Основной вид деятельности на развивающих занятиях – игра. Это вызвано тем, что игра остается ведущей деятельностью для данной группы детей. У детей часто не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Предлагаемые детям задания лучше и быстрее выполняются под влиянием игровой мотивации. Кроме того, игра снимает психические и физические перегрузки, что очень важно, учитывая быструю утомляемость детей и то, что занятия проводятся во второй половине дня.
Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъемом. Для этого желательно проводить занятия с использованием яркого дидактического материала, в свободных условиях (например, в игровой комнате, где есть ковер, подушки, на которых могут разместиться дети, или в классе, рассадив учеников на поставленные в круг стулья).
Цели занятия:
- развивать произвольное внимание, его обьем и концентрацию;
- развивать умение общаться друг с другом, выражать свои чувства;
- развивать слуховую память, логическое мышление, пространственное воображение, зрительное и слуховое восприятие;
- формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, обьяснения, доказательства.
Материалы:
- тематические картинки “Цирк” (изображения кота, медведя, клоуна, обезьяны);
- индивидуальные карточки;
- игра “Танграм”;
- рабочие тетради;
- музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Разминка “Подсолнух”
Дети становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза.
Психолог. Вы чувствуете рядом добрую славную руку соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой-большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки — это ваши руки. Поднимите руки вверх: лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток, второй передали своему другу, а третий лепесток мы сейчас передадим незнакомому другу. Зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы все этого очень хотите. А теперь откройте глаза, возьмите друг друга за плечи, ласково обнимите. Мы всем желаем добра и счастья.
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда — вы сейчас узнаете. Для этого вам нужно внимательно прослушать слова, запомнить их, а затем выбрать одно слово, которое их обьединяет.
Арена, смех, цирк, клоун, фокус.
— Какая тема обьединяет все эти слова? ЦИРК.
Перед вами – вы знаете что?
Игрушечный цирк Шапито.
Сейчас обезьяны забьют в барабаны,
И выйдет — вы знаете кто?
Психолог вывешивает на доску рисунок медведя с шарами в лапах.
— У медведя много разноцветных шаров (красные, коричневые, желтые — 9 штук). Помогите ему разобраться. По каким признакам можно сравнивать? (По цвету, форме, размеру).
— Похлопали артисту. Он просит нас выполнить силовое упражнение на руках
Физминутка “Кулачок”
Руки вверх – в кулачок, разожми и на бочок
Руки в стороны – в кулачок, разожми и на бочокс
Руки вперед – в кулачок, разожми и на бочок...
Руки назад – в кулачок, разожми и в кулачок...
Руки вниз – в кулачок, разожми и на бочок...
Психолог вывешивает на доску рисунок кота–фокусника с мешком в руках.
— У него в мешке 3 зайца. Найдите “лишнего”. (Отличие в треугольном носике).
— Как стучит заяц лапками?
Физминутка для пальчиков
Раз-два — раз-два-три! (Отбиваем дробь на парте 3 раза).
— Что любит заяц? (Морковку). Возьмите в руки 2 карандаша и одновременно двумя руками рисуем морковку в тетради. Заяц очень рад и благодарит вас.
Этюд “Солнечный зайчик”. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носике, ротике, щечках, подбородке. Аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть — голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы улыбнитесь ему!
— Сейчас попробуем составить его портрет из геометрических фигур. (Психолог раздает детям карточки, на которых изображен рисунок зайца из геометрических фигур – игра “Танграм”).
Психолог помогает детям, анализирует сделанное.
Дети встают в круг. Появляется мягкая игрушка Зайца.
— Чтобы почувствовать себя счастливым ему необходимо 10 крепких обьятий в день. Он доволен, что оказался здесь, потому что может получить от вас то, что ему нужно. Вы готовы?
Ребята по кругу передают игрушку: прижимают ее к себе, гладят, говорят ласковые слова.
— Как хорошо, когда есть кто-то, кто может просто подойти погладить и обнять тебя.
Разминка “Светит солнце”
Дети поворачиваются друг к другу спиной.
- Светит солнце. (Дети рисуют на спине друга круг и лучи).
- Пришла туча. (Поглаживаем ладошкой).
- Начался маленький дождик. (Постукиваем одним пальчиком).
- Пошел дождь посильнее. (Двумя пальчиками).
- Сильный дождь.(Всеми пальчиками).
- Стихает дождь. (Двумя пальчиками).
- Еще тише.(Постукиваем одним пальчиком).
- Туча ушла. (Поглаживаем ладошкой).
- Выглянуло солнышко. (Дети рисуют круг и лучи).
— А теперь на сцене следующий артист. (Психолог вывешивает на доску рисунок клоуна).
Клепа – известный клоун
И дарит веселье он вам.
Смешную задачу придумал для вас
Клепа – известный клоун.
Он принес интересное задание. Это – таблица, в которой не хватает одного человечка. Вам нужно будет догадаться, что это за человечек. Посмотрите, как изменяются фигуры в рядах (или столбцах), и найдите недостающую фигуру. Зарисуйте у себя в тетрадях самостоятельно.
— Вот и закончилось цирковое представление. Понравилось ли оно вам? Чем мы сегодня занимались? Что у вас получилось на сегодняшнем занятии?
Релаксация “Улыбка”
— Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя...Окружающий мир есть радость для тебя. Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби все, что есть на Земле – это чудо! И каждый человек – тоже чудо! Спасибо всем за работу!