Ротацизм и его исправление

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛИ:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата (общие артикуляционные упражнения).
  • Уточнение движений органов артикуляции на данный звук (специальные упражнения).
  • Развитие силы голоса, длительности, плавности ротового выдоха.
  • Постановка или формирование кинестетических ощущений (или уточнение) органов артикуляции на данный звук (формирование правильного артикуляционного уклада).
  • Развитие фонематического восприятия.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: профиль артикуляции звуков Р и Р, фотографии с изображением  артикуляционных упражнений, индивидуальные зеркала, пособие для развития дыхания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Обработка спиртом рук и логопедических зондов.

2. Знакомство с новой темой

Сегодня мы будем исправлять звук, который мы еще не умеем произносить правильно. Это звук Р. Но сначала мы должны подготовить наш речевой аппарат к правильному произношению звука. А в этом нам поможет артикуляционная гимнастика (3-5 минут).

Для постановки звука Р мы выбрали следующие упражнения:

“ЛОШАДКА”. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“МАЛЯР”. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

“АВТОМАТ”. Рот закрыт. Напряженным кончиком постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося “т-т-т”.

Убыстрять темп.

“ПУЛЕМЕТ”. Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося “д-д-д”.

“БАРАБАНЩИКИ”. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

 3. Развитие дыхания.

Закрепляем у детей правильность выполнения вдоха и выдоха:

короткий вдох (носом) – длинный выдох (ртом). Слова говорим на выдохе (пособие “Послушный ветерок”).

4. Развитие силы голоса.

- что надо делать в лесу, чтобы не потеряться ? (Кричать “АУ”).

- произносим “АУ” сначала тихо, потом все громче, и громче.

Произнесение стишков с изменением силы голоса в соответствии с содержанием. Одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо),
Я доволен (громко),
Я горжусь (еще громче!)
Нет ни горя, ни заботы (умеренно),
Как за дело (громче)
Я берусь (еще громче !)

5. Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;

б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;

в) участие голосовых складок.

Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

6. Постановка звука:

  • по подражанию;
  • от опорного звука;
  • использование механических средств.

7. Развитие фонематического восприятия (выделение звука Р из ряда изолированных звуков, из слогов, из слов).

Р, Л, М, Р, С, З, Р, Т, К, П, В, Ж…

ЛА, РО, НИ, ТО, РУ, БА, РЕ, КО, АР, АЛ, УР, ЕЛ, ИР, ОВ, ЕР…

КАРАНДАШ, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ПОРТФЕЛЬ, УЧЕБНИК, КНИГА, РУЧКА, АЛЬБОМ, РАНЕЦ, КРУЖОК…

8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Приложение.