Работа с дошкольниками
-
Развитие речемыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста 2006
Обследование поступающих в школу детей показывает, что процент детей с нарушениями речи не уменьшается, а год от года растет. У данной группы детей также отмечается недоразвитие психических процессов: обедняется восприятие, слабо развиваются представления. Я хочу поделиться опытом работы с речемыслительным тренажером, который направлен на развитие речи и психических процессов. В процессе занятий решается основная задача: формирование произвольности поведения и деятельности в целом. Причем основной акцент, особенно во второй части занятия, делается на формировании речемыслительной деятельности, то есть развитии и совершенствовании развернутого учебного высказывания (доказательства, рассуждения), а также внимания, памяти и восприятия.
-
Воображение – путь к творчеству 2006
Развитие творческой способности должно стать одним из важных звеньев современного образования. Творчество – форма активности самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового. Есть три закона развития творческого воображения: 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.<br> 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.<br> 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И, наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства.<br> С целью развития творческого воображения педагог должен придерживаться следующих принципов:<br> 1. Необходимость использования воспитателем педагогических развивающих технологий, направленных на развитие личности как субъекта деятельности (внедрение личностно ориентированных технологий).<br> 2. Принцип "принятия другого" (принимать ребёнка как индивидуальность).<br> 3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующий раскрытию творческих способностей детей (организация "центров активности").<br> 4. Принцип сотрудничества.
-
Конспект открытого логопедического занятия по теме: "Зимующие птицы" 2006
Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия. Вид – лексико-грамматическое, форма – подгрупповая. Содержание предусмотрено программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной "Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи". Занятие является базой по формированию языковых средств, необходимых для обучения детей связному речевому высказыванию. Поставленные проблемно-поисковые ситуации, введение сказочного персонажа, яркие наглядные пособия способствуют благоприятному эмоциональному фону занятия, эффективному усвоению материала, коррекции речевых и психических нарушений у детей с ОНР.
-
Интегрированное занятие в старшей группе по математике и по обучению грамоте "Лесная школа" 2006
Занятие в старшей группе детского сада направлено на формирование навыка слогового чтения; понятий равенства и неравенства, соотношения числа и цифры.
-
Психопрофилактическая работа с младшими дошкольниками 2006
В статье представлен опыт психопрофилактической работы психолога с детьми младшего дошкольного возраста. Её основные цели – развитие эмоционально-положительного отношения к взрослому и сверстникам, развитие эмпатии, предупреждение тревожности.
-
Тема: Звуки [л] – [р]. Этап дифференциации (подгрупповое занятие; речевая подготовительная к школе группа) 2006
Данное занятие подчинено одной теме, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятия и разнообразие в преподнесении материала способствуют развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, способствуют формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза, развитию познавательных процессов, воспитанию нравственно-этических чувств.
-
"Тайны моего имени". Формирование позитивного образа "я" у детей- дошкольников 2006
Психологу часто приходится встречаться с проблемой формирования позитивного образа "я" у ребенка-дошкольника. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует самооценку ребенка, помогает активно включаться в общение с окружающими. Чувство самоуважения и уверенности в себе эффективнее всего формировать у дошкольников в процессе ТСИ – творческой сюжетной игры. Автор приводит пример ТСИ по осознанию и принятию ребенком собственного имени. Занятие проводится в форме исследования имени с разных позиций ребенка: "Я – ученый", "я – художник", "я – фантазер". Используемые приемы помогают активизировать воображение ребенка, его творческий потенциал.
-
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста как один из компонентов созданной в ДОУ модели педагогики оздоровления 2006
Приоритетным направлением нашего детского сада является "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления". Организуя воспитательно-образовательный процесс, в ДОУ разработали логико-смысловую модель по формированию здорового образа жизни у детей и программа развития дошкольного учреждения на 5 лет. Целью нашей работы являются разработка, апробирование и внедрение целостной модели развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Деятельность ДОУ направлена на решение трех групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных, которые детализируют поставленную нами цель. Решая задачи сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей, проживающих в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, мы используем различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы.
-
Развитие произвольности у детей дошкольного возраста в подвижных играх с правилами 2006
Овладение правилами подвижных игр является значительным фактором формирования произвольности ребёнка в детском коллективе. Развитие произвольности в подвижных играх с правилами является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению.
-
Создание условий для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива ДОУ 2006
В настоящее время в ДОУ создается профессиональная общность единомышленников, укрепляются традиции, направленные на сближение, взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, созданные в дошкольном учреждении условия для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива позволяют полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантируют разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.
-
Программа по обучению детей 5–6-летнего возраста катанию на коньках в условиях ДОУ 2006
Современные проблемы здоровья детей обусловливают необходимость поиска и организации новых подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Главная задача специалистов дошкольного воспитания – разработка мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей. Одной из форм являются занятия по обучению детей 5–6-летнего возраста катанию на коньках. Программа обучения катанию на коньках в ДОУ № 9 разработана автором и состоит из теоретических и практических занятий с детьми, причем 9 часов отводится на теорию, а 145 часов – на практическую часть. Прилагаются разработки двух занятий.
-
Комплексное занятие по теме: "Речные обитатели" 2006
Наиважнейшая задача дошкольной педагогики – научить любить, беречь и понимать природу. В связи с этим возникла необходимость разработать занятие для детей старшего дошкольного возраста, адаптированные к местности проживания детей. Занятие построено по принципу развивающего обучения и направлено на развитие личности ребёнка в целом, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть, понимать и беречь природу, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в занятии отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
-
Экологическое занятие: "Наблюдение за живым объектом (кошка с котятами) (средняя группа)" 2006
Цели занятия – научить детей распознавать живой объект (кошка с котятами), отвечать на вопросы воспитателя; закрепить знания детей о внешнем виде – повадках, пище домашнего животного (кошки); упражнять в понятии «большой, маленький», в имитировании голоса; закрепить знания о геометрических фигурах – круг, овал, треугольник. Важно также формировать у детей бережное отношение к миру, создавать условия, позволяющие ребёнку активно проявлять своё отношение к миру, развивать диалогическую речь, воспитывать любовь к животным.
-
Тема проекта: "От детского фольклора к театральному спектаклю" 2006
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности средствами театрализованной деятельности. В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
-
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологии в рамках программы ОБЖ по теме: "Внимание: природа" 2006
Основы безопасности жизнедеятель. Как объяснить это емкое понятие? По мнению авторов программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (авт. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Авторы строят свою программу по шести направлениям. Я попыталась раскрыть тему "Ребенок и природа".
-
Развитие музыкальных способностей у детей 3-го года жизни в разделе музыкального воспитания "Подпевание и пение" 2006
В обществе прослеживается тенденция: с раннего возраста ребенок находится в эмоциональном и музыкальном "вакууме". В сложившейся ситуации возрастает роль музыкального руководителя ДОУ в развитии музыкальных способностей детей третьего года жизни, но в методической литературе эта тема раскрыта недостаточно. Данная методическая разработка содержит следующие разделы: методы и приемы, используемые на занятиях; подбор и систематизация песенного репертуара; диагностический лист по определению уровня развития музыкальных способностей детей 3-го года жизни.
-
Развитие творческих способностей дошкольников на комплексных занятиях 2006
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей. Исходя из этого я в своей работе по формированию творческих способностей детей использую комплексные занятия. На них развитие творческих способностей реализуется при помощи интеграции разных видов искусств, которая обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств. В процессе комплексных занятий дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию и развитию творческих способностей.
-
Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с речевой патологией на логопункте ДОУ 2006
В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы могут быть продуктивны в работе с детьми, имеющими речевую патологию. Особенно это актуально в условиях логопункта, так как зачастую в этом случае логопед, помимо своей работы, выполняет также функции психолога и дефектолога. Комплексные коррекционные меры, охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяют получить качественную положительную динамику процесса развития ребенка.
-
Конспект занятия по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений 2006
Во взаимосвязанной системе деятельности детского практического психолога коррекция тех или иных нарушений является наиболее востребованной со стороны родителей и педагогов. Часто такая ситуация обусловливается желанием переложить ответственность за свои ошибки на кого-то другого. При благоприятных обстоятельствах психолог может переориентировать родителей и педагогов с поисков виновного на поиски конструктивного выхода из сложившейся ситуации. Но главным ориентиром в его деятельности должна быть защита прав ребёнка, особенно ребёнка, имеющего какие-то проблемы в развитии. Занятия по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений помогают установить контакт с детьми, способствуют развитию умения общаться, умению правильно выражать свои эмоции и чувства.
-
Морское путешествие 2006
Задачи занятия: обеспечение хорошего контакта между детьми, вызов положительных эмоций; развитие эстетического восприятия мира; формирование художественных потребностей; совершенствование изобразительных навыков; воспитание нравственных чувств, желания сочувствовать, помогать, изменять мир к лучшему.
-
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Сценарий сказки «Кто сказал "мяу"?» 2006
В статье предложен опыт кружковой работы по теме "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность". Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности, стараюсь через кружок привить детям любовь к литературе и театру, к русскому слову и развивать сценическое мастерство детей. В данной работе представлен сценарий сказки "Кто сказал МЯУ?" для детей младшей и средней групп, посвященный Международному женскому дню.
-
Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы 2006
Представлено занятие в подготовительной группе детского сада по формированию математических представлений о числе 10. Занятие проходит в форме игры-сказки.
-
Применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 2006
Цель программы: оптимальная коррекция речевых дефектов, развитие психических функций, укрепление здоровья детей через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
-
Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией 2006
Конспекты занятий по обучению грамоте и материалы к индивидуальным занятиям разработаны в силу особой актуальности проблемы, входят в структуру данной программы и с успехом используются в логопедической работе, обеспечивая высокую динамику коррекции речевых недостатков детей.
-
Причины возникновения тревожности 2006
Часто причиной большого страха у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.
-
"Дорожная азбука" в детском саду 2006
<P>Задачи по воспитанию безопасного поведения являются составной частью программы воспитания и обучения в детском саду. При планировании и организации обучения дошкольников Правилам дорожного движения педагоги дошкольного учреждения выбирают наиболее эффективные формы и методы обучения, способные обеспечить привычность и естественность соблюдения детьми правил безопасного поведения в условиях дорожной транспортной среды современного города.
-
Работа по физической культуре с детьми средней группы 2006
От физического развития ребенка во многом зависит и уровень его интеллектуальных способностей. Всем известно, что чем раньше мы начнем уделять внимание физическому развитию, тем более подготовленный ребенок пойдет в школу. В данной работе представлен материал по работе с детьми средней группы. К сожалению, всю больше детей имеют отклонения в речевом развитии, что не может не отражаться на общем развитии детей. Однако эмоционально насыщенные занятия по физической культуре помогают это компенсировать.
-
Тема урока: "Физкультурные занятия на улице для детей старших групп" 2006
Цели предлагаемой работы: познакомить учащихся с глаголами, которые не употребляются в форме 1-го лица, развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, а также развивать творческое и логическое мышление учащихся.
-
Тема урока: "Знакомство детей с техникой безопасности на занятиях по физической культуре" 2006
Нельзя представить жизнь ребенка без движения. А как предупредить травмы и несчастные случаи? Как объяснить детям технику безопасности в доступной и понятной форме? Лучше всего малыши воспринимают стихи, картинки и сказки. Этот материал можно использовать как демонстрационный для оформления стенда в физкультурном зале. Тогда ребятишки лучше запомнят его.
-
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по сказке Х.К. Андерсена "Дюймовочка" 2006
Занятие по сказке Х.К. Андерсена "Дюймовочка" направлено прежде всего на развитие речи детей подготовительной к школе группы. Сюжетная канва сказки позволяет на одном занятии применить инсценирование, закрепить диалогическую речь, звуковую культуру речи, использовать невербальные методы работы, а главное – воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.