Диагностика психологических условий школьной образовательной среды

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В условиях современной системы образования школы и другие образовательные учреждения приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы и т.п. В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса.

В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние характер образовательного процесса. Причем эти авторы указывают на необходимость при осуществлении экспертизы эффективности образовательной среды уделять особое внимание анализу ее психологического компонента.

Цель предлагаемой ниже методики – оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

    1. интенсивность образовательной среды;
    2. эмоционально-психологический климат;
    3. удовлетворенность образовательной средой;
    4. демократичность образовательной среды;
    5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
    6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1).

Таблица 1

Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся

Родители

Педагоги

Интенсивность проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы
Эмоционально-психологический климат проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.
Удовлетворенность проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса
Демократичность проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса
Содействие формированию познавательной мотивации проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей
Удовлетворенность качеством образовательных услуг проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

Методика проходила апробацию и стандартизацию на базе общеобразовательных школ г. Кургана в 2001-2004 гг.

ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ. Методика удобна для применения в группе респондентов, которые получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки ответов являются одинаковыми для всех участников образовательного процесса).

Респонденты читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой – номером вопроса.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ответы “а” оцениваются в 1 балл; “б” - 0,5 баллов; “в” - 0 баллов.

Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.

Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом:

Бланк ответов

1. б 2. а 3. б 4. в 5. б 6. а
7. а 8. а 9. а 10. в 11. в 12. а
13. а 14. а 15. б 16. б 17. б. 18. а
И Э У Д М КО

В этом случае показатель интенсивности учебной среды (И) будет равен 0,83; показатель эмоционально-психологического климата (Э) – 1; показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) - 0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) - 1.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

0 – 0,40 – низкий уровень;

0,41 – 0,70 – средний уровень;

0,71 – 1 – высокий уровень.

Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.

Данный респондент отмечает:

  • высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
  • высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;
  • достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;
  • низкую степень демократичности образовательной среды;
  • низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Устаешь ли ты обычно на уроках?
  2. а) да; б) на некоторых; в) нет.
  3. Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт?
  4. а) да; б) не всегда; в) нет.
  5. Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы?
  6. а) да; б) иногда; в) нет.
  7. Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?
  8. а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.
  9. Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках?
  10. а) да; б) иногда; в) нет.
  11. Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе.
  12. а) высокий; б) достаточный; в) низкий.
  13. Оцени объем домашних заданий.
  14. а) чрезмерный; б) оптимальный; в) недостаточный.
  15. Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение?
  16. а) да; б) не всегда; в) нет.
  17. Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей?
  18. а) да; б) не все; в) нет.
  19. Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися?
  20. а) да; б) не всегда или не все; в) нет.
  21. Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?
  22. а) да; б) не всегда или не в полной мере; в) нет.
  23. Пользуешься ли ты услугами репетиторов?
  24. а) нет; б) редко; в) систематически.
  25. Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования?
  26. а) да; б) уровень требований оптимальный; в) уровень требований

    недостаточный.

  27. Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке?
  28. а) да; б) хотелось бы чаще; в) практически никогда.
  29. Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в “школьной жизни”?
  30. а) да; б) не все; в) нет.
  31. Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы?
  32. а) да; б) не всегда; в) нет.
  33. Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)?
  34. а) да; б) не всегда; в) нет.
  35. Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?
  36. а) почти уверен, что поступлю; б) не уверен, что поступлю; в) почти уверен, что не поступлю.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок.
  2. а) высокая; б) оптимальная; в) низкая.
  3. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка?
  4. а) да; б) не вполне; в) нет.
  5. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе?
  6. а) да; б) не всегда; в) нет.
  7. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?
  8. а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.
  9. С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия?
  10. а) да; б) не всегда; в) нет.
  11. Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе?
  12. а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный.
  13. Оцените объем домашних заданий
  14. а) чрезмерный; б) оптимальный; в) недостаточный.
  15. Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка?
  16. а) да; б) не всегда; в) нет.
  17. Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации?
  18. а) да; б) не всегда; в) нет.
  19. Оцените степень своего участия в деятельности школы.
  20. а) высокая; б) средняя; в) низкая.
  21. Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка.
  22. а) высокий; б) средний; в) низкий.
  23. Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов?
  24. а) нет; б) иногда; в) систематически.
  25. Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку.
  26. а) завышенные; б) оптимальные; в) заниженные.
  27. Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке?
  28. а) да; б) иногда; в) никогда.
  29. Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас учебным заведением?
  30. а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.
  31. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашего ребенка?
  32. а) да; б) не всегда; в) нет.
  33. Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе (кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего ребенка?
  34. а) да; б) не вполне; в) нет.
  35. Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ?
  36. а) да; б) не вполне; в) нет.

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  1. Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка слишком велика?
  2. а) да; б) иногда; в) нет.
  3. Принято ли в педагогическом коллективе Вашей школы делиться не только профессиональными, но и личными проблемами?
  4. а) да; б) не всегда; в) нет.
  5. Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой школе?
  6. а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.
  7. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса?
  8. а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.
  9. Ведется ли в учебном заведении активная методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов?
  10. а) да; б) хотелось бы больше или не всегда устраивает; в) нет.
  11. Оцените уровень, на котором ведется преподавание в Вашей школе.
  12. а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный.
  13. Достаточно ли у Вас времени, чтобы подготовиться к занятиям, проверить тетради и т.п.?
  14. а) нет; б) бывает, что времени не хватает; в) да.
  15. Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов, учеников и родителей в Вашей школе отличаются искренностью, дружелюбием, взаимным уважением?
  16. а) да; б) не всегда; в) нет.
  17. Считаете ли Вы, что в данном учебном заведении Вы реализовались как профессионал и как личность?
  18. а) да; б) не всегда; в) нет.
  19. Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация достаточно демократична по отношению к педагогам?
  20. а) да; б) не всегда; в) нет.
  21. Находит ли поддержку и содействие администрации Ваше стремление к повышению собственной квалификации (аттестация на квалификационную категорию, разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)?
  22. а) да; б) не всегда; в) нет.
  23. Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи репетиторов?
  24. а) нет, в этом нет необходимости; б) редко; в) систематически.
  25. Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и качеству работы учителей в Вашей школе предъявляются слишком высокие требования?
  26. а) да; б) уровень требований оптимальный; в) уровень требований недостаточный.
  27. Встречаются ли педагоги Вашей школы в неформальной обстановке как в “стенах школы”, так и за ее пределами (отмечают вместе дни рождения, ходят друг к другу в гости, посещают концерты и т.п.)?
  28. а) да; б) такое иногда бывает; в) нет.
  29. Пользуется ли учебное заведение, в котором Вы работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам авторитетом в городе?
  30. а) да; б) не всегда; в) нет.
  31. Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников?
  32. а) да; б) не всегда; в) нет.
  33. Имеете ли Вы возможность посещать курсы повышения квалификации?
  34. а) да, в том числе и за пределами области; б) да, в пределах области; в) нет.
  35. Достаточен ли уровень знаний, которые дает школа, для поступления в ВУЗ?
  36. а) да; б) не всегда; в) нет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996. - N 6. - С. 25—30.
  2. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. - Вып. 6.: Инноватор. - М., 1996. - С. 99—105.
  3. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. N 1. С. 104—111.
  4. Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. – М.: МИПКРО, 1998.
  5. Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.: МИПКРО, 1998.
  6. Слободчиков В. Среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Вып. 7. - Инноватор-Bennet colledge. - М., 1997. - С. 177—184.
  7. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, 1998. - № 9.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, 1997.
  9. Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. - Oxford, 1987.