пришли?

Данные детско-родительские собрания являются частью гуманитарной экспертизы образовательной деятельности гимназии и отражают наличие сформированного образовательного сообщества гимназии, наличие основ полисубъектного взаимодействия между всеми его субъектами.