Использование информационного стенда в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями детей с задержкой психического развития (на примере младшей группы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям с задержкой психического развития (далее ЗПР). Только вместе с родителями мы можем получить хорошие результаты коррекционной и реабилитационной работы с ребёнком.

Не всегда родители осознают те проблемы, которые имеются у детей; не всегда адекватно оценивают возможности своего ребёнка. Но каждая семья, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. Педагогу в детском саду необходимо прежде всего привлечь родителя к сотрудничеству, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов, доброжелательно объяснить проблемы ребёнка, обозначить пути их решения.

Для более успешного сотрудничества педагогов с родителями в детском саду используются различные формы работы: родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование, консультирование, наглядность и т.д. Наиболее используемая форма работы – это наглядная информация. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован. Информация даётся крупным печатным шрифтом и регулярно обновляется в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного раза в месяц.

Информационные стенды в нашем саду находятся в групповой раздевальной комнате, их несколько. Один стенд оформляется в соответствии с задачами и планом работы на месяц, определяемые методистом детского сада. На втором стенде помещается информация, значимая для данной группы. Информационный стенд может иметь не меняющийся за годы нахождения детей в детском саду заголовок. Например, “Как я расту”. Учитель-дефектолог и воспитатели группы для детей с особенностями развития работают в тесном контакте, обсуждая информацию, которая будет находиться на стенде. Родители в силу своей занятости или иных причин не всегда могут поговорить с другими специалистами и педагогами детского сада. Начиная с младшей группы знакомим их на первом родительском собрании с “Тетрадью взаимодействия родителей с педагогами и специалистами детского сада”. В этой тетради родитель может записать и адресовать свой вопрос воспитателю, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу по физической культуре и др. Ответы на вопросы родителей оформляются и вывешиваются на стенд в течение недели. Кроме вопросов, записанных родителями в тетрадь, есть темы общие для данного возраста детей. Так, например, в младшей группе мы в начале года знакомим родителей с возрастными особенностями психического и физического развития детей 3-4 лет. Учитывая особенности развития данной возрастной группы, на стенд помещается следующая тематическая информация:

  • “Я сам!”, где родителям рассказывается о том, что к трём годам у ребёнка появляются личные желания, исходящие от него самого и не всегда совпадающие с намерениями взрослого, что малыш пытается всё сделать сам, у него появляются новые мотивы поведения, стремление проверить свои возможности и узнать новое об окружающем мире. Мы объясняем взрослым, как лучше взаимодействовать с ребёнком в данный период времени и направлять его любознательность в нужное русло. Тем более, что у ребёнка с ЗПР в период проявления такой самостоятельности и активности чаще, чем у нормально развивающихся детей появляется упрямство, непокорность, негативизм, капризы, аффективные реакции;
  • “Я большой!”, рассказываем о том, что взрослый становиться для ребёнка образцом для подражания. Малыш стремится к тому, чтобы быть взрослым, выполнять всё, как взрослый. Но постепенно он начинает понимать, что быть взрослым (большим) нелегко: нужно самому убирать за собой игрушки, не ссориться с друзьями, не капризничать, т.е. вести себя в соответствии с определёнными нормами. Взрослым объясняется, что в такой момент ребёнку нужна опора и поддержка, доброжелательная, заинтересованная и в то же время объективная оценка достигнутого результата;
  • “Игры и игрушки для детей 3-4 лет”, здесь мы рекомендуем не только те игры и игрушки, которые подходят данному возрасту, но и помогающие осуществлять коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей (шнуровки, мозаики, пазлы, игрушки-вкладыши, разрезные картинки и др.).
  • Темы и их содержание могут быть дополнены педагогами. Если мы не можем поместить на стенд всю информацию по какой-либо теме, её более подробно раскрываем на родительском собрании или на консультации. В течение года нами используется 7-8 актуальных для группы тем:
  • “Родительские заповеди”;
  • “Если ребёнок плохо ест”;
  • “Как преодолеть капризы?”;
  • “Что делать, если ребёнок ругается?”;
  • “Секреты воспитания вежливого ребёнка”;
  • “Как воспитывать у детей самостоятельность”;
  • “Советы родителям, чьи дети страдают истериками” и др.

Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР.

Список рекомендуемой литературы

  1. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. и др. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей – М.: Просвещение, 2005.
  2. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы – Ярославль: Академия развития и др., 2000.
  4. Метенова Н.М. Взрослым о детях – Ярославль, 1999.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение: АО “Учеб. Лит.”, 1996.