Комплексное занятие по развитию психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников "В гостях у 12 месяцев"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цели и задачи:

  1. закрепить знания о временах года, названиях месяцев и их последовательности в календаре;
  2. развивать:
    зрительное восприятие и произвольное внимание на основе сравнения изображений; слуховую память через упражнение на простукивание ритма капели;
    логическое мышление на основе классификации через упражнение “выдели лишний предмет”;
  3. воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность.

Оборудование:

Для учителя

  1. фрагмент фильма-сказки “12 месяцев”
  2. названия месяцев (карточки) с пропущенными буквами
  3. цветы-подснежники (12 шт.)
  4. карманные календари (для каждого учащегося)
  5. карточка “Сравнить снежинки” (для каждого учащегося)
  6. наборное полотно

Для учащихся

  1. листочки в клеточку
  2. фломастеры
  3. простые карандаши

Оформление доски

  1. большая аппликация Елки
  2. девочка сидит под елкой, перед ней корзинка

Ход занятия

I. Вводная часть

Какое сейчас время года? Какие зимние праздники вы знаете? Какой из них самый веселый и радостный праздник, который приносит много сюрпризов и подарков?

С новогодним праздником связано много разных чудес и волшебных сказок. Угадайте, какая сказка сегодня у нас в гостях? (демонстрируется фрагмент фильма-сказки “12 месяцев”).

Скажите, как девочка оказалась у костра? Действительно, в сказке королева захотела, чтобы на празднике были подснежники:

Под праздник новогодний
Издали мы указ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!

Кого встретила девочка у костра? (12 месяцев).

Давайте чуть-чуть пофантазируем и представим себе, что мы с вами тоже оказались у новогоднего костра. 12 месяцев будут предлагать вам задания. За каждое выполненное верно задание будете получать цветок-подснежник. Поможем девочке, назовем ее Машенькой, собрать подснежники для новогоднего праздника королевы.

Братья-месяцы уверены, что выполнение их заданий поможет вам стать внимательнее, сообразительнее и добрее!

II. Основная часть.

Задание №1. Свои задания предлагают зимние месяцы. Назовите их. Мы с вами пришли в зимний лес. Нарисуйте на листочке 2 елочки, каждую двумя руками одновременно. Молодцы! В корзиночке у Машеньки появляется первый подснежник.

Задание №2.

Пришла веселая зима
Кругом снежинок кутерьма!

Найдите на рисунке две непохожие друг на друга снежинки, а также непохожие на все остальные. (Карточка выдана каждому ученику).

Рисунок 1

Зимние месяцы дарят вам еще один подснежник.

Задание № 3.

Посмотрите на елочку. Спрятались там названия месяцев. Занесло их снегом, запорошило. Попробуйте угадать, какие это месяцы. Назовите их!

(На елочке карточки: _ _ в а р ь, _ _ в р а л ь, _ _ р т, _ _ _ е л ь , _ а й, _ _ н ь , _ _ г у с т, д е _ _ _ _ _ , дети фломастером вписывают буквы, выкладывают карточки на наборном полотне).

Все месяцы вы угадали, и за это они вручают вам еще один подснежник. Какое время года наступает после зимы?

Задание № 4 предлагают вам выполнить весенние месяцы: (на доске написаны буквы). В цепочке букв спрятались слова. Найдите и выпишите их на своем листочке.

Р З К И Ю Н Ь С Б М А Й Т О Ш Е Д Г
М О Ц А П Р Е Л Ь С Т Р Л М А Р Т У П

(Дети находят слова и записывают: июнь, март, май, апрель).

Найдите среди этих слов одно слово лишнее. (Июнь). Почему оно лишнее? (Март, апрель, май весенние месяцы, а июнь – месяц лета). Верно. И еще один подснежник в корзинке!

Задание № 5.

Весенние месяцы приносят с собой тепло; тает снег, бегут ручьи, а во дворе звенит капель. Послушайте, как стучат капли. Попробуйте постучать так, как я:

а) I II I I
б) I II II I

(Дети отбивают ритм по парте).

И за это выполненное задание месяцы дарят вам подснежник.

Задание № 6.

Какое время года следует за весной? Летние месяцы приготовили свое задание. Выполняйте на листочке в клеточку.

Графический диктант: выполняется строго по клеточкам.

Что получилось на листочке? (Цветок). Летние месяцы добавляют в корзину цветок-подснежник.

Следующее задание летних месяцев.

Задание № 7.

На слове:

“Лето” – руки к солнцу поднимаем (вверх).
“Весна” – птицы прилетают (руки в стороны, взмах крыла).
“Зима” – ловим снежинки (руки перед собой ладонями вверх).
“Осень” – падают листья (руки вниз).

Проверим, какие вы внимательные! (Учитель называет слова в разной последовательности). И снова цветок вам дарят летние месяцы. Какое время года наступает после лета? (Осень).

Осенние месяцы тоже предлагают вам задание.

Задание № 8.

Опиши предмет, не называя его. Ребята должны догадаться, о чем или о ком ты говоришь. (Каждый получает карточку, на которой написано слово, обозначающее предмет). Например: елка, снежинка, заяц, белка и др. Дети отгадывают названия предметов. За это задание в корзинку добавляем еще один цветочек.

Задание № 9

Перепутали осенние месяцы все числа. Считать, наверное, разучились.

8, 11, 12, 1, 5, 7, 10, 4, 2, 6 (числа на доске).

Запишите числа от самого маленького до самого большого на своем листочке. Какие числа пропущены? (3 и 9). Как называются третий и девятый месяцы в календаре? (Март и сентябрь). Осенние месяцы дарят вам цветочек.

III. Итог занятия

Набрали мы с вами полную корзину подснежников. Машенька теперь вернется домой с цветами, и сказка будет продолжаться. 12 месяцев благодарят вас за то, что вы так дружно и хорошо работали, выполняли все их задания. А чтобы вы не забыли о сегодняшней встрече с ними, они приготовили для вас подарок – маленький карманный календарь и всех поздравляют с наступающим Новым годом!