Форма проведения: интерактивный игровой семинар
Размещение участников семинара: общий круг
Вступительное слово психолога: “В условиях гуманизации образования приоритетным становится коммуникативный аспект личностной культуры педагога, его проявление в реальном педагогическом общении. Культура педагогического общения – условие успешности образовательного процесса и комфортности педагога и ученика. Коммуникативная культура педагога проявляется в способности привлечь внимание, настроить на продуктивное учебное взаимодействие, в умении преодолеть барьеры, возникающие между позицией учителя и настроем учеников, умении вести диалог, поддерживать интерес и активность учащихся, быть гибким, мобильным, открытым и доброжелательным. Один из аспектов коммуникативной культуры педагога – речевые и неречевые средства общения, которыми он пользуется. Это тема нашего семинара.
Семинар будет проходить в игровой тренинговой форме. Первый шаг каждого тренинга – знакомство, установление контакта”.
1 упр. Взять в руки мяч, бросить его одному из коллег, поздороваться и сказать что-нибудь приятное. Правило: одному и тому же человеку мяч не бросать.
1 вопрос. Неречевые средства.
Информация психолога: “Невербальная (неречевая) коммуникация играет огромную роль в человеческом взаимодействии. Можно сказать, что значительная часть информационного обмена разворачивается в подводной части “коммуникативного айсберга” – в области невербального общения. Установлено, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается за счет неречевых средств.
Неречевые средства общения включают в себя жесты, мимику, пантомимику, звуковые параметры речи, характеристики визуального общения, пространственно-временную форму организации общения.
Первая информация, которую получают наши партнеры по общению – это визуальная информация: наша поза, мимика лица, положение тела. Здесь различают три главные позиции: открытую, закрытую, отстраненную”.
2 упр. Разбивка на группы по невербальному признаку: вытаскивают бумажку с названиями:
- самый лучший ученик в классе;
- ученик, который учится на 4-5;
- вечный троечник;
- самый неуспешный ученик в классе.
Инструкция: “Сейчас мы должны разбиться на группы. Для этого, пожалуйста, возьмите карточку, на которой написано, кого вы будете изображать. Задание: не говоря ни слова, изобразить этот тип ученика и объединится в группу с такими же участниками.”
Обсуждение: по каким невербальным признакам определили свою группу, почему они характерны для данной группы, какие эмоции испытали.
3 упр. По группам. Тренировка педагогической наблюдательности. Получают на руки тест и бланки для ответов, в ограниченное время должны ответить на вопросы сами – 10 мин., потом группой – 10 мин.
Тест: распечатанный субтест № 2 “Группы экспрессии” из методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда
Проверка индивидуального и группового решения – определение победившей группы и самого наблюдательного педагога.
Ключ к тесту: 1-1 2-4 3-3 4-3 5-2 6-1 7-2 8-2 9-1 10-4 11-1 12-1 13-2 14-4 15-4
Оценки: 0-2 балла - 1; 3-5 баллов – 2; 6-9 баллов – 3; 10-12 баллов – 4; 13-15 баллов – 5.
Информация психолога: “Тест оценивает способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы лежит в основе “шестого” чувства – интуиции. Люди с низкими оценками по тесту в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений.”
Раздача информации о значении жестов (см. Приложение 1).
4 упр. Несколько человек из каждой группы выбирают группу жестов из Приложения и изображают их. Другие группы должны угадать, пользуясь розданной информацией, какую группу жестов показывают.
Закрепление: психолог еще раз обращает внимание на то, как легче запомнить значение жестов по группам.
5 упр. (дополнительное упражнение). Что означает эта поза?
Задание: изобразить урок. Участвуют 2 группы, разбиваются на пары: ученики и наблюдатели. Каждый наблюдатель наблюдает за одним из учеников. Один человек подыгрывает, изображает учителя. Ученики вытаскивают карточку с заданной характеристикой ученика, изображают ее. Наблюдатель должен определить как можно точнее, что ученик чувствует.
Карточки:
Вы не сделали домашнее задание и боитесь, что Вас спросит учитель.
Вы готовы к уроку и хотите ответить.
Вы узнали на перемене интересную информацию о мальчике, в которого влюблены, и Вам надо срочно незаметно от учителя обменяться записками с подругой.
У Вас семейные проблемы, разводятся родители. Вчера дома был скандал. Настроение у Вас очень плохое, уроки не готовы.
Вы бегали на перемене, чувствуете возбуждение, желание пошалить, настроение прекрасное.
Вы считаете, что учитель поставил Вам в прошлый раз несправедливую оценку. Вы очень обижены. К уроку Вы готовы, но отвечать не хотите.
Вы не любите этот урок, у Вас плохие оценки. Вам скучно, не хочется ничего делать.
Вы отличник. Но к уроку не готовы. Надо сделать так, чтобы Вас не спросили.
2 вопрос. Речевые средства общения.
Все участники снова садятся в общий круг.
Информация психолога: “С помощью знаков общаются не только люди, но и животные. У пчел очень сложная система танцев, у павианов известно 17, а у человекообразных обезьян около 30 звуковых знаков. Язык животных конкретный, он связан с непосредственными событиями и обстоятельствами. Петух не может рассказать курице о том, какое у него настроение и что было вчера. Человек может говорить о будущем и прошлом, передавать другому свои мысли, различные сообщения, воздействовать на поведение и деятельность других людей.”
6 упр. Разминка. (По кругу пускаем коробочку с карточками)
Задание: Вытащить бумажку со словом или предложением и прочитать, правильно расставив ударение. Учителя русского языка поправляют ошибки.
Варианты предложений:
- Посмотрите на доску!
- Мне понятны Ваши намерения.
- Куда ты положила тряпку для доски.
- Урок уже начался!
- Ты стала еще красивее.
- Мы должны углубить свои знания.
- Я очень занятой человек!
- Необходимо улучшить материально-техническое обеспечение.
- Представляю вам мнение эксперта.
- Характерный человек.
- Вы стали еще красивее.
- Я – истинный христианин.
- Мне сказали перезвонить.
- Что-то должно начаться.
- Ты меня понял?
- Он живет на квартале.
- Ох, уж этот переходный возраст!
- Повторим пройденный материал.
- Необходимо упрочить наши знания.
- Надо облегчать друг другу жизнь.
- У нас скоро переводной экзамен.
- Хочу вас подбодрить.
- Развитый ребенок.
- Кто принес торты?
- Мы все занятые люди.
- Я просмотрела весь каталог.
- У кого аптечка с медикаментами?
- Перепиши набело.
- Все ушли в диспансер.
- Важная аристократия.
7 упр. Испорченный телефон. 5 человек выходят за дверь, психолог выбирает любого из оставшихся учителей и читает текст.
Задание: как можно точнее передать содержание текста следующему участнику. Задание для всех остальных: определить, на каких этапах и почему потерялась информация. Учителя, вышедшие за дверь, по очереди заходят, выслушивают текст, передают его следующему.
Текст 1: “Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников седьмого “Б” класса пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из шестого “А” класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились дружеские отношения”.
Текст 2: “Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо: найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем; разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель; умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель”. (Текст взят из учебника математики для 6 класса, возможно использование других учебных текстов).
Обсуждение: на каких этапах и почему потерялась информация.
8 упр. Сила языка. В парах. Сказать три фразы со слов “Я должен” по очереди, потом повторить их, изменив начало на “Я предпочитаю”. То же самое с “Я не могу” на “Я не хочу”, “Мне надо” на “Я хочу”, “Я боюсь, что” на “Я хотел бы”. Обсуждение: как изменились ощущения после изменения первых слов. Вывод: Слова “Я должен”, “Я не могу”, “Мне надо”, “Я боюсь, что” отрицают нашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, мы делаем шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
9 упр. (дополнительное упражнение) Педагогическая ситуация: класс шумит. Задача: привлечь внимание, используя неречевые и речевые средства.
Подведение итогов. Задание: бросить мяч участнику, попрощаться и сказать несколько слов о семинаре. Дважды мяч одному и тому же человеку не бросать.
Приложение 1.
Жесты, выражающие агрессивность. |
- тесно сплетенные пальцы рук; - сжатый кулак; - указующий перст; - поза на стуле верхом; |
Жесты уверенности. |
- кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются; - кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят; |
Жесты несогласия. |
- боковой взгляд (если взгляд отводится и возвращается вновь); - ноги и ступни направлены к выходу (хочет уйти); - прикосновение к носу и легкое потирание его (неуверенность в правильности речи). Если идет спор, то один из них прикасается к носу тогда, когда у него появляются контраргументы; |
Жесты неуверенности, раздражения. |
- откашливание (при неуверенности или опасениях); - свист; - ерзанье в кресле; - рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в собственных словах, жест может означать, что собеседник хочет сообщить нечто доверительное); |
Жесты разочарования. |
- почесывание в затылке; - ослабление воротничка; - удары ногой (по земле, по воздуху и т.д.); |
Жесты, относящиеся к оценке сказанного. |
- отставленный палец над, остальные - под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент); - наклоненная голова (интерес к собеседнику). Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понята. Если голова партнера, прежде наклоненная, начинает выпрямляться, значит возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает, человек начинает переводить взгляд на окружающие предметы. - почесывание подбородка (в споре в сочетании со взглядом искоса связано обдумывание следующего хода в диалоге); - почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение); - манипуляции с очками (пауза требуется); |
Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо действиям. |
- корпус вперед, руки на бедрах ( уверенность, готовность к активным действиям, готовность отстаивать свое мнение до конца ); - партнер сидит на кончике стула; |
Жесты, выявляющие самооценку. |
- грудь вперед; - опущенные плечи; - отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястья другой; |
Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации. |
- здоровый человек стремится опереться или прислониться к чему-нибудь, если ситуация сложная, неприятная для него, он не может найти ответ, достойный выход; - человек стоя опирается руками (он не уверен в том, насколько внимательно слушает его партнер, ощущает неполный контакт); - манера держать руки (замкнутый обычно убирает руки, открытый человек держит ладони, руки в поле зрения партнера); - замкнутый пиджак; - скрещивание лодыжек (внутренняя тревожность, ожидание неприятностей); |
Жесты, препятствующие общению. |
- скрещенные руки на груди (усталость или замкнутость); - скрещенные руки или ноги сидящего (некоммуникабельность или демонстративность); - нога, закинутая на подлокотник кресла явное пренебрежение к окружающим. |