Цели занятия:
- воспитание у подростков ценностного отношения к здоровью, снижение интереса к алкоголю и психоактивным веществам;
- формирование жизненных навыков, препятствующих к приобщению и употреблению ПАВ.
Задачи занятия:
- ознакомить подростков с важнейшими последствиями употребления наркотиков, выработка негативного отношения к употреблению наркотиков;
- содействовать здоровью подростков и их здоровому поведению;
- формировать у подростков представление об ответственности за себя.
Словарь: психоактивные вещества, психическая зависимость, токсикомания, здоровый образ жизни.
Подготовка к занятию:
Перед началом занятия учащиеся разделились на две подгруппы: 1 – отстаивающих идею и 2 – их оппонентов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Групповая дискуссия
В последнее время очень часто и очень много мы слышим из СМИ о такой проблеме, как наркомания.
Сегодня я предлагаю всем нам обсудить и разобраться – насколько же серьезна данная проблема. Хочется услышать ваши мнения.
Предлагаю вам провести групповую дискуссию, с помощью которой мы:
-увидим данную проблему с разных сторон,
-уточним персональные позиции и личные точки
зрения всех присутствующих,
-выработаем общее мнение.
Предлагаю тем, кто считает, что можно попробовать наркотики, а потом бросить, – сесть за этим столом (на столе в подсвечнике – свеча темного цвета).
А тем, кто считает, что наркотики это серьезная проблема, сесть за этим столом (на столе в подсвечнике – светлая свеча).
Мы с вами проводили дискуссии не один раз, и все же я предлагаю повторить правила участия в дискуссии, т.е. ваши права и обязанности.
Ребята вспоминают и называют правила:
1. Уметь слушать друг друга.
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий, берущий слово, начинает с краткого обзора того, что было сказано предыдущим выступающим, затем излагает свои мысли. Можно использовать ключ для передачи.
2. Говорить должен кто-то один.
3. Говорить по существу.
Иногда учащиеся отклоняются от предмета разговора: “Я не совсем понимаю, какое отношение это имеет к тому, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?”
4. Необходимость делиться мыслями.
Каждый имеет право высказаться. Соображения каждого ценят и будут ему благодарны. Если его высказывания сомнительны, то: “Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Однако известно, что...” (Вы избавите ученика от смущения)
Дискуссия: “Наркотики:мифы и реальность”.
5. Необходимость повышать самооценку.
Каждый имеет право отказаться, если ему неприятно.
6. Недопустимость умаления достоинства.
Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не согласиться с чьим-то мнением, но что недопустимо судить о людях лишь на основе высказанных ими мыслей: дать понять, что обидные замечания ранят другого. Такое поведение недопустимо и будет пресекаться.
7. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения.
Глупых вопросов не бывает, каждый из вопросов ценен. Уважайте любой вопрос и ответьте на него в рамках программы.
После того, как мы с вами вспомнили правила участия в дискуссионной группе, я предлагаю перейти непосредственно к работе.
Работа в подгруппах.
На доске вывешивается отпечатанный текст (сначала мифа, а после его обсуждения-реальности). Каждый участник группы делится своим мнением и принимает решение о том, вредно употребление наркотиков или нет.
Если участник изменит свое мнение, что касается серьезности данной проблемы, он по своему желанию может пересесть за другой стол – на котором в подсвечнике горит светлая свеча.
(Выслушиваются все мнения, обсуждаются). Планируется, что в конце дискуссии все ее участники будут сидеть за одним столом, на котором в подсвечнике горит светлая свеча.
Дискуссия “Наркотики: мифы и реальность” |
|
Мифы |
Реальность |
Употребление наркотиков. Это возможность попасть в круг избранных. | Человек, употребляющий наркотики, очень быстро оказывается изгоем, его начинают избегать прежние знакомые, друзья. Он оказывается в среде таких же наркоманов, опустившихся людей, преступников. |
Алкоголь – удел “низших”, примитивных людей, наркотики употребляет “элита”. | Как алкоголь, так и наркотики разрушительно действуют на мозг человека – ведут к его деградации, причем многие наркотики делают это значительно быстрее, чем алкоголь. |
Наркотики способствуют творчеству. | В состоянии наркотического опьянения человеку действительно часто кажется, что он делает что-то гениально. Однако чаще всего это иллюзии. На самом деле, уходя в мир иллюзий, человек перестает заниматься творчеством. |
Многие пробовали наркотики, а потом бросили. | Бросить употреблять наркотики часто очень тяжело. Человеку приходится пройти через довольно мучительный процесс “ломки”. Даже от психической зависимости избавиться тяжело. |
Наркотики помогают снять напряжение, расслабиться, улучшают настроение. | Период подъема в наркотическом опьянении сменяется затем состоянием апатии, подавленности, депрессии, тоски, раздражительности, для учащихся это длится значительно дольше. |
Я всегда буду знать меру, в любой момент смогу бросить. | Попасть в зависимость от многих наркотиков можно уже после нескольких приемов. Безопасной меры здесь не существует. |
II. Информационный блок: алкоголь, никотин – вещества, которые очень сильно влияют на состояние психики человека. При длительном употреблении вызывают зависимость от них. Такие вещества называются психоактивными.
Есть еще одна большая группа психоактивных веществ - наркотики. Это вещества, оказывающие специфическое воздействие на центральную нервную систему (возбуждающее, успокаивающее, галлюциногенное и т.д.). Некоторые наркотики в малых дозах являются лекарствами, поэтому могут назначаться врачом. Но, их применение допустимо только строго по назначению мрача.
Стремясь к достижению определенного состояния, некоторые люди начинают применять наркотики без медицинского назначения, причем масштабы и последствия такого немедицинского потребления являются общественно значимыми. Поэтому эти вещества по закону признаются наркотическими и вносятся в специальный список.
Некоторые вещества также оказывают воздействие на психику человека, но официально не отнесены к наркотикам. Их называют просто токсическими веществами, то есть веществами, подобными наркотикам, но не внесенными в список. А тех, кто их употребляет, называют не наркоманами, а токсикоманами.
Однако большой разницы в этом нет.
Употребление наркотиков приводит к болезни – наркомании, т.е. к развитию психической и физической зависимости от наркотиков. Употребление наркотиков без назначения врача незаконно. Наркотики могут употребляться в виде таблеток, вводиться внутривенно, вдыхаться, куриться. Любое употребление является опасным.
К наркотикам относятся препараты, получаемые из конопли (анаша, гашиш, марихуана), мака (морфин, героин, кодеин, самодельные опиаты).
Целый ряд лекарств (барбитураты, транквилизаторы) также могут быть опасны при немедицинском употреблении. К наркотикам также относятся кокаин, крэк, эфедрин и т.д. Очень опасно вдыхание паров препаратов бытовой химии (клея, пятновыводители, бензина и т.д.).
Все эти вещества вызывают состояние опьянение: нарушается координация движений, речь. Человек делается вялым заторможенным или излишне возбужденным, перестает контролировать себя, не понимает где находится, что с ним происходит. У него могут быть галлюцинации. Этот человек подвергает риску себя и окружающих, его поступки не предсказуемы, мыслительные способности резко снижаются.
Наркоманы утрачивают интерес к учебе, работе, любимым занятиям. Они теряют интерес к близким людям, рвутся их социальные связи.
Обращаем внимание на то, что свечи не случайно стояли на столах. Свеча символизирует жизнь, которая не вечна. У каждого человека в жизни бывают хорошие и плохие события. Так же и горела свеча - воск стекал по ней, застывал, принимая разную форму.
Вывод:
Употребление наркотиков ведет к болезни. Страдают все внутренние органы человека. Разные наркотики по-разному влияют на органы человека (одни разрушают легкие, другие - печень и т.д.). Безопасных наркотиков не существует. Особенно страдает мозг.