В условиях современной системы образования
школы и другие образовательные учреждения
приобретают все большую свободу в выборе
направления, методов и средств их развития:
появляются различные типы школ, внедряются
инновационные технологии, разрабатываются и
реализуются авторские программы и т.п. В связи с
этим становится все более проблематичным
определение эффективности образовательной
среды конкретных школ и прогнозирование ее
влияния на различные категории участников
образовательного процесса.
В настоящее время к вопросу об образовательной
среде в педагогике и психологии существует целый
ряд подходов. Большинство отечественных авторов
рассматривает образовательную среду как
совокупность взаимосвязанных, взаимно
обогащающих и дополняющих друг друга факторов
(материальных, пространственно-предметных,
педагогических, социально-психологических и др.),
которые оказывают существенное влияние характер
образовательного процесса. Причем эти авторы
указывают на необходимость при осуществлении
экспертизы эффективности образовательной среды
уделять особое внимание анализу ее
психологического компонента.
Цель предлагаемой ниже методики – оценка
выраженности в образовательной среде
конкретного учебного заведения следующих
психологических факторов:
- интенсивность образовательной среды;
- эмоционально-психологический климат;
- удовлетворенность образовательной средой;
- демократичность образовательной среды;
- содействие формированию познавательной
мотивации (учебной, профессиональной,
творческой), развитию познавательных интересов;
- удовлетворенность качеством образовательных
услуг, предоставляемых образовательным
учреждением.
В отношении различных участников
образовательного процесса указанные
психологические факторы имеют разное значение
(табл. 1).
Таблица 1
Проявление психологических условий
образовательной среды в отношении учащихся,
родителей, педагогов
Факторы |
Участники
образовательного процесса |
Учащиеся |
Родители |
Педагоги |
Интенсивность |
проявляется в объеме, сложности
учебных заданий, предъявляемых учащимся на
уроках и дома, а также в уровне требований к
качеству выполнения этих заданий |
проявляется в объеме учебной нагрузки
учителей, а также в уровне требований к
содержанию и качеству их работы |
Эмоционально-психологический климат |
проявляется в степени
психологического комфорта участников
образовательного процесса, в особенностях их
взаимоотношений, в преобладающем настроении в
коллективе и т.п. |
Удовлетворенность |
проявляется в степени
удовлетворенности учебным заведением, его
значимости и месте в системе ценностей
участников образовательного процесса |
Демократичность |
проявляется в степени
демократичности администрации, возможности
участвовать в управлении школой, принимать
решения, касающихся личных интересов участников
образовательного процесса |
Содействие формированию
познавательной мотивации |
проявляется в степени
педагогического содействия у детей мотивации
обучения, познавательных интересов и
познавательной активности |
проявляется в степени поддержки и
содействия администрации профессиональному
росту и повышению квалификации учителей |
Удовлетворенность качеством
образовательных услуг |
проявляется в оценке уровня
преподавания в школе различных предметных
дисциплин, в степени уверенности участников
образовательного процесса в достаточности
образовательных услуг для поступления
выпускников в ВУЗы. |
Методика проходила апробацию и стандартизацию
на базе общеобразовательных школ г. Кургана в
2001-2004 гг.
ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ. Методика удобна для
применения в группе респондентов, которые
получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки
ответов являются одинаковыми для всех
участников образовательного процесса).
Респонденты читают вопрос, выбирают из трех
вариантов ответов тот, который наиболее
соответствует их мнению, и вносят
соответствующую букву в бланк ответов рядом с
цифрой – номером вопроса.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ответы “а”
оцениваются в 1 балл; “б” - 0,5 баллов; “в” - 0
баллов.
Каждый психологический фактор образовательной
среды представлен тремя вопросами, номера
которых в бланке ответов расположены в
вертикальных столбцах. Степень выраженности
определенного психологического фактора
определяется путем расчета среднего значения по
каждому столбцу.
Например, респондент ответил на вопросы анкеты
следующим образом:
Бланк ответов
1. б |
2. а |
3. б |
4. в |
5. б |
6. а |
7. а |
8. а |
9. а |
10. в |
11. в |
12. а |
13. а |
14. а |
15. б |
16. б |
17. б. |
18. а |
И |
Э |
У |
Д |
М |
КО |
В этом случае показатель интенсивности учебной
среды (И) будет равен 0,83; показатель
эмоционально-психологического климата (Э) – 1;
показатель удовлетворенности (У) - 0,67; показатель
демократичности (Д) - 0,17; показатель содействия
развитию познавательной мотивации (М) - 0,33;
показатель удовлетворенности качеством
образовательных услуг (КО) - 1.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Чем ближе полученный
результат к 1, тем сильнее выражен в данной
образовательной среде соответствующий
психологический фактор:
0 – 0,40 – низкий уровень;
0,41 – 0,70 – средний уровень;
0,71 – 1 – высокий уровень.
Результаты ответов испытуемого в
вышеприведенном примере можно обобщить
следующим образом.
Данный респондент отмечает:
- высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
- высокий уровень эмоционально-психологического
комфорта участников образовательного процесса;
- достаточную (среднюю) степень
удовлетворенности своей школой;
- низкую степень демократичности
образовательной среды;
- низкий уровень содействия развитию
познавательной мотивации.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Устаешь ли ты обычно на уроках?
а) да; |
б) на некоторых; |
в) нет. |
- Испытываешь ли ты в стенах школы чувство
защищенности и психологический комфорт?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Доволен ли ты, что являешься учеником именно
этой школы?
а) да; |
б) иногда; |
в) нет. |
- Имеешь ли ты возможность участвовать в
управлении школой, вносить предложения по
улучшению образовательного процесса?
а) да; |
б) в некоторых случаях; |
в) нет. |
- Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать
учащихся на уроках?
а) да; |
б) иногда; |
в) нет. |
- Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в
школе.
а) высокий; |
б) достаточный; |
в) низкий. |
- Оцени объем домашних заданий.
а) чрезмерный; |
б) оптимальный; |
в) недостаточный. |
- Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и
учеников твоей школы искренность, дружелюбие,
взаимное уважение?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Входят ли твои учителя в круг авторитетных для
тебя людей?
а) да; |
б) не все; |
в) нет. |
- Проявляют ли педагоги демократичность в
общении с учащимися?
а) да; |
б) не всегда или не все; |
в) нет. |
- Реализуются ли в процессе школьных занятий твои
собственные учебные интересы?
а) да; |
б) не всегда или не в полной мере; |
в) нет. |
- Пользуешься ли ты услугами репетиторов?
а) нет; |
б) редко; |
в) систематически. |
- Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в
твоей школе предъявляются слишком высокие
требования?
а) да; |
б) уровень требований оптимальный; |
в) уровень требований недостаточный. |
- Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и
учащиеся общаются на личные темы (не связанные с
учебой) в неформальной обстановке?
а) да; |
б) хотелось бы чаще; |
в) практически никогда. |
- Имеют ли для тебя большое значение события,
происходящие в “школьной жизни”?
а) да; |
б) не все; |
в) нет. |
- Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов,
затрагивающих твои личные интересы?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Находит ли поддержку и содействие учителей твое
желание углубленно изучать интересующие тебя
предметы (организация факультативов, кружков,
индивидуальных занятий и т.п.)?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Насколько ты уверен, что после окончания школы
сможешь поступить в ВУЗ?
а) почти уверен, что поступлю; |
б) не уверен, что поступлю; |
в) почти уверен, что не поступлю. |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Оцените степень интенсивности учебной нагрузки
в школе, где учится Ваш ребенок.
а) высокая; |
б) оптимальная; |
в) низкая. |
- Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов
и Вашего ребенка?
а) да; |
б) не вполне; |
в) нет. |
- Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в
этой школе?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Имеете ли Вы возможность участвовать в
управлении школой, вносить предложения по
улучшению образовательного процесса?
а) да; |
б) в некоторых случаях; |
в) нет. |
- С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные
занятия?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Оцените уровень знаний, которые получает Ваш
ребенок в школе?
а) высокий; |
б) достаточный; |
в) недостаточный. |
- Оцените объем домашних заданий
а) чрезмерный; |
б) оптимальный; |
в) недостаточный. |
- Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов
при решении проблем, связанных с обучением и
воспитанием Вашего ребенка?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли
выполнять их рекомендации?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Оцените степень своего участия в деятельности
школы.
а) высокая; |
б) средняя; |
в) низкая. |
- Оцените уровень мотивации обучения Вашего
ребенка.
а) высокий; |
б) средний; |
в) низкий. |
- Приходится ли Вам прибегать к услугам
репетиторов?
а) нет; |
б) иногда; |
в) систематически. |
- Оцените требования учителей, предъявляемые
Вашему ребенку.
а) завышенные; |
б) оптимальные; |
в) заниженные. |
- Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной
(внеучебной, внешкольной) обстановке?
а) да; |
б) иногда; |
в) никогда. |
- Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок
авторитетным для Вас учебным заведением?
а) да; |
б) в некоторых случаях; |
в) нет. |
- Имеете ли вы право голоса при решении вопросов,
затрагивающих интересы Вашего ребенка?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе
(кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего
ребенка?
а) да; |
б) не вполне; |
в) нет. |
- Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ?
а) да; |
б) не вполне; |
в) нет. |
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
- Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка
слишком велика?
а) да; |
б) иногда; |
в) нет. |
- Принято ли в педагогическом коллективе Вашей
школы делиться не только профессиональными, но и
личными проблемами?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой
школе?
а) да; |
б) в некоторых случаях; |
в) нет. |
- Имеете ли Вы возможность участвовать в
управлении школой, вносить предложения по
улучшению образовательного процесса?
а) да; |
б) в некоторых случаях; |
в) нет. |
- Ведется ли в учебном заведении активная
методическая работа, направленная на повышение
профессионального мастерства педагогов?
а) да; |
б) хотелось бы больше или не всегда
устраивает; |
в) нет. |
- Оцените уровень, на котором ведется
преподавание в Вашей школе.
а) высокий; |
б) достаточный; |
в) недостаточный. |
- Достаточно ли у Вас времени, чтобы
подготовиться к занятиям, проверить тетради и
т.п.?
а) нет; |
б) бывает, что времени не хватает; |
в) да. |
- Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов,
учеников и родителей в Вашей школе отличаются
искренностью, дружелюбием, взаимным уважением?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Считаете ли Вы, что в данном учебном заведении
Вы реализовались как профессионал и как
личность?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация
достаточно демократична по отношению к
педагогам?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Находит ли поддержку и содействие
администрации Ваше стремление к повышению
собственной квалификации (аттестация на
квалификационную категорию, разработка и
внедрение новых технологий, авторских программ и
т.п.)?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи
репетиторов?
а) нет, в этом нет необходимости; |
б) редко; |
в) систематически. |
- Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и
качеству работы учителей в Вашей школе
предъявляются слишком высокие требования?
а) да; |
б) уровень требований оптимальный; |
в) уровень требований недостаточный. |
- Встречаются ли педагоги Вашей школы в
неформальной обстановке как в “стенах школы”,
так и за ее пределами (отмечают вместе дни
рождения, ходят друг к другу в гости, посещают
концерты и т.п.)?
а) да; |
б) такое иногда бывает; |
в) нет. |
- Пользуется ли учебное заведение, в котором Вы
работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам
авторитетом в городе?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Имеете ли вы право голоса при решении вопросов,
затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
- Имеете ли Вы возможность посещать курсы
повышения квалификации?
а) да, в том числе и за пределами области; |
б) да, в пределах области; |
в) нет. |
- Достаточен ли уровень знаний, которые дает
школа, для поступления в ВУЗ?
а) да; |
б) не всегда; |
в) нет. |
ЛИТЕРАТУРА
- Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические
аспекты развивающего образования // Педагогика,
1996. - N 6. - С. 25—30.
- Маклафлин К. Исследование системы
педагогической помощи и поддержки в школах
Англии и Уэльса // Новые ценности образования:
забота — поддержка — консультирование. - Вып. 6.:
Инноватор. - М., 1996. - С. 99—105.
- Пилиповский В.Я. Эффективная школа:
слагаемые успеха в зеркале американской
педагогики // Педагогика. 1997. N 1. С. 104—111.
- Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная
среда школы и интеллектуальное развитие детей //
Экспериментальные площадки в московском
образовании. - Вып. 2. – М.: МИПКРО, 1998.
- Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В.
Психологический климат как характеристика
образовательной среды школы // Экспериментальные
площадки в московском образовании. - Вып. 2. М.:
МИПКРО, 1998.
- Слободчиков В. Среда: реализация целей
образования в пространстве культуры // Новые
ценности образования: культурные модели школ. -
Вып. 7. - Инноватор-Bennet colledge. - М., 1997. - С. 177—184.
- Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В.
Что такое образовательная среда школы и как ее
выявить? // Вопросы психологии, 1998. - № 9.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от
моделирования к проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, 1997.
- Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and
solutions. - Oxford, 1987.