Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.
Одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста – развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной, что обусловлено рядом причин: 1) потенциальные возрастные возможности современного ребенка дают основание полагать, что данное понятие можно сформировать не в старшем дошкольном возрасте (как это предлагалось в исследовании Г.А. Корнеевой), а на более раннем этапе (у детей пятого года жизни). 2) по мнению Е.В. Родиной, целесообразно “восстановить логику” в отборе содержания и методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным. Затем следует формировать понятие числа, основанное на обучении выполнению действий с величинами (дискретными и непрерывными), где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста [2].
Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Натуральные числа — это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов (1, 2, 3 ... и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.
Представление о числе формируется у человека, во-первых, в результате сравнения множеств, а, во-вторых, при измерении величин и отмеривании (воспроизведении) величин, равных данной величине. Оба эти подхода используются в работе по различным программам. Математического развития дошкольников рассматривается в разных вариативных программах нового поколения: “Программа воспитания, обучения и развития в детском саду” (2005), “Детство” (2004), “Радуга” (2002), “Математические ступеньки” (1999-2002) и др. Анализ различных программ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников показывает, что основу их содержания составляют количественные представления.
Для наиболее успешного формирования понятия числа у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные педагогические условия:
- специально организованное обучение детей;
- использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, моделирование и др.);
- организация разнообразных форм взаимодействия: “педагог – дети”, “дети – педагог”, “дети – дети”;
- специально организованная совместная и самостоятельная деятельность детей в предметно-развивающей среде;
- создание ситуации успеха;
- фиксация успеха, достигнутого ребенком;
- создание положительного фона для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.
Остановимся на основных формах детского фольклора, которые, как показывает наш опыт, являются эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей.
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, соприкосновение с которым очень важно уже с малых лет.
Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания (правила); как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Загадка – “это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке” [5, 85].
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). Например, загадку:
На четырёх ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)
Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.
После того как найдена отгадка, работа над числом продолжается. Педагог просит вспомнить, о чем эта загадка, показать числовую карточку числа 4; предлагает найти в кассе цифр и показать соответствующую карточку, назвать соседей числа 4 в числовом ряду, объяснить, как получили число 4, сравнить число 4 с последующим и предыдущим числом.
Для старших дошкольников можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе). Например: 4=1+1+1+1, 4=1+3, 4=2+2, 4=3+1.
Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.
Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их. Например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка можно использовать следующие скороговорки.
- В один клин, Клим, колоти.
- Возле грядки – две лопатки,
Возле кадки – два ведра.
- Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.
- У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
- Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
- Всемеро саней
По семеро в сани
Уселись сами.
- Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
После того, как скороговорка произнесена, следует вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее). Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).
На занятиях по математике успешно можно использовать пословицы и поговорки. Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм [4, 568]. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом [4, 530]. Например:
За двумя зайцами погонишься, ни одного
не поймаешь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Первый блин всегда комом.
Жить в четырех стенах.
Пятое колесо в телеге.
Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.
Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников.
Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений. Соревнования в произнесении считалок позволяют выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет. Г.С.Виноградов выделил из всего пестрого считалочного материала – считалки-числовки в отдельную группу, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.
Например, с целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке можно использовать следующие считалки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплыл ясный месяц.Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать
Приведем фрагмент занятия по развитию количественных представлений дошкольников, где можно использовать малые фольклорные жанры.
Фрагмент занятия
– Ребята, сегодня к нам в гости придут наши старые друзья, а кто – вы можете узнать, отгадав следующую загадку:
Всех их мама очень любит.
Слушаться им всем велит.
Говорит:
“Придет к нам волк,
Он в двери постучит.
Вы ему не открывайте”.
Кто ответит без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Ну, конечно, это … (Семеро козлят)
Как называется сказка, в которой главными героями являются семеро козлят? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (Число семь). Сегодня мы с вами познакомимся с записью числа 7, т.е. с цифрой 7. Каких животных в этой сказке было семь? (Семеро козлят) Что любят есть козлята?
Отсчитайте 7 кочанов капусты из раздаточного материала, лежащего у вас на тарелках, и обозначьте это количество числом и соответствующей цифрой (Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные на своих рабочих местах). Каждое число имеет свой знак на письме, то есть цифру. Кто из вас знает эту цифру? Вот как говорит о ней С.Я. Маршак: “Вот семерка – кочерга, у нее одна нога”.
Возьмите карточку с цифрой 7, вырезанную из наждачной бумаги. Какая цифра изображена на карточке? (7) Проведите указательным пальцем по поверхности цифры. Закрыв глаза, обследуйте цифру 7 пальцами и представьте ее перед глазами. Напишите цифру 7 в воздухе
а) ладонью;
б) двумя руками одновременно;
в) носом.
Вспомнить загадки с числом и цифрой 7. Например:
Семеро ребят на лесенке
заиграли песенки. (Ноты)
Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)
Какие пословицы, поговорки, скороговорки, вы знаете, где встречается это число и цифра 7? Например: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”. С детьми можно раскрыть смысл этой пословицы, который заключается в том, что, перед тем как сделать что-нибудь серьезное, нужно тщательно все обдумать и предусмотреть.
“У семи нянек дитя без глазу”, “Семеро одного не ждут”, “Семь пятниц на неделе” и др.
“У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок”, “Сидели, свистели семь свиристелей” и др.
Назовите сказки, в названии которых встречается число и цифра 7? (“Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина, “Цветик-семицветик” В. Катаева и др.).
Далее с детьми можно рассмотреть состав числа из единиц и двух меньших чисел, используя числовую линейку и ритмический рисунок состава числа 7. (Воспитатель хлопает в ладоши или отстукивает карандашом ритмический рисунок числа 7).
1, 1, 1, 1, 1, 1, 1 | * * * * * * * |
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 | * * * * * * – * |
1, 2, 3, 4, 5 и 6, 7 | * * * * * – * * |
1, 2, 3, 4 и 5, 6, 7 | * * * * – * * * |
1, 2, 3 и 4, 5, 6, 7 | * * * – * * * * |
1, 2 и 3, 4, 5, 6, 7 | * * -* * * * * |
1 и 2, 3, 4, 5, 6, 7 | * – * * * * * * |
" * " – хлопок
" – " – пауза
Таким образом, мы видим, что малые фольклорные жанры являются достаточно эффективным средством развития количественных представлений у детей дошкольного возраста, и использование их в комплексе с другими средствами позволяет активизировать познавательную активность ребенка, вызвать его интерес, привлечь внимание к числу и цифре.
Литература
- Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред.Л.Г. Нисканен. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 208с.
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников / З.А. Михайлова. – М., 1985.
- Ожегов, С.И., Швецов, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.
- Словарь литературных терминов /Под ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974.
- Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. – Белгород, 1997. –
- Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.