Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.

И в своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение народному искусству. Я считаю, что через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством использую в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки с большой охотой посещают дети, и их родители, и педагоги.

Поэтому после экскурсий на выставку в моей изостудии открывается мастерская для детей и их родителей. Ознакомление с народным искусством я осуществляю на основе собственной деятельности дошкольника, при этом сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает. Я стараюсь в работе с детьми добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.

Одним из интересных и любимых занятий детей является рисование “Украшение пряника” и лепка “Архангельский пряник”. Зрительный ряд на этих занятиях включает в себя наглядные пособия: элементы росписи, фигурные пряники, муляж пряника, натуральный тульский пряник, иллюстрации современных пряников. На таких занятиях дети приобретают знания о традициях чаепития, о возрасте пряника, его разнообразии (печатные, вырубные, свадебные, рождественские).

Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять свои узоры по мотивам того или иного промысла. Народное искусство положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности, и как показывает работа с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, считаю важным развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы). А также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине. Все эти качества пригодятся детям, когда они уйдут из детского сада и станут школьниками.

Я предлагаю, примерные конспекты занятий, проводимых в моей изостудии.

Занятие-развлечение. Украшение пряника

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь к искусству;
  • познакомить с народными художественными традициями;
  • учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
  • закреплять навыки аккуратного рисования красками; ормировать умение использовать тычок для создания узора.

Зрительный ряд:

  • имитация ярмарочных прилавков (павло-пасадские платки, дымковские свистульки, расписной самовар, бублики, пряники),
  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи; муляж пряника.

Материалы: силуэты пряника на каждого ребенка, палитра, гуашь, кисть, тычок, вода, салфетка.

Оборудование: обруч с лентами - “карусель”,

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Ход занятия

Появляются Скоморохи:

Сюда, сюда все приглашаются,
Ярмарка начинается!
Мальчишки и девчушки,
Откройте глаза, навострите ушки!
Русская ярмарка не каждый день бывает.
Чего здесь не наслышишься,
Чего здесь не навидишься!
Все будут довольны, никто не обидится!
Здесь и свистульки, здесь и игрушки.
Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!
Здесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости. (Скоморох протягивает сундучок-подарок)

Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!

Педагог:

Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника: петушок). Что это? Конечно же, это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?

Скоморох:

Этот пряник необычный:

За долами, за лесами,
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
Перед ними тесто горкой
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба все в муке
Слепили коровку масляну головку.
С нею рядышком коза
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком
Хлебные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытом бьют,
Просятся в поле - землю пахать,
На вольной ниве гривой махать.
Лепили, лепили, все в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!

Педагог:

О чем говориться в этом стихотворении? Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю снимание детей на цвета глазури).

Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.

Русские люди очень любят пить чай. И в городе Туле был изобретен самовар. Тула стала родиной не только самовару, но и Тульскому прянику. Тульские пряники медовые, со слоем повидла внутри, украшены белой глазурью. На этих пряниках даже делают надписи: “Родом я из Тулы – самовару брат!”

Педагог:

Мы с вами находимся на настоящей Ярмарке. Оглянитесь, здесь очень весело, звучит задорная музыка, все веселятся, пляшут. Подходим к “прилавку,” на котором стоят игрушки - свистульки

Скоморохи:

А про игрушки то мы позабыли.
Игрушка – игра. А делают ее настоящие мастера.
Русская игрушка повсюду славится,
Она и взрослым и детям нравится.
Дому украшение, ребятам утешение.
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны.

Здесь продают свистульки, попробуйте-ка (раздают детям свистульки), какие они звонкие (дети играют на свистульках).

Скоморох (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами):

Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)

Скоморох:

Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова.

Скоморох:

Катались, свистели, да есть захотели.
А что за честь, коли нечего есть!
У нас есть угощенье, всем на удивленье.
Расступись народ честной, самовар кипит большой!

Педагог:

Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать? Пока самовар будет греться, украсим узорами пряники (дети садятся за столы).

Пряник, который мы с вами будем украшать – Архангельский, он украшен красочной глазурью. Каких цветов? (ответы детей) Напоминаю детям как можно получить розовый цвет. Какими узорами украшен наш петух? Да на хвостике перышки, которые очень похожи на еловую веточку, гребешок и крылышко украшено точками, для этого используем тычок. Каждый из вас может придумать свой узор для пряничного петуха. Постарайтесь работать красками аккуратно, не забывайте после каждого цвета хорошо промывать кисть. А для хорошего настроения рисовать будем под русскую народную музыку. (Дети рисуют под музыку, по необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь). Какие красивые пряники получились, давайте рассмотрим, какие пряники получились красочные, яркие и аппетитные.

Скоморох:

Ты и дальше не скучай – приглашаем всех на чай,
С пряниками сушками, пышными ватрушками.

Ребята пока мы с вами украшали и рассматривали пряники, закипел самовар. Приглашаю всех к столу пить чай с пряниками медовыми. Приятного аппетита!

Лепка. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ пряник.

Задачи: учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать интерес к народным традициям.

Зрительный ряд:

  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи;
  • фотоматериалы “Современные пряники”; натуральные тульские пряники, муляж архангельского пряника, вырубные металлические формы.

Материалы:

  • соленое тесто: коричневого (какао), желтого, розового, зеленого, белого
  • цветов, шаблоны;
  • стека, скалка, розетка с водой, кисть щетинная, клеенка, салфетка.

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Ход занятия

Ребята, скажите, пожалуйста, какой недавно прошел праздник? Да, конечно же это рождественский праздник. Калядовщики к вам приходили? А чем вы их угощали? А в стародавние времена на Руси калядовщиков одаривали пряниками – “козулями”.

Не один Новый год или Рождество не проходили без красивых, ярких, праздничных пряников. Для детей и взрослых они были забава и лакомство, подарок и угощение, они приносят радость и поднимают настроение.

Пряники делали разные, были совсем маленькие (2-3 см.) и совсем огромные, которые едва умещались на возу. Были простенькие, с единственным украшением – надписью. Были такие расписные, что их было жалко кушать.

Пряники бывают вырубные и печатные. Как вы думаете, как это, вырубные, печатные? Печатный пряник делали с помощью доски, которая была украшена каким – либо изображением. Над печатным пряником всегда трудились резчик по дереву, чтобы изготовить печатную доску (рассматриваем иллюстрацию доски), и пекарь, чтобы испечь пряник по специальному рецепту. А вырубной пряник в отличие от печатного оттискивался не печатной доской, а вырубался контурной формой, изготовленной из легкого металла.

Изображали чаще всего сказочных зверей и птиц, рыб. После того как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью. Посмотрите на иллюстрации как можно украсить пряник.

Сегодня мы с вами тоже будем “печь” пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.

Ребята, у всех вас есть кусочки цветного теста.

  1. Из большого коричневого куска раскатываем с помощью скалки лепешку,
  2. Далее с помощью стеки из лепешки вырезаем по шаблону пряник.
  3. Когда форма пряника будет вырезана, смочите салфетку водой, и аккуратно загладьте края “пряника” по контуру, чтоб они стали гладкими.
  4. Теперь необходимо украсить “пряник” “сахарной глазурью”: налепами цветного теста. предварительно надо смочить поверхность пряника в тех местах, где будет прикреплено украшение, для того чтобы украшение не осыпалось когда высохнет.

Теперь возьмите понравившийся вам шаблон и приступайте к работе. В процессе лепки помогаю детям советом, если возникают трудности или ошибки, показываю каким способом преодолеть, исправить их. Дети работают под музыкальное сопровождение русских народных мелодий.

По окончании работы проводим анализ работ, отмечаем какие разные, необычные получились пряники, вместе с детьми выбираем самый оригинально украшенный пряник и присваиваем автору работы звание “Пряничного умельца”. Когда “пряники” высохнут, дети смогут использовать их в своих играх.

Рисование. Сказочный терем Снегурочки

(роспись сырной доски)

Задачи:

  • учить детей видеть красоту зимней природы, передавать в рисунке цветовую гамму и сказочность зимнего пейзажа, используя приемы гжельской росписи;
  • учить рисовать многофигурные композиции, располагая дворец, дома, деревья на ближнем и дальнем планах;
  • закреплять знания о промысле, колорите, элементах росписи, приемах рисования;
  • закреплять умения рисовать маковой росписью, концом кисти;
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе;
  • развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Материалы: кисти № 2, № 5; палитры; гуашь; заготовки посуды.

Зрительный ряд:

  • иллюстрации с изображениями сказочных дворцов;
  • таблицы с изображениями окон, крыш на башнях, входов и т.п.

Ход занятия

- Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас у себя в мастерской.

В России очень много самых разных глиняных промыслов, у каждого из них свои особенности. Давайте с вами поиграем в игру “Угадай-ка”: предлагаю детям выбрать из предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров. Правильный выбор подтверждается сюрпризом, находящимся в изделии сувениром.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете особенности гжельского промысла.

Вы, конечно, знаете, что каждый мастер выполняет определенную работу:

- Как вы думаете, что делает лепщик посуды и игрушек? (лепит игрушки и посуду)

- А чем занимается грунтовщик?

- Мастер по краскам?

- Художник эскизов?

- Ребята, а кто же наносит рисунок на изделие? Да, это художник по росписи изделий.

Ребята, на выставке вы обратили внимание, какими узорами гжельские мастера любят украшать свои изделия. Узор обычно бывает растительным: веточки, листья, травинки, цветы, завитки, сеточки. Главный рисунок помещается в центре изделия, отдельные элементы украшают края. Но очень часто мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы. Посмотрите, мастера лепщики сделали для вас заготовки сырных досок, грунтовщики покрыли их специальным раствором – грунтом, чтобы краска хорошо ложилась на доску. А художник сделал эскиз росписи этой доски. Художник нарисовал сказочный терем, причем, обратите внимание, что его левая половина зеркально похожа на правую половину.

Русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица: “Всему можно научиться – важно не лениться”.

Мы с вами тоже сегодня будем рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело! Давайте с вами представим, что вы гжельские художники по росписи изделий, и каждый из вас украсит свою сырную доску сказочным дворцом для Снегурочки.

Дети приступают к рисованию. В процессе рисования напоминаю детям о правилах композиции, о переднем и дальнем планах.

По окончании работы дети рассматривают расписанные доски, и дарят их Снегурочке, она отмечает наиболее удачные работы в плане:

  • композиционного решения,
  • красоты, необычности сказочного терема,
  • цветового решения;

и дарит детям значки “Художник по росписи гжели!”