Дифференцированный подход в развитии познавательной сферы учащихся с учетом индивидуально-личностных особенностей

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время система народного образования сталкивается с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Для более, чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития. Поэтому во многих школах России открывают классы коррекционно-развивающего обучения.

Задержка психического развития у детей выражается в замедленном темпе психического развития? вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы? либо другими хроническими соматическими заболеваниями. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально- волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок. А так же эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Низкий уровень развития познавательной активности детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций. Отмечается негрубое недоразвитие речи.

Детей с ЗПР видно уже при поступлении в школу. Но в течение первого года обучения мы даем ребенку возможность раскрыться. Так как есть такие дети, которые не посещают детский сад, и в домашней обстановке родители не способствуют развитию их способностей. У таких детей естественно возникает множество трудностей, ведь они обладают ограниченным запасом знаний об окружающем мире, не умеют рисовать, так как им никогда не покупали карандаши и краски, не могут лепить из пластилина, потому что никогда его не видели или видели очень редко. Одни дети из этой категории быстро схватывают, другие наоборот, сталкиваясь с трудностями, замыкаются в себе и не хотят ходить в школу, ведь помимо всего прочего им приходится преодолевать пробелы в знаниях. Ну, а если у ребенка возникают серьезные проблемы в усвоении программы, мы представляем его на ПМПК.

Начиная со второго класса, мы создаем классы коррекционно-развивающего обучения. В этих классах обязательно три раза в неделю проводятся уроки развития познавательной сферы учащихся. Однако ЗПР включает в себя не только нарушение познавательной деятельности, но и нарушение эмоционально- волевой сферы. Поэтому в классах КРО так же проводится цикл занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы и произвольной сферы личности ребенка.

На уроках развития познавательной сферы в первую очередь учитываются личностные особенности ребенка. Есть дети гиперактивные, которым, как говорит В. Оклендер, трудно сидеть, они суетливы, много двигаются, вертятся на месте, говорливы. Таким детям трудно концентрировать свое внимание, они легко отвлекаются, часто задают множество вопросов, но редко дожидаются ответов. Они могут быстрее понять задание и быстрее с ним справиться, чем, например дети медлительные, с замедленным темпом деятельности. И тем? и другим необходимо пристальное внимание взрослого, жесткий контроль, помощь.

Занятие 2.

Тема: Путешествие с Микки-Маусом.

Цели занятия:

развитие воображения;
развитие восприятия;
развитие умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать их.

Материалы:

рабочие тетради, индивидуальные карточки.

Ход занятия:

Ребята! К нам в гости хотел прилететь Микки–Маус, но он попал в беду и поэтому прислал письмо. В письме он рассказал о том, что его самолет потерпел аварию, и Микки–Маус оказался в глухом лесу перед высокой стеной. На стене написано: “Волшебная страна”. В стене есть дверь, но на ней висит огромный замок. Попасть в нее сможет лишь тот, кто выполнит множество сложных заданий. Микки–Маус переписал их и отправил с почтовым голубем. Он просит, чтобы мы помогли ему выполнить эти задания.

№1

Ты, конечно, знаешь, слово “сравнить” – не раз тебе приходилось сравнивать разные предметы. Сравнивать можно только по одним и тем же признакам.

– размер с размером (Р) – цвет с цветом (Ц) – форму с формой (Ф)

Назови признак, по которому предметы схожи /Рис.1/.

Рисунок 1

В следующих заданиях нарисованы предметы, которые объединены каким – то общим признаком. Каким? Назови /Рис. 2/

Рисунок 2

№2

В следующем задании требуется найти отличия. Микки–Маус нашел только по одному отличию в каждой паре. Требуется найти остальные /Рис. 3/. Ребята выполняют задания.

Рисунок 3

Подведение итогов первого этапа занятия.

№3

Микки–Маус прислал изображение странного узора, он просит, чтобы вы помогли ему нарисовать такой же /Рис. 4/.

Рисунок 4

№4

В письме Микки–Маус просит, чтобы вы помогли ему решить следующие задачи: Вини–Пух такого же роста, как и крокодил Гена, а крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже: Вини–Пух или Чебурашка?

(Дети отвечают с места.) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? Ответы с места.

№5

Ребята, а в следующем задании Микки–Маус совсем запутался. Ему нужно было прочитать текст, ответить на вопросы, пересказать то, что запомнил. Давайте поможем ему справиться с этим заданием. Послушайте внимательно рассказ.

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

Ребята! Что нашел Муравей? Чего не мог сделать Муравей один? Кого позвал на помощь Муравей? Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу? А кто запомнил весь рассказ и попробует его пересказать? (Заслушиваются ответы детей)

Подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. В следующий раз Микки-Маус пришлет нам письмо, в котором будет рассказываться о дальнейших заданиях.

– Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке? Что было интересного? Какое из заданий вам понравилось больше всех?

Занятие 10.

Продолжение темы “Путешествие с МиккиМаусом”

Цели

развивать речь;
научить учащихся находить признаки предметов, времен года;
развивать мыслительные операции.

Ход занятия.

№1

Ребята, Микки–Маус снова прислал письмо. Мы с вами помогли ему попасть в Волшебную Страну. В своем новом письме он говорит, что затрудняется выбрать дорожку, по которой можно продолжать путешествие. Перед ним лежат 4 дорожки разного цвета, а привести они могут в разные времена года.

Давайте поможем Микки–Маусу определить, какая дорожка ведет к какому времени года.

Прослушайте внимательно текст. О каком времени это говорится? Небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, жаворонки, скворцы.

Кто отгадал, напишите в тетради, а я пройду и посмотрю, у кого верный ответ. Ребята, какая дорожка подходит к этому времени года? Ответы с места. Прослушайте еще одно описание.

Небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты зеленым ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки.

Какое это время года? Какая дорожка к нему подходит? Слушаем дальше. Небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты теряют листву. Отцветают цветы. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква. Какое это время года? Какая дорожка подходит? Продолжаем слушать.

Небо низкое и хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь.

Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.

О каком времени года говорилось сейчас? Какая дорожка подходит? Давайте, напишем все времена года и к каждому из них нарисуем свою дорожку, прямоугольники голубого, зеленого, желтого и белого цвета.

№2

Теперь Микки–Маус предлагает вам поиграть. Достаньте свои конвертики и вытащите из них свои карточки, прочтите на них задания. Дети выполняют самостоятельно задания./Рис. 5/.

Рисунок 5

№3

Поиграем еще в одну игру. Возьмите из своих конвертов карточки с лабиринтами. В письме указан путь. Выполните задание самостоятельно. Света, расскажи, как ты проходила лабиринт. Что было написано в письме?

№4

Микки–Маус просит нас помочь выполнить следующее задание:

Прочитайте слова. Найдите лишнее слово.

/Рис. 6/.

Рисунок 6

Подведение итогов

Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Какое из заданий показалось вам наиболее интересным? Какое задание было трудным для вас? Как вы считаете, кто из ребят сегодня хорошо поработал? Всем спасибо, до следующей встречи.

Список использованной литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство “Ось-89”, 1999.
2. Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: Аркти, 2000.
3. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Учебно-методическое пособие – М.: Генезис, 2001.
4. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа): Практические материалы – М.: Генезис 2001.
5. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб.: “Акцидент”, 1997.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5- 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
7. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
8. Эдигей В. Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. 3.2. – М.: УЦ “Перспектива”, 1997.