Проблема индивидуального оценивания физических качеств дошкольников в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях перехода системы образования от дисциплинарно-адаптивной объектной педагогики к личностно-ориентированной субъектной педагогики представляется особо актуальной проблема индивидуальной оценки разных сторон развития ребёнка, в том числе физического развития. Под индивидуальной оценкой физического развития ребёнка мы понимаем содержательное рассмотрение результатов знаний, умений, навыков и развития физических качеств в его сопоставлении с индивидуальной целью (Г.С. Апанасенко, М.Я. Виленский, М.М. Безруких и др.).

Под индивидуальной целью понимается образ предвидимого результата развития физических качеств, складывающийся на основе предшествующего результата и потребности в дальнейшем развитии. Решение проблемы индивидуальной оценки в развитии физических качеств в процессе физического воспитания, прежде всего, зависит от изменения подхода к механизму оценивания. В связи с этим используемый механизм оценивания физических качеств будет носить индивидуальный характер в отличие от усреднённого уравнительного традиционного подхода. При индивидуальном оценивании будут учитываться не только возрастные особенности, но и состояние здоровья и развития ребёнка.

В соответствии с общепринятыми требованиями в комплексе “Начальная школа – детский сад №1” г.Ангарска диагностика физических качеств детей проводится два раза в год на контрольных занятиях в сентябре и мае. Нами введена дополнительная диагностика промежуточных результатов для своевременной коррекции (проводится в январе). Но изучаем только те качества, уровень которых можно измерить в условиях спортивного зала: гибкость, статическое равновесие, координационные способности, скоростно-силовые.

Ознакомившись с содержанием статьи С.Прищепы “Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника”, стали более продуктивно оценивать количественные результаты детей. При обработке диагностических данных используем шкалу оценки темпов прироста физических качеств. В оценочной деятельности начали использовать формулу улучшения физических качеств, предложенную В.И. Усаковым:

100 (V2-V1)
W= _____________
1\2 (V2+V1)

Благодаря такому подходу в диагностировании и оценивании каждого ребёнка во время всего учебно-воспитательного периода выявляются динамика абсолютных результатов, качественных изменений, темп прироста показателей физических качеств за учебный год.

При традиционном подходе невозможно получить полную картину продвижения ребёнка в развитии, так как диагностический результат оценивается в соответствии со средними показателями (возрастными нормативами). Наш опыт позволяет считать механизм индивидуального оценивания физических качеств дошкольника современным, т.к. он показывает результаты развития каждого ребёнка. Тогда как при традиционном подходе невозможно получить полную картину продвижения ребёнка в его развитии, оценивая диагностический результат в соответствии со средними показателями (возрастными нормативами).

В современном ДОУ важным условием эффективной коррекционно – развивающей работы с ребёнком должно быть взаимодействие специалиста по физическому воспитанию с воспитателями, родителями и узкими специалистами. Для реализации этого условия в комплексе используется индивидуальный Дневничок – “Паспорт здоровья”. Он содержит информацию об индивидуальных особенностях и возможностях ребёнка и оценке его физического развития и здоровья.

Специалист по физическому воспитанию совместно с воспитателями и другими специалистами (врачом, психологом, инструктором ЛФК и д.р.) три раза в год (в сентябре, январе и мае) заполняет Дневничок. В его первую часть вносят следующие данные о ребёнке: общее состояние здоровья, группа здоровья, антропометрия, уровень физического развития, уровень развития психофизических качеств (быстрота, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, ловкость, статическое равновесие). Во второй части Дневничка специалист записывает индивидуальный план развития и коррекции физических качеств ребёнка на предстоящее полугодие.

Позитивная динамика развития физических качеств детей, выявленная в январе 2006 года, позволяет говорить об эффективности используемого нами механизма индивидуального оценивания. Покажем эффективность механизма на конкретных примерах развития детей:

1. У Ани Ч. (6 лет) отмечена позитивная динамика в развитии скоростно-силовых качеств (в сентябре показатель составил 2,3 балла, в январе – 2,6 балла). В случае традиционного оценивания, ребёнок был и остался на одном и том же уровне – выше среднего, т.е. динамика не обнаруживается. А при индивидуальном оценивании темп прироста физических качеств составил 12%.Этот показатель показывает то, что развитие ребёнка происходило не только за счёт естественного роста и развития, но и за счёт целенаправленной системы физического воспитания и упражнений подобранных для ребёнка, положительной мотивации к занятиям физической культуры.

2. При анализе данных статического равновесия у Саши П. (6лет) отмечена негативная динамика (в сентябре показатель равен 25 секундам, в январе – 20 секундам). При традиционном оценивании ребёнок показал тот же уровень – ниже среднего. При индивидуальном оценивании темп прироста составил -22%, т.е. можно сделать вывод, что ребёнок теряет приобретённый навык. Задача педагогов: необходимо выяснить причину снижения темпов прироста физических качеств и скорректировать программу дальнейшего развития ребёнка.

Результаты апробации нового механизма оценивания физических качеств детей показывают его преимущества перед традиционным нормативным оцениванием. Индивидуальное оценивание может помочь специалисту по физической культуре своевременно скорректировать ход развития физических качеств каждого ребёнка, а также оказать существенное влияние на формирование мотивации к физическим занятиям.

Литература:

  1. Березина Н.О., Лащнёва И.П. Диагностика физической подготовленности детей 4-7 лет: проблемы и пути их решения.//Школа здоровья. -2003. №4
  2. Прищепа С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника.//Дошкольное воспитание. -2004. №1
  3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Радионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья. -2003. №3