В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.
Проблема здоровья подрастающего поколения в условиях модернизации образования вызывает тревогу у медиков, педагогов, родителей и самих детей. В 1946 г. Всемирной организацией здравоохранения была сформулирована концепция здоровья: “Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”.
В нашем городе ежегодно проводятся профилактические осмотры учащихся педиатрами и специалистами детской поликлиники. Цель профилактических осмотров – выявление ранних признаков нарушений здоровья. Анализ статистических данных позволяет утверждать, что в последние годы прослеживается тенденция ухудшения здоровья молодого поколения: в 2003 г. доля здоровых детей и подростков в городе составляла 30%, в 2004 г. уже 26,3% . Настораживает рост наркотизации подростков и молодежи в городе: в 1997 г. на учет в наркологическом диспансере было поставлено 4 человека, в 2000 г. – уже 75!
С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, в школе была создана Программа деятельности “Безопасность через образование”.
В Программе принимают участие все субъекты образовательного процесса.
Цель школьной Программы – создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.
Ожидаемый результат деятельности – полноценность развития и личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.
Сопровождение реализации Программы обеспечивает деятельность педагога-психолога.
Приоритетными направлениями в рамках школьной Программы для психолога являются создание у учащихся осознанных установок к здоровому образу жизни и профилактическая работа по употреблению психоактивных веществ.
Для реализации поставленных задач, наряду с традиционными формами работы, мы используем интерактивные технологии, основанные на принципах толерантности: работа в малых группах, мозговой штурм, групповая дискуссия, занятия с элементами тренинга: “Навыки конструктивного взаимодействия с подростками“, “Я – мое здоровье – мой образ жизни”, ролевые игры “ Мир без наркотиков”, “Город, в котором я живу”. Формы работы психолога с учащимися всех ступеней представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Формы работы психолога с учащимися школы.
Учащиеся школы первой ступени | Учащиеся школы второй и третьей ступеней |
Физкультпауза на каждом уроке |
|
Гимнастика для глаз по методике Базанова |
|
День здоровья ( 1 раз в четверть) |
|
Неделя профилактики вредных привычек |
|
Ежедневная утренняя гимнастика |
|
Учебный курс “Полезные привычки” |
Учебный курс “Полезные навыки” |
Исследование уровня тревожности при переходе в школу второй ступени |
Занятия с элементами тренинга |
Изучение особенностей адаптации учащихся 1-х кл. |
Ролевые игры |
Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся |
Тематические классные часы с использованием метода Джеффа |
Тематические классные часы |
Круглый стол |
Исследование мотивационной сферы учащихся |
|
Исследование уровня тревожности учащихся |
|
Изучение ценностных ориентаций учащихся |
|
Групповые занятия по воспитательной технологии “ Самосовершенствование школьника” ( Г.Селевко) |
|
Контроль за развитием классного коллектива ( ценностно-ориентационное единство, групповая сплоченность, психологический климат, социометрия) |
|
Создание группы волонтеров |
Очень эффективной, по мнению родителей, оказалась такая форма работы как круглый стол. Первоначально в работе принимали участие родители и их дети, но при рассмотрении ряда проблем отсутствовало эффективное взаимодействие, отмечались вспышки агрессии с обеих сторон. По инициативе старшеклассников в настоящее время в работе круглого стола принимают участие учащиеся 10-х классов и родители учащихся 9-х классов. Рассматривая конкретную проблему взаимоотношений (“Что значит быть свободной личностью”, “Не разрешай унижать себя” и др.), родители на примере старших ребят видят свои ошибки в общении с собственными детьми подросткового возраста, старшеклассники легче преодолевают существующее недоверие к взрослым. Как результат – обе стороны лучше понимают друг друга, ищут и находят пути к конструктивным отношениям.
Интерактивные методы помогают нам организовать взаимодействие различных субъектов деятельности на основе сотрудничества, доверия друг к другу, помогают в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.
С 2001 г. в школе ведется экспериментальный курс “Полезные привычки” для 1-4 классов и “Полезные навыки” для учащихся 5-9 классов. Авторами данного курса являются: Международная независимая некоммерческая организация Projeck HOPE, Московский комитет образования, Министерство Образования России.
Курс “Полезные навыки” служит дополнением к учебному курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”; в начальной школе занятия проводятся в форме классного часа, факультатива или урока – по выбору педагога. Перед началом занятий с учащимися психолог проводит семинар-тренинг для педагогов по освоению групповых методов обучения и родительские собрания, на которых родители получают представления о новой учебной программе и о сущности химической зависимости.
Данный курс основан на современном научном подходе к превентивному обучению школьников: он не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке, алкоголе, психоактивных веществах, но и формирует здоровые установки и навыки ответственного поведения. Особый интерес у учащихся вызывают такие темы, как “Учусь оценивать себя сам”, “Я – неповторимый человек”, “Учусь сопротивляться давлению”, “Как преодолевать стеснительность” и др. Для подростков уроки по данному курсу являются важным источником объективной информации и комплексом упражнений для развития личностной и социальной компетентности.
По инициативе ребят из группы волонтеров под руководством психолога в школе появилась новая традиция – проведение ежегодных недель профилактики вредных привычек: “Я + привычки = здоровье”. Каждый год меняется содержание работы: это конкурсы рисунков “Мы выбираем здоровье”, плакатов “Реклама здорового образа жизни”, тематических стенгазет; игра “Путешествие по островам” (остров мифов, остров альтернатив, остров здоровья и др.), ролевые игры, выпуск буклетов, агитирующих за здоровый образ жизни и др. Очень интересной, по мнению подростков, оказалась такая форма работы, как конкурс агитбригад: команда 9-в класса призывала ребят соблюдать режим дня, продемонстрировав его очевидную пользу в нашей жизни; ребята 10-в класса на примере страшной катастрофы жителей другой планеты агитировали аудиторию вести здоровый образ жизни; команда 9-б класса показала вред, наносимый организму вредными привычками и т.д.
Психологом проводятся тематические семинары для педагогов: “Психология здоровья учителя”, “Здоровье и здоровый образ жизни: определение понятий”.
Участниками недели традиционно являются школьники 4-11 классов, педагоги, активную помощь и поддержку детям оказывают родители.
Главная задача, стоящая перед всеми участниками недели профилактики– пропаганда здорового образа жизни и убеждение сверстников, что есть много интересных и полезных занятий, которым наши вредные привычки – главная помеха.
Ежегодно школа проводит конференцию по подведению итогов совместной работы для родителей, педагогов, медиков, учащихся. В рамках этих конференций нами проведена оценка эффективности профилактической работы в рамках Программы “Безопасность через образование” по следующим показателям:
- рост личной компетентности учащихся по
проблеме профилактики употребления
психоактивных веществ и осознанному отношению к
собственному здоровью:
в 2003-2004 гг. в учебных программах “Полезные привычки” и “Полезные навыки” принял участие 301 учащийся. Из них в претестах, проведенных в начале курса, показали знания в объеме до 50% - 47% учащихся, знания в объеме более 71% показали 8% учащихся. По результатам посттеста, проведенного в конце экспериментального курса, показали знания в объеме до 50% - 1,5% учащихся, знания в объеме более 71% - 64% учащихся; - гуманизация отношений в классных коллективах
(уменьшение числа отверженных, изолированных
детей ):
по данным социометрии (Д.Морено) количество отверженных детей в ученическом коллективе (с 5 по 9 классы) снизилось с 11,4% в 1999 г. до 6,6% учащихся в 2004г.; - количество подростков, употреблявших или
пробовавших психоактивные вещества ( выявляется
в ходе анонимного опроса):
пробовали нелегальные наркотические вещества 1 раз в 2000 г. – 5 человек, в 2004 г. –0 человек; - количество учащихся, совершивших
правонарушения и преступления:
2000г.- 5 человек, 2003 г. – 0; - количество учащихся с отклонениями в развитии физического здоровья:
- снизился процесс общей заболеваемости гриппом и ОРЗ – 107,4% случаев заболеваний в 2002 г. против 81,7% за тот же период в 2003 г.;
- наблюдается уменьшение количества детей с пониженным зрением и сокращение случаев миопии: в 2002 г. с понижением зрения выявлено – 154 человек, с миопией –111 человек; в 2003 г. соответственно: 148 и 95 человек.
Важнейшим показателем эффективности работы является личное мнение старшеклассников - участников Программы, выражающее наиболее общие тенденции мнения участников опроса, представленные ниже :
“Мы осознали всю серьезность проблемы профилактики наркомании и необходимость нашего личного участия в ее решении” ( Жуков С.)
“Мы поняли, что если ты недоволен своей жизнью, ошибки надо искать в себе, а не сваливать все на общество и окружающих людей” (Левкина З.)
“Работа по профилактике вредных привычек дала возможность почувствовать значимость личного участия в серьезной работе и удовлетворение от ощущения своей компетентности в этих вопросах” ( Куницына И.)
Таким образом, тесное взаимодействие психолога с другими субъектами образовательного процесса дает возможность влиять на достижение общей цели – создание и поддержание безопасной образовательной среды в школе. Эффективность совместной деятельности коллектива по программе “Безопасность через образование” обеспечивается четким осознанием ответственности всех субъектов за здоровое поколение молодежи.