Введение
Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе, в частности, характеризуется крайней степенью социально-психологической нестабильности. В таких условиях везде и всегда возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Специалисты бьют тревогу: ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками ухудшается.
По официальным данным, 16% учащихся 9–11-х классов хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, ну а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. И обязательно нужно говорить с детьми на всех уровнях о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с наркотиками.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной. По этим причинам была выбрана такая форма работы с детьми младшего школьного возраста.
Цели и задачи программы
Цели:
- формирование здорового образа жизни в среде младших школьников,
- профилактика табакокурения, алкогольной и наркозависимости.
Задачи:
- повышение значимости здорового образа жизни;
- формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
- просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни;
Формы работы: проведение профилактических бесед с учащимися 1–3-х классов о вреде курения, употребления сильнодействующих веществ, алкоголя. Целью которых является предоставление данных о влиянии табакокурения, алкоголя, наркотических веществ на молодой развивающийся организм (беседы проводятся преподавателем валеологии и психологии).
Перечень тем бесед, разработку занятий по одной из тем и сценарий спектакля см. в Приложении.
Показ кукольного спектакля “Ошибка”, цель которого рассказать детям в игровой форме о вреде употребления всех выше перечисленных одурманивающих веществ.
Реализация программы
Проведение профилактических бесед преподавателями валеологии или психологии о вреде табакокурения, употребления алкоголя и других одурманивающих веществ в среде младших школьников.
Показ кукольного спектакля старшеклассниками для учащихся 1–3-х классов по названной теме.
Завершение этапа работы
После просмотра кукольного спектакля “Ошибка” подводятся итоги. Дети рассказывают, кто из героев спектакля был прав, что нельзя делать и что нужно делать, чтобы расти сильным, здоровым и не болеть. Как надо реагировать, если тебе предложат попробовать закурить, выпить “как взрослые”, “угостят” таблетками, или предложат поставить укол. Что может получиться, если вдруг он все-таки согласится на такое предложение.
Регулярность проведения бесед: еженедельно в течение четверти.
По завершению цикла бесед ставится кукольный спектакль с последующим обсуждением ребятами, конкурс миниплакатов на тему “Вредные привычки”.
Приложение
План занятий со школьниками младших классов по профилактике наркомании и табакокурения
Структура работы
- Приветствие.
- Информационный блок.
- Игровой блок.
- Анализ работы.
- Прощание.
Продолжительность работы 40 минут.
Тематика информационного блока
- Вредные привычки и наше здоровье.
- Ознакомление школьников со строением органов дыхания. Влияние табакокурения на деятельность легких.
- Строение сердца, выполняемая им работа в организме.
- Воздействие табакокурения на сердечно-сосудистую деятельность.
- Нервная система и мозг – организаторы работы всех органов.
- Влияние курения, приема алкоголя и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга.
- Предоставление информации об изменении личности людей, употребляющих наркотики и о проблемах с этим связанных.
- Информация о количестве наркоманов и об опасности для общества их поведения.
- Влияние наркотиков на растущий организм.
- Алкоголь и его влияние на здоровье.
Занятие
Тема: Ознакомление школьников со строением органов дыхания. Влияние табакокурения на деятельность легких.
Цели:
- дать понятия об органах дыхания,
- показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,
- обучить детей навыкам отказа от предложения закурить.
Занятие проводят совместно валеолог и психолог в группе учащихся 1–3-х классов численностью не более 10–12 человек. Продолжительность занятия 40 минут.
- Приветствие.
- Информационный блок.
- Тренинговые упражнения по развитию навыков отказа от курения.
- Обсуждение итогов занятия.
- Прощание.
Ход занятия
1. В качестве приветствия используется игра по кругу “Мое имя. Мое настроение”. Дети встают в круг. Каждый по очереди называет свое имя и рассказывает о своем настроении сегодня.
После приветствия дети садятся на стулья по кругу.
2. Беседа со школьниками о том, знают ли они, что называют вредными привычками, почему они вредные и как они влияют на здоровье.
Вы знаете, как человек дышит? Воздух поступает через нос и по воздухоносным путям, похожим на трубочки, попадает в легкие. Это такие органы, напоминающие воздушные шарики, наполненные воздухом. Они расположены в грудной клетке, их два : по одному слева и справа. Когда мы вдыхаем воздух, легкие наполняются им и расширяются, затем они слегка сужаются, и воздух поступает в кровь, с которой разносится по всему организму.
Когда человек курит, вместе с воздухом он вдыхает табачный дым. Ученые установили, что в табачном дыме содержится много вредных ядовитых веществ, в частности, вещество под названием “никотин”, которое является сильным ядом. Они попадают в легкие, а затем разносятся с кровью по всему организму. Посмотрите, как различаются легкие курильщика и здорового человека (демонстрируются рисунки легких курильщика и некурящего). Легкие при курении становятся серыми, сморщиваются и не могут выполнять свою работу, поэтому не хватает кислорода другим органам. Поэтому курящих человек часто болеет, у него сильный кашель, ему не хватает воздуха. Когда он быстро идет, он задыхается.
Даже люди, которые не курят, а просто находятся рядом с курящим человеком, вдыхая дым сигарет, могут плохо себя чувствовать, и у них может начаться кашель. Поэтому курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но здоровью окружающих его людей.
3. Тренинговое упражнение “Давай покурим”.
Цель: групповой поиск различных доводов против курения.
Описание упражнения:
Школьники делятся на пары. Каждая пара проигрывает ситуацию. Первый участник предлагает партнеру закурить, а тот в свою очередь должен отказаться. Затем участники меняются ролями.
После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают кому в какой роли было легче.
4. Подведение итогов занятия, обсуждение полученной информации, навыков, приобретенных в ходе работы.
- Как человек дышит, какие органы ему в этом помогают?
- А что происходит, когда человек курит?
- Как может измениться состояние здоровья курящего человека?
- Как вы станете действовать, если вам предложат закурить?
5. Ритуал прощания. Игра в кругу “Телеграмма”.
Дети встают в круг, берутся за руки и ведущий пожимает руку рядом стоящему ребенку, тот передает пожатие руки (“телеграмму”) по кругу, пока она не вернется к ведущему.
Сценарий кукольного спектакля “Ошибка”
Действующие лица:
Мальчики Петя и Вася, друзья, школьники младшего класса.
Взрослый парень по имени Никотин.
Автор.
Автор. В одном городе жили два мальчика – Петя и Вася. Они были неразлучными друзьями, учились в одном классе, всегда друг другу помогали. И вот однажды они встретили взрослого парня.
Никотин. Привет ребята!
Петя. Привет.
Вася. Привет.
Никотин. Как вас зовут?
Вася. Меня – Вася.
Петя. А меня – Петя. Мы друзья.
Никотин. А меня зовут Никотин.
Вася. А чем ты занимаешься?
Никотин. Я? Ничем. Живу в свое удовольствие. Смотрю телевизор, сплю сколько хочу...
Петя. Здорово! И уроки не учишь?
Никотин. Нет. А зачем?
Вася. Ну, как же. Ведь это необходимо в жизни.
Никотин. Не знаю, я в этом необходимости не вижу.
Петя. А мне тоже надоело учиться. Читаешь, учишь, занимаешься... Пока я доучусь до старших классов... А я уже сейчас хочу чувствовать себя взрослым.
Никотин. А хочешь, я тебя научу?
Петя. Хочу. А как это?
Никотин. Делай то, что тебе нравится.
Петя. И все? И я стану взрослым?
Никотин. Нет, не совсем, у взрослых свои привычки.
Петя. Какие?
Никотин. Они курят, выпивают.
Вася. Петя, ты что хочешь закурить и попробовать спиртное?
Петя. А что в этом такого?
Вася. Петя, нам пора в школу на уроки!
Петя. Я сегодня не пойду. И вообще, Вася, я буду делать то, что хочу.
Вася. Петя, мне кажется, ты совершаешь большую ошибку.
Петя. Я не совершаю никакую ошибку, я просто хочу быть взрослым.
Вася. Но от курения и выпивки еще никто не стал взрослым.
Никотин. Вася, зачем ты к нему пристаёшь! Пусть он сам решает курить или не курить, пить или не пить.
Петя. Да. Никотин, дай-ка мне сигаретку...
Все уходят. Петя остается один. Темная сцена.
Петя. Кхе-кхе. Как мне плохо. Очень неприятно. Никак не могу понять, почему взрослым это нравится. Но мне теперь неудобно сказать, что эта взрослая привычка пришлась мне не по вкусу. Попробую-ка я ещё.
Автор. Петя начал курить, попробовал и начал выпивать спиртное, совсем перестал ходить в школу. Не стал встречаться с Васей, а его лучшим другом стал Никотин. Через некоторое время Вася и Петя случайно встретились на улице. Петя при этом сильно кашлял и вообще выглядел очень уставшим и больным.
Вася. Привет, Петя.
Петя. Привет.
Вася. Как твои дела? Ты такой бледный?
Петя. Я в порядке. Это тебе показалось.
Вася. Почему ты не ходишь в школу?
Петя. А зачем?
Вася. Как зачем, ты же так сильно отстал?
Петя. Тем более! Зачем мне сейчас туда идти, если у меня будут одни двойки?
Вася. Не переживай, я тебе помогу! Послушай, Петя. По-моему тебе надо обратиться к врачу, у тебя такой болезненный вид и очень сильный кашель!
Петя. Если честно, Вася, то я действительно плохо себя чувствую. У меня сильно болит голова, слабость в руках и ногах, я стал плохо запоминать и даже хуже видеть. После моего знакомства с Никотином моя жизнь очень сильно изменилась и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Вася. Хорошо, что ты это понимаешь.
Петя. Видишь ли, я так хотел стать взрослым! Я думал, что советы
Никотина мне в этом помогут... А теперь мне стыдно признаться, что я был не прав.
Вася. Не переживай. Ты сходишь к врачу. Тебе обязательно помогут. А я с тобой позанимаюсь, что бы ты смог исправить своё положение в учебе. Мы вместе будем заниматься спортом, станем здоровыми, сильными, как взрослые.
Петя. Спасибо, Вася, ты настоящий друг!
Автор. Петя понял, какую серьёзную ошибку он совершил. С Васиной помощью он стал лучше учиться, через некоторое время поправил свое здоровье и занялся спортом. Так дружба помогла Пете сделать правильный выбор и исправить свои ошибки.
Все участники спектакля выходят на поклон и задают зрителям вопросы.
Никотин. А кто из вас хотел бы дружить со мной, с Никотином?
Петя. Чьи поступки вам больше понравились? Мои, Петины, или моего друга, Васи?
Вася. Как вы думаете, ребята, что нужно делать, чтобы стать взрослым?
Список литературы
- Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43–44, 1999.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 1997.
- Казакова Г.П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени. Кемерово, 1998.
- Колпакова О.С. Программа коррекционно-воспитательной работы. Кемерово, 1996.
- Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово, 1997.
- Максимова В. След “белой смерти”. Здоровье детей, № 37–38, 1999.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М., 1999.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
- Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 1993.
- Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки.Вестник психосоциальной и коррекционно-реалибитациооной работы, № 1, С. 41–49, 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
- Фромм А. Азбука для родителей. Екатеринбург, 1996.