Групповые занятия по психологии как средство эмоционального развития дошкольников

Разделы: Школьная психологическая служба


Проводя психологические занятия по эмоциональному развитию у дошкольников, осознавая важность и нужность такого развития, мы уделяем время не только обучению детей распознавать те или иные эмоции, и их контролировать, а пытаемся развить у детей способность к более тонкому чувствованию своего внутреннего мира и мира другого человека. Задания и упражнения построены таким образом, чтобы постепенно дети переходили от внешней к внутренней регуляции своего поведения, хотя в дошкольном возрасте это сделать очень непросто. Изучение и развитие эмоций у ребёнка, по мнению А.В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, людям. [1] Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению – через мимику, пантомимику, жесты, позы. При этом ребенок, опираясь на внешнее проявление тех или иных эмоций, пытается угадать смысл поведенческих реакций, настроение и многое другое, а также изменять своё поведение в зависимости от другого человека.

Само по себе обучение во многом зависит от того уровня комфорта, который испытывает ребенок, находясь в коллективе сверстников, на то, как реагируют учителя и одноклассника на успехи и неудачи ребёнка. Развитие эмоциональных процессов тесно связанно с развитием нравственных чувств ребёнка, умение понять плюсы и минусы разных поступков поступки, выбрать свою линию поведения. Именно благодаря развитию всех этих процессов у ребёнка в дошкольном возрасте, проработка этих моментов на групповых занятиях по психологии способствует более глубокому и осознанному переходу к волевому поведению, к переходу от внешней регуляции к внутренней. Конечно же, такой быстрый переход к осознанному и сознательно регулируемому поведению, в рамках норм и правил субкультуры не может быть совершён в короткие сроки, мы подготавливаем детей к этому периоду, который может наступить несколько позже. Создаём некий фундамент, на котором будет строиться отношение ребёнка к самому себе и другим детям. И способствуем, чтобы полученные навыки дети переносили из игровой деятельности в обычную жизнь.

Таким образом, мы можем сказать, что групповые занятия по развитию эмоциональных процессов помимо изучения самих эмоций несут в себе и другие важные характеристик психологического здоровья ребёнка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, боле тонкое чувствование внутреннего миру других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и многое другое.

Мы дадим описание одного занятие по психологии с комментариями как лучше его проводить и реакциями детей на эти упражнения, в конце мы представим различные игры из разных занятий.

Занятие 9

Обида

Ритуал приветствия.

Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками.

На наш взгляд введение ритуала в групповые занятия необходим, так как сразу настраивает детей на работу. Спустя несколько занятий позиция ведущего от авторитарного стиля, чем мы сегодня здороваемся, плавно переходит к тому, что дети сами говорят, чем они будут здороваться.

Мысленная картина.

Дети ложатся на пол в позах медуз и представляют себе мысленную картинку на тему Обида. [3]

Дети могут представлять любые картинки, любые образы. Часто, но не всегда идёт опрос того, кому что представилось. Это упражнение приводит детей к тому, какая сегодня тема занятия, и они безошибочно называют её.

Передай Эмоцию.

На ушко первому человеку ведущий говорит: "Чувство обиды", он должен по кругу это чувство передать лицом и позой. Второй человек смотрит на него, перенимает его позу, и передаёт дальше.

Здесь идёт как развитие мышц лица, так и умение передать эмоцию и умение понять, что это за эмоция, и передать её следующему человеку. Часто бывает, что при таком упражнении первоначальная эмоция превращается в другую и тут сами дети, которые к моему удивлению, начинают говорить, кто отобразил эмоцию неверно и с кого пошло искажение, а также о том, как нужно было бы это сделать. Это показывает, что внимание детей не было рассеяно, а было сконцентрировано.

Отдыхал-ка.

Все встают в позу кошечки и начинают двигаться по комнате под музыку, по хлопку ведущего кошечки начинают рычать, мяукать, ползти, прыгать, лежать.

Это упражнение как развивает мышцы детей, так и способствует развитию концентрации внимания и умению контролировать свои движения. Очень часто я прошу детей помочь в таких упражнениях, и они на некоторое время сами становятся ведущими.

Лесовичок и его внучок.

Выбирается ведущий Лесовичок его внучок. Внучку надевается шапка. Они выходят за дверь. В это время часть детей выбирает позу радостных грибов, другая часть обиженных. Внучок должен как можно быстрее найти радостных грибов, а дедушка – обиженных.

Сначала эта игра проводилась с одной эмоцией, постепенно мы прибавляли другие, но наш опыт показал, что большее трёх эмоций дети не выдерживают, так как, смотря на других, они начинают сами отображать чужие эмоции. Игра имеет несколько вариаций: один гриб может быть обиженным, а все остальные радостными. Эта игра очень увлекательна и нравятся детям, к сожалению времени мало на занятиях

Обиженный кустик.

Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр и грустит. Ребята по очереди пытаются его утешить, одни словами, другие действиями, но без слов. Потом выясняется, какие действия больше всего понравились кустику. [2]

Как правило, дети с большим удовольствием участвуют в этой игре, им нравится, когда остальные дети вербально или не вербально пытаются помочь ему. Настроение приподнятое как у тех, кто играл кустика, так и у тех, кто ему помогал. Здесь же дети учатся помогать другому человеку, которому плохо. Затем эти действия могут переноситься в реальную жизнь.

Пример: Полина (6 лет) сидела на скамейке в раздевалке и плакала, потому что ей не дала игрушку её подруга. Максим подошёл к ней и спросил у меня: “Она плачет, её грустно?” Я ответила: “Да, как ты думаешь, что надо сделать?” Максим без слов подошёл к ней и стал гладить её по волосам, его примеру последовала другая девочка Саша, через 1 минуту Полина успокоилась. А Максим с радостью в голосе сказал: “Вау, неужели это действует”. Я ответила: “Да, вот видишь, Полина действительно успокоилась, ты её очень сильно помог”. Конечно же, навсегда дети это запомнят, и будут так поступать. И вовсе необязательно, что дети чрез 2-3 занятия станут добрее и будут более внимательно относится к своим друзьям. Но при регулярной работе с детьми некоторые элементы усваиваются детьми автоматически и им проще, так как у них есть такой опыт, перенести его в реальную жизнь.

Рисунок.

Детям даётся готовая форма рисунка, они должны нарисовать обиду.

Здесь мы смотрим на то, как дети усвоили основные мимические проявления эмоции обиды. Если есть свободное время, мы просим детей придумать историю, отчего ему так грустно.

Салют.

Дети кладут руки друг на друга и по команде ведущего вскидывают их, вверх получается салют.

Одно из любимых упражнений детей они его используют иногда, когда уходят вечером домой.

Игры из разных занятий:

Подыши, как… Ведущий просит детей подышать так, как дышит спокойный, разозлившийся, испуганный или засыпающий человек. (Развитие эмоциональной сферы)

Будь внимателен. Дети под музыку веселятся. Затем на слове “Зайчики”, произнесённое ведущим, дети должны начать прыгать, изображая Радость, Удовольствие на лице, на слово “Лошадки” – как бы ударять копытом об пол изображая Злость, Гнев, “Раки” – пятиться, отображая Обиду, “Птицы” – бегать, раскинув руки в стороны, отображая эмоцию Страх. (Развитие эмоциональной сферы и развитие концентрации внимания).

Карлосон и Малыш. Ведущий Карлосон он летает по комнате в накидке под музыку (на лице радость). Все остальные Малыши, которые сидят в разных частях комнаты и обижены (на лице обида). Как только музыка останавливается, Карлосон подлетает к любому малышу и мимикой и пластикой пытается его развеселить, доставить ему радость. Малыш тоже радостно приветствует Карлосона. Затем включается музыка и Карлосон летит к другим детям и т д. Карлосон должен доставить радость всем малышам. (Развитие эмоциональной сферы)

Собачка хочет ласки. Дети по очереди превращаются в собачек, которым очень хочется быть счастливыми, чтобы их погладили. Ребенок – собачка подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его и пытаются сделать его счастливым. (Эмоциональное сопереживание).

Лиса и куры. Стул ставится в угол комнаты, на него садится ребёнок, играющий роль лисы. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к лисе со словами: Лиса-лисичка, пусти переночевать. Лиса отвечает: Хорошо, пущу, а ночью съем. Дети усаживаются вокруг лисы, а ведущий говорит: День, день, вечер, поздний вечер, ночь”. На слово ночь детям необходимо быстро подняться и добежать до своего курятника. Лиса тоже встаёт и ловит детей. Если куры не пойманы, они дружно отвечают Лисе: “Лиса, Лиса, мы тебя не боимся! У нас быстрые ноги и острые клювы”. Тот, кого поймали становиться лисой. (Игра на снятие усталости)

Овощи в кастрюле. Дети становятся в круг. Они овощи и должны попасть в кастрюлю, как только ведущий называет какой либо овощ дети прыгают в круг, если он называет фрукт, то стоят на месте. Можно усложнять: девочки прыгают при слове овощ, а мальчики при слове фрукт. (Развитие внимания).

Список литературы:

  1. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Московский Психолого-Социальный Институт; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2002.
  2. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
  3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольников. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.