Существует достаточно много формализованных и узкоспециализированных форм организации повышения квалификации психологов образования: курсы, методические объединения и т.п.
Однако, за рамками программных встреч остается без внимания важная составляющая профессиональной деятельности психолога - его уникальная личность.
Раздумья о том, как несколько изменить ситуацию, как грамотно построить работу, привели к мысли о нашем клубе.
Существовали клубы издавна. Это одна из форм общественной жизни, человеческого общения. В этой очень тонкой, весьма сложной форме соединялись серьёзные глубокие интересы с развлечениями, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным… Но при этом каждая из сторон не подавляла собою другую.
В данной работе представлен практический опыт создания и деятельности клуба для школьных психологов.
В основу создания клуба заложена идея об организации пространства:
- для профессионального и личностного развития психолога;
- для неформального общения, где можно получить заряд внутренней физической и душевной силы и уверенности.
- для отдыха в кругу единомышленников и интересных людей.
Клуб создаётся и работает на основе положения, которое разрабатывается самими членами клуба и утверждается в городском методическом Центре психологов образования.
Положение о Клубе школьных психологов
1.Общие положения
1.1. Клуб школьных психологов - добровольное объединение профессиональной (образовательной и досуговой) направленности (может иметь статус методического объединения).
1.2. Цель: Организация пространства для профессионального и личностного развития психолога образования.
1.3. Задачи:
- Реализация познавательных и развивающих программ;
- Организация неформального общения и досуга;
- Выявление способностей личности, профессиональной готовности;
- Разработка и осуществление общих творческих проектов;
- Развитие основных способностей и профессиональных качеств психолога образования;
- Поддержка познавательной активности и творческого самовыражения;
- Организация различных форм познавательной и развивающей деятельности;
- Оказание личностной и профессиональной поддержки и помощи;
- Создание благоприятной психологической атмосферы и комфорта для выполнения задач саморазвития и отдыха;
1.4. Принципы деятельности:
2. Содержание деятельности
Совершенствование профессионального мастерства посредством передачи проверенного и признанного лучшего опыта; формирования собственного опыта, включая элементы заимствованного; творческого развития собственного опыта.
Участники:
- знакомятся с достижениями коллег - психологов;
- получают возможность расширить представление о многообразии видов, форм, методов, средств организации профессиональной деятельности;
- получают возможность повысить уровень профессионального кругозора;
- развивают когнитивные (мыслительные), творческие, оргдеятельностные способности, принимая участие в подготовке и проведении различных форм клубной деятельности;
- овладевают способам познавательной деятельности, творческого самовыражения, самоактуализации;
3. Формы работы
Тренинги; познавательные, развивающие, ролевые игры; обучающая диагностика; семинары; вечера-встречи; тематические вечера; консультации; праздники.
4. Методы работы
Групповая работа; предъявление продуктов деятельности; упражнение; творческое самовыражение; беседа; исследование; дискуссия; психотехника и др.
5. Организация работы Клуба
5.1. Членами Клуба являются психологи образования различного уровня профессиональной подготовки и квалификации
5.2. Руководство Клубом осуществляется психологом высшей квалификационной категории (на добровольных началах).
5.3. Основной деятельностью клуба является организация встреч психологов в Клубной Гостиной не реже 1 раза в месяц.
Встречи в клубной гостиной (из опыта работы)
Далее будут представлены фрагменты встреч в клубе. Некоторые из них описаны довольно подробно, некоторые даны схематично. Это создаст простор для собственного творчества, импровизации тем специалистам, которые захотят использовать в своей деятельности наш опыт работы.
Каждая встреча в клубе может включать в себя кроме основного содержания организационные вопросы (например, порядок членства и работы клуба, выбор названия, принятие новых членов и др.), обзор новостей в профессиональной сфере, свободный обмен интересной и полезной информацией, имеющейся профессиональной литературой, приглашение интересных гостей, совместные профессиональные или “досуговые” поездки и т.п
Отдельно необходимо сказать о роли ведущего клубных встреч. Её может выполнять как руководитель клуба, так и специально назначенное (по желанию) лицо. Задача ведущего - руководить ходом встречи, создавать благоприятную, творческую атмосферу в гостиной, а также условия для активного и продуктивного общения участников.
Тема “Клуб? Клуб…Клуб! или Давайте познакомимся”
Цель: Формирование представления о клубе, самоопределение к клубной форме общения. Актуализация коммуникативных способностей психологов в ситуации неформального взаимодействия.
Примерный ход встречи
1. Понятие о клубе
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости! Я вижу, что вы освоились в пространстве наше клубной гостиной, приготовились с пользой для себя провести время. Но сначала - несколько слов из истории существования клубов.
Если обращаться к примерам из жизни, истории, литературы, клубы создавались с разными целями: для серьёзных исследований, просвещения общества, для развлечения, а некоторые “не имели ни цели, ни истории, в чём и заключалась высшая степень аристократизма”.
По определению одного из литературных героев “Клуб - это место, где можно молчать или дремать в компании интереснейших людей, платя за эту привилегию несколько фунтов стерлингов в год” (старый каламбур хозяина одного из английских клубов).
Толковый словарь говорит нам о том, что клуб(club-англ) - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.
Каждый клуб имел своё название (например, “Фолио клуб”- Э.По, “Пиквикский клуб”- Ч.Диккенс, “Двенадцать верных рыболовов”- Честерстон, “Клуб самоубийц”, “Клуб молчунов”), свои отличительные особенности (фрак зелёного цвета, полное уединение присутствующих в нём гостей, определённое количество членов, например, 11).
Чтобы стать членом клуба, в некоторых из них не требовалось особых заслуг, достаточно было принадлежать к определённому кругу людей, а в некоторых необходимо было каким-то образом проявить себя в деятельности, например, на заседание клуба приносить короткий рассказ в прозе.
2. Цели и задачи (см. ПОЛОЖЕНИЕ), план работы клуба (разрабатывается на основе запросов).
3. Светское общение
Ведущий: У нашего клуба пока ещё нет названия, традиций, истории, но нас всех объединяет принадлежность к кругу школьных психологов-профессионалов.
А сейчас настало время представить всех присутствующих в нашей Клубной Гостиной.
Игра “Моя визитная карточка”. За 5 минут вам предлагается изготовить свою визитную карточку. Что вы укажите в ней и каким образом оформите - это ваше дело. Помните: деловому человеку визитная карточка необходима для продолжения контактов, и это возможность заявить о себе как об индивидуальности.
По окончании игры ведущий представляет гостя, а он произносит несколько слов или движений приветствия.
Ведущий: И всё же в клубы люди приходили ради общения. Здесь можно было обменяться информацией, установить деловые контакты, встретиться с друзьями, завести новые знакомства, отдохнуть в окружении приятных людей.
Уважаемые гости, пришло время для светского общения.
Игра “Бинго-профессионал, или Мои новые друзья”
Меня зовут . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы должны в ходе свободного общения (за 10 минут) найти новых друзей, которые отвечают признакам, указанным ниже. Но одного и того же человека можно указать в бланке не более 2-х раз. Ищите новых друзей!
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . владею персональным компьютером |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . знаком с кем-то из известных психологов |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, был на курсах повышения квалификации в течение календарного года |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . , работаю психологом больше 5 лет |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, регулярно читаю журнал “Школьный психолог” |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, владею методиками исследования интеллекта |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . . , участвовал в конференциях (любого уровня) с трансляцией собственного опыта |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, регулярно читаю классиков отечественной и зарубежной психологии |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, имею дома библиотеку психологической литературы |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, выполняю все виды психологической деятельности. |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, в свободное время люблю слушать музыку |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, владею современными психотехниками |
Я также, как и . . . . . . . . . . . . . . .
, имею благодарности за успехи в работе |
Мой любимый цвет такой же, как и у . . . . . . . . . . . . . . . , |
Самодиагностика или экспертиза:“Общительный ли я”, “Насколько я общителен”(выявление личностных ограничений).
Тема "Слагаемые успеха"
Цель: Развитие деловой инициативы и личностной активности. Овладение способами и средствами достижения профессионального успеха.
Примерный ход встречи
1.Формула успеха
Ведущий: Что позволяет вам, как профессионалам, расширить свои профессиональные и личностные возможности, получить определённые жизненные результаты и добиться успеха?
Существуют разнообразные формулы успеха, но мне ближе следующая:
“Успех = невероятно вкалывать + воспитать легион учеников + использовать общественное мнение + непрерывная самореклама” (С.Н.Фёдоров, врач-офтальмолог).
Школьному психологу часто недостаёт умения создавать достойную рекламу и саморекламу своей профессиональной деятельности (одного из важных слагаемых успеха), заниматься презентацией (представлением) себя как профессионала и уникальной личности.
* Полезная информация. Презентация - это полезное средство распространения информации о собственных достижениях заинтересованным лицам и руководству. Презентация проходит обычно в режиме общения с публикой “вживую”. Проведение презентации очень полезно, если вы хотите:
- представить свои рекомендации;
- объяснить планы относительно предстоящих важных событий;
- поделиться результатами исследований;
- доложить о результатах выполнения важных работ.
Презентации позволяют заинтересованным лицам, особенно руководству, познакомиться с вашей деятельностью, а вам - получить поддержку, обратную связь о качестве вашей работы и возможностях осуществления того или иного проекта.
2. Презентация собственных качеств и достижений
Игра “Самопрезентация или Кто я?”
За 5 минут необходимо составить 20 слов или предложений, которые бы ответили на вопрос “Кто я?” (представить себя как профессионала-психолога). Затем Вам необходимо выступить с презентацией (1 минута) перед присутствующей здесь или воображаемой аудиторией.
В итоге упражнения предлагается провести экспертизу (письменно либо устное обсуждение) и выбрать 3 лучшие самопрезентации.
Схема экспертизы самопрезентации
Ф.И. эксперта . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Кто наиболее точно выполнил задание? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Чья презентация была самая яркая и больше запомнилась? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Кто лучше общался с аудиторией (невербалика)? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Кто был наиболее раскован? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Оцените успешность своей презентации в % . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Цель игры:
В ходе самопрезентации психолог может провести самодиагностику по следующим параметрам:
- ассертивность в презентации (уверенность в себе, самодостаточность)
- моделирование ситуации быстрого принятия решения.
- хорезматическая убедительность, т.е. умение привлекать к себе внимание
- коммуникабельность в режиме монолога с аудиторией.
- уровень и качество мотивации на профессиональную деятельность
- уровень тревожности и стрессоустойчивости (невротический потенциал)
- концентрированность на задаче
- адекватность самооценки себя и других в экспертизе.
3. Способы саморекламы
Упражнение “Джентльменский набор”
Существует много видов, форм и способов рекламы собственной деятельности. У каждого из вас, наверняка есть собственный “джентльменский набор”. Вам необходимо в группах за 15 мин. определить перечень способов саморекламы и представить в любой творческой форме.
4. А теперь - резюме
Ведущий: Важным способом саморекламы является оформление презентационных документов, которыми являются имеющиеся у специалиста дипломы, свидетельства и аттестаты или их копии, а также резюме, в котором отражена информация о жизненном, учебном, профессиональном пути;
Резюме (от франц. - краткое изложение) - составленный по определенным правилам набор сведений о специалисте - претенденте на работу.
Упражнение “Претендент на должность”
Ваша задача - максимально полно и выигрышно представить свои личные и деловые качества и дать работодателю ту информацию, которая убедит его, что вы лучше всего подходите для данной работы. Так, например, аккуратно и грамотно составленное резюме продемонстрирует работодателю, что вы основательный, деловой человек и с вами можно иметь дело.
Структура резюме может быть такой:
1. Основные личные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение).
2. Цель в поиске работы(необязательно). Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу вы можете и хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом вы себя считаете. Последующие разделы резюме должны показать обоснованность ваших притязаний.
3.Квалификация (необязательно). Два или три предложения, подытоживающие основные элементы вашей трудовой биографии, квалификации или каких-то особенностей, на которые вы хотели бы обратить внимание потенциального работодателя. Например:
- высокоэрудированный специалист по разработке развивающих программ для детей и подростков; прекрасно зарекомендовал себя в реализации различных образовательных стратегий и инициатив; ответственный, организованный, инициативный работник, умеющий работать с людьми; большой опыт работы в консультативной деятельности; предпочитаю работать в команде; доказал свою способность в …..деятельности; подобрал и обучил специалистов; внедрил и спроектировал новые направления деятельности, программы, тренинги, уроки; выявил проблемы…
4. Опыт работы. Дается в обратном хронологическом порядке, с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций (обязанностей) и достижений.
5. Образование. Какие и когда учебные заведения закончили. Какую специальность (специальности) имеете. Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-либо других работах, связанных с учебой.
6. Дополнительная информация. Сюда рекомендуется включать сведения о степени владения иностранными языками (если это не "читаю и перевожу со словарем"), о навыках работы на персональном компьютере (желательно с указанием применяемых программных средств), о наличии водительских прав и о личностных качествах. Вообще говоря, сюда может включаться все, что повышает вашу ценность в глазах работодателя и о чем можно написать. Например:
- сведения об общественной деятельности;
- указание членства в профсоюзной организации;
- упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или если его можно счесть серьёзным личным достижением);
- указание готовности к разъездам и смене жительства.
ТЕМА “Твоё психическое здоровье”
Цель: Осознание профессиональных рисков (эмоциональное напряжения, интеллектуальные и физические перегрузки, стрессовые ситуации), овладение средствами регуляции психики.
Примерный ход встречи
1. Психическое здоровье и его составляющие
Ведущий: Работая в группах, определите составляющие психического здоровья.
Полезная информация. Результат совместной работы может выглядеть следующим образом.
Характеристика человека, умеющего успешно строить отношения с окружающим миром, адаптироваться в нём.
1. Чаще переживает положительные эмоции, особенно радость.
2. Он счастлив.
3. Испытывает чувство любви.
4. Он любим (в человеке есть что-то такое, за что его можно любить).
5. Занимается творческой деятельностью.
6. Может реализовать свои идеи, желания в любых условиях.
7. Обладает чувством юмора.
8. Нет проблем в общении (легко устанавливает контакты, имеет друзей).
9. Никогда не осуществляет насилия, не нападает, не защищается без необходимости.
10. Реально воспринимает действительность.
11. Ищет проблемы в себе (не действует по принципу “Я нормален - мир не тот, замените мне мир”).
2. Врага нужно знать в лицо (самодиагностика рисков).
Ведущий организует диагностику методом тестирования. Используются экспресс-тесты типа: “Как сильно вы подвержены стрессу”, “Сколько в вас грусти (степень депрессивного состояния), “ В порядке ли у вас нервы”, - которые имеются в арсенале каждого психолога.
Интересным может стать экспресс-исследование “Моя минута”.
Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Психологу нужно и то, и другое. Прошу всех приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать меня. По моему сигналу все одновременно произвольно начинают отсчитывать про себя одну минуту, т.е. считать до 60. После команды “закончили” каждый запоминает то число, на котором остановился счёт.
Интерпретация результатов: 57-63- хорошеее чувство времени и высокая работоспособность; больше 63 - трудности с восприятием времени и деятельность “ в холостую”, что создаёт проблемы в принятии решений; меньше 57 - сниженная работоспособность.
3. Быть психо- или не быть? Вот в чём вопрос…(демонстрация психотерапевтических приёмов: игротерапии, арттерапии, психогимнастики, психофизической тренировки и др).
Полезная информация: Данную встречу можно приурочить кМеждународному дню психического здоровья (11 октября) и разослать членам клуба пригласительные билеты следующего содержания:
Уважаемый коллега!
Имею честь пригласить Вас в Клубную гостиную
11 октября в … на психо-party,
посвященную Международному дню психического здоровья.
В программе:
- Разговоры по душам;
- Оперативная помощь (демонстрация способов психической саморегуляции);
- Кофе-брейк.
Хозяйка (хозяин) клуба.