Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни, мечтает воспитать порядочного человека. Но порой родители не удовлетворены качеством воспитания в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Все больше детей по разным причинам не посещают детские сады. Растет число школьников, которые из-за серьезных проблем со здоровьем, находятся на домашнем обучении. В этих случаях еще больше возрастает ответственность родителей за воспитание детей. Но зачастую даже видя проявления у ребенка чрезмерной тревожности, повышенной агрессивности, страхов, замкнутости, плохой успеваемости, родители не спешат обращаться к специалистам. И причины здесь могут быть самые разнообразные: приобретенный ранее негативный опыт общения с некомпетентным психологом, боязнь « страшного диагноза», отсутствие поблизости психологической службы и другие.
К сожалению, среди нашего населения еще встречается множество людей, которые не разделяют понятия «психиатр» и «психолог»: для многих это одно и то же. На самом деле, психолог не ставит диагноз: это компетенция врача! Психолог сопровождает развитие ребенка, заботится о его душе, руководствуясь при этом главным правилом: «Не навреди!».
Не доверяя психологическим службам, родители часто бывают в замешательстве. Они задают себе вопросы: « Как правильно воспитывать своего ребенка? Как поговорить с ним о той или иной проблеме на доступном для него языке? Как сделать, чтобы разговор этот стал эффективным? Как быть, если ребенок агрессивен, тревожен, замкнут, чрезмерно обидчив?
Подобные вопросы мучили и меня как родителя и как педагога-психолога, работающего в школе. У школьного психолога очень широкий спектр функциональных обязанностей, от трехсот до пятисот подопечных детей. Начиная работать шесть лет назад, я пыталась объять необъятное. Первое время старалась провести как можно больше всевозможных психологических исследований. Было получено много интересных результатов. Некоторые из них использовались для подготовки педсоветов, в работе с учителями, родителями, детьми. Другие же оседали мертвым грузом в многочисленных папках. От того, что так много времени уходило на оформление бумаг, и обработку тестов, такая форма деятельности не приносила удовлетворения. Предположим, выявили мы агрессивных, тревожных, гиперактивных и прочих проблемных детей. А дальше что? Собирать детей, сортировать их в зависимости от проблемы и проводить всевозможные тренинги? Ведь именно так порой советуют делать методисты. Но при таком огромном количестве детей это не реально. Все эти тренинги зачастую не приносят желаемого результата или оказываются действенными лишь на короткое время, а затем проблема возвращается снова.
Иногда у меня возникали сомнения другого плана: а можно ли вообще снижать у ребенка уровень агрессивности, если это его психологическая защита. Уберем защиту, и что будет с душой ребенка? Я видела, как неловко чувствовали себя дети, которым были рекомендованы занятия с психологом. Ведь раз их выбрали, значит, что-то у них не в порядке. Так, из лучших побуждений стараясь помочь ребенку справиться с определенной проблемой, мы неосознанно можем « навешать» всевозможные комплексы.
Еще я всегда думала о большей части детей, которые остались не у дел. Они не мешают учителям, их проблемы не бросаются в глаза. Разве не нужно работать с этой категорией детей? Но как это все совместить?
Найти ответы, развеять сомнения помогла мне встреча с удивительным человеком - доктором психологии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой. Я изучила ее авторский курс «Теория и практика Сказкотерапии». Под терапией здесь понимается забота о душе. Мне открылся удивительный мир, многое стало понятным.
Так я поняла, что повышенная агрессивность, чрезмерная плаксивость, плохая успеваемость, страхи - это лишь симптомы, сигналы, говорящие о том, что с душой ребенка не все в порядке. Нельзя привязываться к этим симптомам. Это как с больным органом: Если заболела, например, печень, то врач лечит только ее. Но через какое-то время, скорее всего, болезнь возвращается, потому что не была устранена причина заболевания. Так и в психологии: необходимо работать не с конкретным симптомом, а с личностью в целом.
Глобальная причина проявления всех симптомов - это внутренняя дисгармония. И все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Гармоничный человек - Созидатель, дисгармоничный - Разрушитель. И потому задача сказкотерапии - внутренняя победа Созидателя над Разрушителем.
Сказкотепапевт использует в своей работе сказки, мифы. Легенды. Это позволяет говорить с ребятами о любой проблеме. Психолог, работающий по методу сказкотерапии, как правило, сам сочиняет сказки для своих клиентов. Так и я начала создавать сказочные истории. В процессе этого, мне пришла идея о новой форме работы, позволяющей проводить занятия со всем классом одновременно. Это психологический час. Его можно планировать вместо классного часа или во время группы продленного дня. Эта форма работы:
- способствует сплочению коллектива;
- закладывает нравственные ориентиры;
- позволяет работать на ценностном уровне;
- стимулирует способность к размышлению;
- развивает ребенка относительно себя самого;
- проводит профилактику;
- работает на перспективу;
- позволяет работать с большим количеством людей одновременно;
- помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить ее за одну встречу с психологом;
- не требует длительной подготовки;
- имеет доступную форму подачи информации;
- дает возможность работать с разной возрастной категорией.
Из опыта работы, реально планировать психологические часы примерно 1-2 раза в четверть. Такую форму работы, как психологический час можно использовать родителям дома при воспитании своих детей. Многие родители делились своими успехами, рассказывая, как удачно они используют мои разработки из книги «Я и Змей Горыныч», даже на днях рождениях своих детей. И отмечали, что дети при этом остаются в восторге. Форма работы психологический час выручила меня и моих коллег при работе в международной организации Красный Крест по программе «Наводнения на северном Кавказе и Юге России». Такая форма работы позволила успешно работать в незнакомых коллективах и оказывать одноразовую помощь, а это было очень важно, так как возможности использовать длительную психотерапевтическую программу в одном и том же районе не было.
В настоящее время мной разработано двадцать психологических часов для детей разного возраста, написано двадцать пять психотерапевтических сказок для детей и взрослых. Сценарии двух развивающих занятий предлагаю вашему вниманию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС.
«ЗАЖГИ ЗВЕЗДУ!»
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.
Эффективен при работе над проблемой «Изгой в классе».
Психолог: Дорогие ребята, сегодня
мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А
попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные
бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому
из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам
больше понравится. Берегите эту бусинку, чтобы
потом вернуться назад. А теперь когда все
выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке,
закройте глаза и подумайте о том, что есть
доброго и хорошего в вашей душе, за какие
качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто
готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы
терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас
послушаем одну историю.
Психолог читает сказку «Звездная страна», можно поставить кукольный спектакль по этой сказке.
«ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»
(Изгой в коллективе, низкая самооценка, неуверенность в себе, нарушение взаимоотношений)
В одной сказочной стране
жили-были звездочки, поэтому страна называлась
Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые,
желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже
черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь
совсем крохотные звездочки, жили и средних
размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было
среди них ни одной звездочки точь в точь похожей
на другую. Но всех их объединяло одно общее
свойств. Душа каждой звездочки была заполнена
любовью ко всем жителям этой сказочной страны.
Поэтому они видели друг в друге только хорошее и
доброе и от этого светились удивительным
волшебным светом. Звездная страна от этого
чудесного сияния была необыкновенно красива и
неповторима. Повсюду царили мир, согласие,
взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый
пакостный из всех пакостей на свете злой
волшебник, которого так и звали Пакость
Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость
Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так
думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не
воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость
Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще
такие экземпляры, которым очень плохо, если
другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич
свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали,
обернулся ветром перемен и начал нашептывать,
что мол в других странах веселее, интереснее и
лучше живут. Заволновались звездочки,
забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще
интереснее, еще веселее, еще лучше. «А что же
нужно для этого сделать?» - поинтересовались
звездочки. «Все очень просто, нужно находить в
других недостатки, все время ругать, побольше
критиковать, вспоминать все проступки, которые
когда-то были совершены,» - учил со знанием дела
Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого
делать. И злой волшебник принялся их обучать
дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени
Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю,
умываться ленишься. Фу, грязнуля какая…Тонну
мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи…
ха-ха-ха…
Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не
стало. А черная звездочка Аделаида от грубых
насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и
не светилась уже удивительным волшебным светом
как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой
звезде Иоланте. Вот разъелась…Смотри скоро всю
страну без продуктов оставишь с такими-то
аппетитами. Ха-ха ха…
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала
блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта.
А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел
к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал
смеяться над ней.
- Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка,
а микроб какой-то. Только в микроскоп такую
разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо
коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха
крохотная розовая звездочка Юта почти совсем
погасла. И тут многие звездочки подхватили идею
Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим
усердием выискивать недостатки в каждой
звездочке, критиковали друг друга, вспоминали
все проступки, которые были совершены когда-то. И
от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь
стала уходить, а души начали заполняться
ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже
не светились удивительным волшебным светом,
который когда-то придавал неповторимое
очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая
ранее она превращалась в унылую, серую,
безжизненную страну. Первой опомнилась совсем
юная белая звездочка по имени Люська. Она решила
во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину.
«Что же делать?» - думала Люська. «Может быть
подождать доброго волшебника? Но когда он
прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и
три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А
действовать надо прямо сейчас немедленно иначе
может быть поздно. И она на свой страх и риск
начала действовать. Люська стала вместо
недостатков находить в звездочках достоинства,
искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой
из них. Сначала она обратилась к черной звездочке
Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась
о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию,
чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида
засияла вдруг снова удивительным волшебным
светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают -
ликовала обрадованная Люська. И начала
действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей
ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты
ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих
добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала,
переливаясь всевозможными оттенками чудесного
зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой
Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя
напоминает огромный неиссякаемый кладезь
всевозможных интересных творческих идей. Именно
благодаря тебе наши праздники проходили так
весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным
светом. Люськину идею подхватили другие
звездочки. Они принялись искать друг в друге
что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из
них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна
за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова
Звездная страна засияла удивительным волшебным
светом, вновь она стала прекрасной и
неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем
прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему
здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он
полетел искать такую страну, жители которой
обожают находить в других недостатки, а
достоинств не замечают, где любят критиковать
друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и
промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли
Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Психолог: Итак, вы прослушали
удивительную историю. О чем она? (Выслушиваются
ответы ребят.)
Да, история эта напоминает о том, что все мы
разные. У каждого свое тело, своя форма, а чем мы
наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и
окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в
себе или в другом человеке только недостатки,
промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем
человека к тому, чтобы он стал еще хуже, потерял
веру в свои собственные силы, стремление к добрым
поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке
достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.
А чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?
(Выслушиваются ответы ребят.)
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем
подряд, помнить ,что в мире есть и добро и зло, что
порой с молчаливого нашего согласия кто-то
творит ужасные дела, что бывают в жизни такие
ситуации когда самый обыкновенный человек
должен взять на себя ответственность за
изменение этой ситуации, а порой не торопиться
что-то менять, учит терпимее относиться друг к
другу и еще многому другому.
А теперь возьмите бусинку в левую ладошку,
сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите
бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт
каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной
истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни
быть добрее и терпимее друг к другу, помогает
находить то доброе и хорошее, что есть в душе
каждого человека. Кто готов, откроет глаза. У
каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.
Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного
путешествия. Бусинки мы сейчас нанизаем на одну
общую нитку. (Когда все бусинки нанизаны, нитка
завязывается.)
Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились!
Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные.
Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но
в тоже время она существует отдельно. Так и
человеку порой хочется быть вместе со всеми, а
порой хочется побыть одному. Посмотрите, как
плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто
они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в
классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу,
чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это
делала Люська в сказочной истории. Давайте
поможем вашей однокласснице Насте Карелиной
засиять сегодня разноцветными лучиками того
доброго и хорошего, что есть в ее душе.
На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Настя».
Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в Насте, какие добрые дела она совершила.
Бывают случаи, когда ребята выкрикивают с места, что нет в ней ничего хорошего. Тогда психолог может сказать: «Проверьте, ребята, не пролетал ли рядом с вами Пакость Пакостьевич? Если вы видите и находите в человеке только плохое, значит, успел Пакость Пакостьевич напустить в вашу душу своих пакостей. Помните! Победить его сможете, если научитесь находить в человеке доброе и хорошее, что есть в душе каждого».
В практике был случай, когда и после этих слов дети продолжали выкрикивать с места какая плохая и ужасная их одноклассница. Тогда я сказала: «Встаньте, пожалуйста, те, кто ни разу в жизни не сделал ничего плохого, никого никогда не обидел, не оскорбил, ни разу не соврал». Дети остались сидеть. Я тоже села и учительница села. Я сказала, что взрослые тоже совершают ошибки и промахи и у них тоже есть недостатки. Главное, чтобы человек работал над собой и становился лучше. Это помогло.
После того как лучики с надписями готовы, они приклеиваются на бумагу вокруг звездочки. Надписи зачитываются.
Психолог: Вот видите, как по-новому засияла сегодня наша Настя. И в этом ей помогли все вы. Большое всем спасибо!
Пусть эта звездочка повесит несколько дней в классе, а потом можно отдать ребенку домой.
Этот классный час был проведен мной во
2-ом и 3-ем классах, дал хорошие результаты. А
однажды я использовала его в 9-ом классе по
просьбе классного руководителя, так как у ребят
обострился конфликт с учителем географии. И
звездочкой в этой ситуации был учитель. После
окончания работы и я, и классный руководитель
испытывали чувство разочарования, нам казалось,
что мы «не достучались», что ребята ничего не
поняли. Но совершенно неожиданно отношения
класса с учителем географии наладились.
В такой ситуации полезно отдельно поработать с
учителем, потерявшим контакт с классом. Тогда в
роли звездочки будет весь классный коллектив, а
зажечь звезду должен учитель.
Однажды, выступая в городе Апшеронске перед слушателями курсов повышения квалификации, я рассказывала о формах работы с детьми, показывала тут же, как можно интересно построить психологический час. В результате слушатели курсов зажгли звезду под названием « Мы». Каждый на лучике написал, что есть доброго и хорошего в его душе, за что он себя любит, ценит, уважает. Такой вариант тоже очень интересен, видно какие качества преобладают в коллективе, какие ценности выходят на первый план.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЧАС
« КАК УКРОТИТЬ СТРАХ?»
Цель: профилактика страха, расширение представлений о чувствах, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: « волшебный туннель» ( несколько столов сдвинуты вместе и на них накинута ткань до самого пола), черный картон, ножницы, скотч, клубок толстых ниток.
Психолог: Дорогие ребята, сегодня
мы с вами вновь отправляемся в увлекательное
путешествие. Но, чтобы попасть в сказку
необходимо пройти через волшебный туннель.
Задание это непростое. Помогайте друг другу,
поддерживайте товарищей добрым словом, хлопками
в ладоши. Как вы будете помогать своим
одноклассникам?
Вот мы и оказались в сказочной стране! Молодцы,
ребята, вы хорошо помогали друг другу, проявили
настоящую храбрость, когда проходили через
темный туннель.
Повторение.
Психолог задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт, как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.
Психолог: А теперь пришло время послушать удивительную историю.
Психолог читает сказку.
« КАК ЛОШАДКА ЛУ СТАЛА ХРАБРОЙ».
Маленький ослик по имени Ра смотрел
печально в окно. Прошло уже два дня, как он вместе
с родителями переехал на новую квартиру. Он очень
скучал по своим старым друзьям. Мама его
успокаивала: «Ничего, найдутся друзья и на новом
месте». Но они почему то не находились… Ослик Ра
уже начал сомневаться в том, что здесь тоже живут
дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень
важного дядю Крокодила, а вот из детей никого.
«Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому
и детей у них нет»,- думал Ра.
И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую
лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и
красные туфельки. Чудесные белокурые волосы
лошадки стягивала лента высоко на затылке.
- Ну, наконец-то хоть один ребенок!
Ослик перепрыгивая через три ступеньки, вылетел
во двор и подошел к незнакомке.
- Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут Ра. А
тебя как?
- Ра? Очень странное имя.
- Это сокращенно. А вообще то, по-настоящему мама
назвала меня Моя Радость. Но так длинно, поэтому
можно просто Ра.
- А меня зовут Лу. А полное имя Белая Луна. Потому
что я родилась беленькой, и той ночью на небе
сияла огромная белая луна.
- Здорово! Лу, давай с тобой дружить.
- Я боюсь.
- Чего ты боишься? Дружить?!
- Да. Вдруг ты меня предашь, и мне будет очень
больно.
- Да никогда в жизни! - заверил ослик.
- Давай играть в догонялки! - весело предложил Ра.
- Я боюсь, что споткнусь и поломаю ногу.
Ра с удивлением посмотрел на лошадку
- Ну, тогда давай рисовать. Мама вчера купила мне
отличные краски.
- Я боюсь, что испачкаю сарафан, и меня будет
ругать родители.
- Послушай, Лу, что ты все заладила:
боюсь…боюсь…боюсь…А есть ли на свете что-то
чего ты не боишься?
Лошадка задумалась и с грустью в голосе ответила:
- Нет. Я всего боюсь.
- Но почему? Почему?
Видишь ли, когда я родилась, ко мне приходили феи
Чувств. Каждая из них дарила какое-нибудь
чувство. Это так важно! Все чувства очень нужны,
нет среди них ни одного бесполезного. Но одна фея
не пришла. Никто не знает почему. Может
приглашение не получила. Эта фея - хранительница
храбрости. Вот почему я всего боюсь. Во мне нет ни
капельки храбрости. Ее место занял разросшийся
страх.
Ослик Ра задумался.
Знаешь, Лу, так жить нельзя. Из-за страха ты не
можешь веселиться, бегать, прыгать, играть. Надо
найти фею- хранительницу храбрости. Пусть она
поделится с тобой таким важным чувством.
- Что ты. Я боюсь. Фея живет очень далеко.
- Другого выхода нет. Или будешь дрожать всю жизнь
от страха как осиновый листок, или отправишься
добывать храбрость. Я пойду с тобой и буду всегда
рядом. А для того чтобы тебе было легче в пути, я
сочинил про нас с тобой песенку.
- Про нас? И про меня значит? Сам сочинил?
Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в
жизни не сочинял для нее песен.
- Слушай!
И ослик Ра запел:
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Мы желаем всем добра!
Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу,
В беде другу помогу!
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Стань, лошадка Лу храбра!
Лу так понравилась песенка, что она,
забыв на мгновение про свои страхи, отправилась
вместе с осликом в путь добывать храбрость.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело
делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый
год пришлось лошадке и ослику добираться до феи.
Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся
тряслась от страха, когда приходилось ночевать в
темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с
кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по
высоким горам.. Всегда рядом с ней был ее верный
друг ослик Ра. В самые трудные моменты
путешествия он напевал для Лу песенку. Толи от
слов этой песенки, толи от чего-то еще, но каждый
раз лошадке удавалось преодолеть очередное
препятствие, хотя было, конечно, очень страшно.
Наконец-то они добрались до феи, хранительницы
храбрости. Надо сказать, что фея встретила их
очень гостеприимно. Накормила, напоила, спать
положила. И только утром расспросила, зачем
пожаловали гости дорогие. Фея внимательно
выслушав лошадку и ослика, сказала:
- Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь,
на котором ты встретила множество различных
препятствий. Когда ты поборов страх, успешно
справилась с первым испытанием, на месте
укрощенного тобой страха зародилась храбрость.
Она росла с преодолением каждого нового
препятствия на твоем пути. И чем больше
становилась храбрость, тем меньше места
оставалось для страха. Проделав такой трудный
путь, ты стала очень храброй, Лу!
- Я храбрая? Лошадка округлила от удивления глаза.
- Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не
заметила.
- Спасибо тебе, добрый ослик, - обратилась фея к Ра.
- За что? Я ничего особенного не сделал.
- За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну
со своей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке
удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга.
Я приготовила для вас подарок.
Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.
- В этой шкатулке хранится волшебная темнота.
Теперь вы можете помогать детям избавляться от
страхов. Из этой волшебной темноты можно
вырезать обыкновенными ножницами любые страхи и
сажать их на цепь.
Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили
фею.
Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое
счастье иметь возможность помогать другим, делая
их хоть чуточку счастливее!
Психолог задает детям вопросы. Как удалось лошадке справиться со своими страхами? Кто ей помогал? Как помогал ослик? Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем нужен страх, ведь он мешал лошадке? Расскажите, пожалуйста, какие страхи живут в вашей душе.
После того, как дети расскажут, чего они боятся, психолог дает каждому лист черного картона и ножницы. Психолог говорит, что в сказочной стране нам нечего бояться. Ведь мы - волшебники. Даже темноту можем взять в руки. Это не просто лист картона - это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они любезно поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в темноте? Сейчас мы это увидим. Наши чудесные ручки помогут появиться тем, кто раньше вызывал у нас страх. Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной темноты то чего вы боитесь. Дети вырезают разные «страхи». Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму, другие не имеют названия и четкой формы. Иногда дети сначала рисуют свои страхи и только потом вырезают. Пусть делают как требует их душа. Главное, что ребенок вынес свой страх вовне. А значит, он его почти преодолел.
Сзади к вырезанному «страху» прикрепляется скотчем толстая нить длиной 15 - 20 сантиметров, чтобы ребенку было удобно держать куклу-страх. Психолог при этом говорит: «Дорогие волшебники, в сказочной стране можно наши страхи «посадить на цепь», как злую собаку.
Когда все куклы готовы, можно спроецировать куклу на экран. Экран делается из большой коробки, дно которой вырезается и заменяется достаточно тонким листом бумаги. За экраном ставится лампа. Если такой возможности нет, можно просто демонстрировать страхи на прикрепленном к стене ватмане или белой пластиковой доске. Но, если использовать экран, то получается настоящий театр теней. Каждый ребенок подходит к экрану и играя, учится управлять куклой-страхом.
Затем каждый ребенок по очереди может, демонстрируя свою куклу, рассказать о ней историю (только по желанию.) Психолог спрашивает: «Кажутся ли вам ваши куклы такими же страшными, как и раньше?». Обычно к концу занятия отношение к кукле-страху меняется, перестает быть тревожащим.
Психолог: «Все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. Наши куклы показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. И сейчас сделайте с этими страшилками все, что хотите. Вы можете сложить их в волшебный ларец, который хранится в сказке, и из него никто не сможет выйти».
Обычно дети делают несколько кукол-страхов. Кто-то в конце занятия рвет и выбрасывает в урну, кто-то кладет в волшебный ларец, а кто-то берет домой. В практике был случай, когда девочка боялась милиции. Она вырезала милицейскую машину и на занятии не могла с ней расстаться. А дома повесила свою куклу-страх на ручку входной двери. Позже выяснилось, что для коррекции поведения бабушка пугала ребенка милицией. Доверяйте детям. Они прекрасно чувствуют, как следует поступить со своей куклой-страхом.
Психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.
Психолог подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отличившихся детей и их заслуги, подчеркивает важность приобретенного опыта, проговаривает конкретные жизненные ситуации, где бы этот опыт ребята могли использовать.
Психолог: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действия, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди. Через волшебный туннель возвращаемся из сказки.
Дети, пострадавшие от наводнения, вырезали специфические страхи: :воду, реку (боялись утонуть), солнце (боялись, что обожжет), сердце (страшно, что остановится).