Цели программы: Формирование произвольной регуляции младших подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, посредством воздействия на механизмы сознания, развитие волевой устойчивости, концентрации внимания, саморегуляции, произвольной зрелости, навыков самоконтроля.
Задачи программы:
- Отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния
- Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
- Формирования адекватных форм поведения.
- Формирование адекватной самооценки.
- Формирование позитивных личностных качеств.
- Регулирование поведения в коллективе.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие самосознания.
- Обучение навыкам самостоятельно принимать решения.
Реализация программы:
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется не только в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, но и в формировании устойчивых видов школьной дезадаптации. Соответственно, проблему школьной дезадаптации можно отнести к одной из наиболее острых проблем современного образования, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.
По мнению многих психологов, именно проблема недостаточного развития произвольности в начальной школе часто стоит за собственно учебными затруднениями детей, и за такими явлениями, как плохая дисциплина на уроках, повышенная отвлекаемость, неумение выполнять несколько усложненные задания, а в определенной степени, за феноменом психологической перегрузки, импульсивности, повышенной утомляемости. [3] Однако, основная часть исследований и коррекционно-развивающих программ в области произвольной регуляции относится к младшим школьникам, где произвольность рассматривается как основное новообразование данного возраста. При этом, в более старшем возрасте, особенно на рубеже начального образования и средней школы эта проблема остается не менее актуальной, т.к. наряду с внешними изменениями (новые учителя, расширение изучаемых предметов, требований, обязанностей и т.д.), происходят внутренние, связанные с вхождением детей в подростковый возраст. В связи с этим нам представляется возможным и правомерным оказание коррекционно-развивающей помощи учащимся среднего звена в формировании произвольной регуляции.
В нашем понимании произвольная регуляция - это сложный процесс, который функционирует, как единство двух уровней. С одной стороны, это управление личностью непосредственным течением поведенческого акта на всех этапах его развертывания - от мотивирующих детерминант до конечной цели и ее оценки (т.е. понятие произвольность). А с другой - это действие самоконтроля и воли, т.е. это непрерывное прослеживание личностью всех звеньев регуляции поведения, преодоление препятствий, постоянный "отчет" личности перед самим собой, когда человек становится ответственным за свои поступки, за поведение в целом (что принято считать волевой регуляцией). Например, если ученик сидит на уроке и смотрит в окно - он проявляет произвольность, т.е. управляет собой, чтобы находиться на уроке, а не в коридоре, а если он при этом осознает необходимость слушать учителя, то ему необходимо применить волевое усилие, т.е. заставить себя не только сидеть за партой, но и включиться в работу - это относится к волевой регуляции. Мы считаем, что развитие произвольности в младшем подростковом возрасте возможно через формирование положительных привычек или навыков адекватного поведения, постепенное построение собственных программ поведения.[7] А развитие волевой регуляции - посредством воздействия на механизмы сознания, т.е. формирование самосознания, что является новообразованием подросткового возраста. Таким образом, произвольная регуляция выступает в глубоком внутреннем единстве с самосознанием и эмоционально-волевым компонентом.[4] Соответственно, особенностью данной программы является сочетание элементов тренинговой работы, (т.е. развитие личностной сферы, включение личностного отношения и механизмов сознания) и коррекционно-развивающих упражнений, направленных на демонстрацию неадекватности, нецелесообразности некоторых способов реагирования и моделей поведения, формирование потребности в изменении своего поведения, посредством обучения определенным навыкам, развития свойств внимания, самоконтроля, саморегуляции. Тем самым, обеспечивая воздействие одновременно на оба уровня, развивая произвольную регуляцию в целом.
Кроме того, в произвольной регуляции, как и в сфере самопознания можно выделить две системы действия: во-первых, "Я и Другие", а во вторых "Я и Я".[5] Т.е. при первой системе произвольная регуляция направлена на адекватность адаптации человека к другим лицам, к различным коллективам, с учетом принятых принципов поведения и этических норм существующим в обществе. Что касается второй системы, то здесь важным моментом является самокритичность (но не "самокопание"), как глубокое и адекватное осознание своих слабостей, отсутствие и недостаточное развитие психологических качеств, свойств, привычек, препятствующих дальнейшему развитию личности. В соответствии с этим был разработан третий тематический блок, направленный на преодоление трудностей во взаимодействии с окружающими людьми. Таким образом, теоретическим фундаментом данной программы можно считать тезис современных последователей Выготского: "развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своим психическими процессами" [2]. Соответственно, при разработке данной программы мы придерживались экзистенциально-гуманистической теории и поведенческого подхода. Для успешной реализации данной программы необходимо использовать следующие методические средства и условия:
- Формирование положительной мотивации к участию в занятиях (поддержка любых начинаний, введение поощрений (баллы, призы, санкции и др.));
- Закрепление положительных и негативных моментов маркерами (например, жетоны, где схематически изображен восклицательный знак: красного цвета - для поощрительных баллов, черного цвета - для санкции за нарушение правил);
- Соблюдение четкой, повторяющейся структуры занятий, неизменное расположение предметов, введение и соблюдение правил, ритуалов, временного регламента (с целью дополнительного, организующего момента при формировании произвольности, привычек);
- Чередование вербальных и невербальных средств;
- Постепенное усложнение используемых средств;
- Проведение демонстрационных сессий (отдельные упражнения сначала выполняет ведущий, а затем участники);
- Использование подробных, четких инструкций для упражнений;
- Использование отдельных упражнений на развитие устойчивости и концентрации зрительного внимания;
- Наличие тетрадей, цветных карандашей или фломастеров (для выполнения упражнений);
- Чередование групповых и индивидуальных форм работы (выполнение задания индивидуально, в парах, тройках, группах);
- Переход от контроля ведущего за выполнением заданий, сначала к взаимоконтролю (оценивают друг друга), затем к самоконтролю (каждый оценивает себя сам);
- Использование элементов сказкотерапии, работа с метафорой (с целью закрепления полученной информации на бессознательном уровне, развития творческого потенциала учащихся, а также в качестве диагностического метода);
- Использование ролевых игр (с целью формирования новых моделей поведения, т.к. смена позиций способствует изменению отношения к собственному поведению);
- Обсуждение, дискуссия (как способ рефлексии и формирование навыка адекватно выражать свои мысли);
- Обучение навыкам (например, снятие психоэмоциональной напряженности, постановка целей, разрешения конфликтных ситуаций, снижение агрессивности и др.);
Цикл занятийрассчитан на работу с младшими подростками 11-12 лет, испытывающими трудности саморегуляции в процессе обучения и поведения. Занятия проводятся в группе по 10-12 человек, два раза в неделю по 45 - 50 минут. Так как данная категория детей часто испытывает различные формы дезадаптации, мы считаем необходимым, параллельно с занятием осуществлять индивидуальное сопровождение учащихся, а также проводить консультации для педагогов и родителей.
Общее кол-во занятий планировалось на основе тематических блоков с учетом возрастных и специфических особенностей данной категории детей. В целом программа представлена в виде 32-х занятий, и следующим тематическим планированием:
Этап |
Цель |
Кол-во часов |
|
1. | Вводное занятие | Формирование положительной мотивации к занятиям, разработка правил, ритуалов | 1 час |
2. | Я это кто?! | Формирование интереса к собственной личности, сплоченности группы, актуализация рефлексивных процессов | 3 часа |
3. | Эмоции, чувства и Я - мы вместе? | Знакомство с различными видами эмоций и чувств, отражение собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов выражения негативных чувств и эмоций | 10 часов |
4. | Воля - это свобода или ограничение? А где Я? | Знакомство с понятиями воля, мотив, цели, план, осознание роли привычек в жизни человека, неадекватности некоторых способов своего поведения, формирование представления о волевых качествах, обучение способам их развития, самостоятельного принятия решений | 7 часов |
5. | Свой среди чужих или свой среди своих? | Знакомство с формами взаимодействия, формирование навыков общения, обучение успешному взаимодействию, адекватному разрешению конфликтных ситуаций | 10 часов |
6. | Завершающее занятие | Подведение итогов всего цикла занятий, обобщение полученного опыта | 1 час |
Примерная структура занятия выглядит следующим образом:
1;Ритуалы приветствия (2-3 минуты).
2."Разминка" (релаксационные упражнения, либо упражнения энергизаторы, в зависимости от эмоционального состояния участников) (3-4 минуты)
3."Внимание это нужно" (упражнение на развитие внимания) (5-6 минут)
4."Тема" (тематические упражнения) (10 -15 минут)
5."Управляю собой" (упражнение на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции) . (5-6 минут)
6."Сказка на ночь" (использование различных способов работы с метафорой) (10-12 минут)
7. Завершение (подведение итогов, подсчет баллов, ритуал прощания) (3-4 минуты)
Данная программа была апробирована на школьниках 6-х классов Средней школы №18 г. Химки. Результатом реализации программы стало формирование не только представления о том или ином явлении, но и соответствующего отношения к нему, а также развитие навыков адекватного поведения в различных социальных ситуациях, что способствовало значительному преодолению трудностей в обучении и поведении.
Примерный сценарий занятия.
ЗАНЯТИЕ 8.
Тема: АГРЕССИЯ, СПОСОБЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
Материалы и оборудование: Протокол,мячик (или мягкая игрушка), бланки с заданием по количеству участников, карточки с изображением персонажей, выражающих различные эмоции (агрессия, недовольство, страх и т.д.), маркер и альбомный лист для ведущего.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Напоминаются основные правила, определяется ведущий протокола.
Упражнение "Вдоль по радуге".[8]
Цель: создание положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения, обучение приему регуляции собственного эмоционального состояния.
Ход упражнения: участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки и произносят "ХА!". Повторяется 4-5 раз. Желающие делятся своими впечатлениями. Учащимся указывается назначение этого упражнения.
Упражнение "Найди предложение"
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости зрительного внимания, способности обобщать материал, навыков аналитического мышления.
Материалы и оборудование: 3 вида бланков, в каждом - часть пословицы "Посеешь поступок - пожнешь привычку (1 бланк), посеешь привычку - пожнешь характер (2 бланк), посеешь характер - пожнешь судьбу (3 бланк)", ручка. (См. приложение 2)
Ход упражнения: Учащимся раздаются бланки с заданием и предлагается в каждой строчке выбрать лишь те буквы, которые не повторяются и составить из них предложение. Первым, правильно выполнившим задание, присуждается поощрительный балл. Затем необходимо собрать полученные предложения в такой последовательности, чтобы получилась пословица. Первому, правильно выполнившему задание - поощрительный балл. (Прим. автора: если участники затрудняются выполнять задание, можно провести демонстрационный пример.)
"Портрет агрессивного человека"
Цель: развитие умения дифференцировать признаки агрессии от других чувств и эмоций, формирование потребности в необходимости умения контролировать себя.
Материалы и оборудование: карточки с изображением нескольких персонажей, выражающих различные эмоции, например, недовольство, агрессия, страх, радость, печаль и т.д. (Прим. автора: можно использовать "Азбуку настроений", либо фотографии людей из журналов, газет)
Ход упражнения: участникам раздается по 3 карточки с изображением нескольких персонажей, выражающих различные эмоции и чувства, необходимо найти персонажи, выражающие агрессию, за правильный ответ дается поощрительный балл. (Прим. автора: у каждого участника должна быть такая карточка).
Обсуждение:
&0150; Как вы догадались, что именно на этой карточке изображена агрессия? С помощью каких деталей вы определили, что это персонаж, испытывающий чувство агрессии, а не другое чувство? Почему были неправильные ответы? Что общего у всех персонажей, испытывающих агрессию? Есть ли различия? Каким образом выражает данное чувство каждый персонаж? Какие способы вы еще знаете? Как живется агрессивному человеку? После обобщения всех ответов составляется общий портрет агрессивного человека и делается вывод, что существует 2 вида агрессии - словесная и физическая, в зависимости от способов выражения. (Прим. автора: можно использовать схематическое изображение для наглядности).
Обсуждение ситуации.
Цель: Выявить причины возникновения агрессивных реакций, показать опасность гневных, агрессивных реакций.
Ход проведения: Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они испытывали агрессию, и каждому определить причины ее проявления, и последствия. После высказывания участников, делается вывод, о том, что причин много, но чаще всего хочется ответить агрессией на агрессию другого человека.
Игра в кругу "Огонь, воздух, вода, земля"
Цель: развитие произвольного контроля, внимания, способности выполнять задание по инструкции, активизация мыслительных операций.
Материалы и оборудование: мячик, или мягкая игрушка (Прим. авт.: например, мы использовали мягкую игрушку - зайчика, которого назвали "Ушастик", на протяжении всего цикла занятий он был активным нашим помощником и участником)
Ход упражнения: Учащиеся сидят в кругу. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из участников, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь", "воздух". Если ведущий сказал "земля", то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное, на слово "вода" участник отвечает названием рыбы, на слово "воздух" - названием птицы. При слове "огонь" все должны встать и помахать руками. Ошибающийся выбывает. Оставшиеся участники получают поощрительные баллы. (Прим. авт.: время должно быть ограничено - 4 мин.)
"Сказка"
Цель: активизация механизмов бессознательной сферы, развитие творческой активности, поиск необходимых средств решения проблемы.
Инструкция: Участникам предлагается сочинить сказку, где начало задает ведущий, далее каждый по очереди продолжает сказку, придумывая одно или несколько предложений, так чтобы последний участник придумал окончание. В результате должна получиться законченная история, которая имеет свое начало, середину, конец. Затем все вместе выводят мораль. Начало сказки: "Жила-была Канцелярская кнопка, однажды она попала в руки к злобному мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал их своим товарищам на стулья, и когда они, присев, вскакивали как ужаленные, он мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды.... "[1]
Подведение итогов занятия.
Предлагается вспомнить пословицу и применить ее к сегодняшней теме занятия. (Ожидаемый результат: Делается вывод, что у человека бывают единичные вспышки агрессии, но если они проявляются часто, то могут перейти в агрессивность - черту характера, и тогда ему будет сложно жить и общаться. Соответственно, нужно знать способы борьбы с собственной агрессией - тема следующего занятия).
Далее, каждому вручается балл за участие, подводятся итоги о количестве набранных баллов, вручаются призы.
Ритуалы прощания.
Бланки для упражнения "Найди предложение".
1 карточка
ПНМВГУОУНСВДЕНДМГ
ЕЯАШЖАЬКРПОЯЖСКРТ
ЫЮУРИПЫИЮОЫИРКЮ
ПОБФЭЖФЙНУЁЭБШЙУ
ЗЬАПЧХРШЧАИХЕВШЕЗ
ЖГЫЦРЧЦГКЖРЦГРЖУ
2 карточка
ПДМОВУМСВМДЕДУМ
ЕАЯШТЬКТЯПКТРАЯИВ
ФЖЫГЦФЧЦЮФКЖУЮГ
ЗПИЙОХИЖХЧИНЗЙЁЧ
ТЭШМЬОУМХЭАТОРУ
3 карточка
ПНМВГУОУВСНДЕМДГ
ЕЖЯШТЬКТЯХКЯАТЖР
ФЖАЦКЮФЮТЖЕЦРП
ЗОИЙХЖИЗНЧИЗЁЙЧХ
ТЭШМЬОЭБСМАТОУБ
АЫРЕДРЕЫЬАРБУРЫЕ
НБСНАСБКЯБТЕНСЯБР
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М.: "Ось-89",2002.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков - М.: "Соц. здоровье России",1999
- Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика.
- Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003
- Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.