Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, – обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.
К.Роджерс, специалист в области развития творчества, отмечает: “Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя”.
Педагоги детского сада “Золотая рыбка” г. Новый Уренгой, наблюдая за детьми, пришли к выводу, что на развитие творческих способностей ребёнка оказывают влияние наследственность, специально организованное обучение, собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности, окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Исходя из этого, педагоги направляют свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей, узких специалистов детского сада.
Примером может служить система индивидуальной работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности, разработанная автором статьи.
Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.
Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, так или иначе, появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.
Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Целью программы по поддержке музыкальной одаренности, разработанной в детском саду “Золотая рыбка”, является создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
В основу программы положены следующие принципы:
- Системность занятий.
- Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
- Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
- Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
- Креативность и эмоциональность педагога.
- Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
- Преемственность в работе с другими специалистами.
- Связь с семьей.
Для реализации программы был выбрана девочка, имеющая высокий уровень музыкальных способностей (по методике К.В.Тарасовой) и творческий потенциал (по наблюдениям педагогов и родителей).
Для индивидуальной работы была разработана следующая структура занятия.
Структура занятия
Содержание работы | Значение данного вида
деятельности для развития продуктивного, репродуктивного и других компонентов музыкальности ребёнка. |
1. Подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано. Сочинение мелодий и песенок на заданный текст. | Развивает музыкально-слуховые представления, репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального развития. |
2. Музыкально-двигательные импровизации. | Развивают творческое восприятие музыки, творческие способности при передаче настроения и содержания музыки, а так же является релаксационным моментом на занятии (эмоциональное и мышечное расслабление). |
Таким образом, в структуру индивидуального занятия включены такие виды деятельности, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние. Занятия проходят один раз в неделю по 25 минут. Содержание работы и репертуар каждого месяца отражаются в “Календарно-перспективном плане индивидуальных занятий”. Он рассчитан на 10 месяцев. В разработке программы использовались методические пособия Н.Э.Басиной и О.А.Сусловой “С кисточкой и музыкой в ладошке”, С.В.Крюковой “Здравствуйте, я сам!” и др.
Музыкально-двигательные импровизации проводятся под сопровождение с аудиозаписей (“Бесконечная сказка” Выпуск 2, “Музыка из балетов П.И.Чайковоского” и другие). Для подбора песенок и мелодий используется материал из сборника М.А.Михайловой “Развитие музыкальных способностей детей” (Ярославль, 1997. – 240 с), различные народные мелодии и др.)
Репертуар для музыкально-двигательных импровизаций разнообразен. Например, “Осенний ветерок” и “Течение воды в реке” требуют от ребёнка восприятия движения мелодии и стремительных движений (в соответствии с темпом музыки). “Переход через чащу” может передать ребёнку таинственное, завороженное состояние и требует соответствующих движений. Образ “Сломанной куклы” ребёнок может передавать в резких, механических движениях или замедленных, неритмичных – в соответствии с тем образом, который услышит в музыке ребёнок.
Предлагаем фрагмент одного из таких индивидуальных занятий.
Тема: “Движение в мелодии и танце”Цель: Развитие музыкально-слуховых представлений и творческих способностей.
Оборудование и музыкальный материал: фортепиано, музыкальные произведения: для двигательной импровизации – “Баркарола” П.И.Чайковского, для подбора на музыкальном инструменте – “Лесенка” (материал из сборника М.А.Михайловой “Развитие музыкальных способностей детей”. Ярославль, 1997. – с. 34)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель: Здравствуй, К. , я очень рада тебя видеть! Сегодня мы с тобой поиграем в “Направление мелодии”.
Давай вспомним, какое направление мелодии может быть. Сейчас я буду играть разные музыкальные фрагменты, а ты попробуй определить направление мелодии.
Музыкальный руководитель играет мелодии с направлениями мелодии – вверх, вниз, “мелодия стоит на одной ноте”. Затем можно усложнить задачу – играть мелодии “вверх-вниз”, “вниз-вверх”, “вверх – на одной ноте” и так далее. Если ребёнок легко справляется с заданиями, музыкальный руководитель не доигрывает одну ноту, ребёнок должен ее допеть.
Музыкальный руководитель: Молодец, ты отлично справилась с заданием. А теперь послушай мелодию, которую ты будешь подбирать на фортепиано.
Звучит мелодия, ребёнок слушает несколько раз. Затем музыкальный руководитель спрашивает, какое направление мелодии в этой мелодии и предлагает пропеть ее. Для закрепления умения заканчивать мелодию на тонике предлагаем допеть последний звук, или несколько последних звуков. Когда ребёнок окончательно запомнит мелодию, предлагаем подобрать ее на фортепиано.
Музыкальный руководитель: Мы с тобой играли в “Направление мелодии”, определяли и передавали в игре на фортепиано движение музыки. А как ты думаешь, может ли человек своими движениями передать настроение музыки? Давай попробуем это сделать. Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Закрой глаза и представь, какие движения помогли бы передать характер мелодии.
Слушаем “Баркаролу” П.И.Чайковского. Обсуждаем характер музыки – плавная, певучая, нерезкая, спокойная, поступенное движение вверх в начале мелодии и т.д. Затем предлагаем ребёнку выразить свои чувства в танцевальных движениях.
После музыкально-двигательной импровизации музыкальный руководитель предлагает дать название музыке и музыкально-двигательной фантазии. Девочка назвала его “Размышление”.
Основная работа осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада:
- Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т.п.).
- Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на восприятие ребёнком изобразительного искусства, проводит интегрированные занятия с музыкальным сопровождением, учит детей “рисовать музыку”.
- Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.
- Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т.д.
Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.
Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т.д. – вся эта работа даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка. Для родителей разработаны следующие консультации: “Музыкален ли ваш ребёнок?”, “Какую музыку и как слушать с детьми дома?”, “Пойте вместе с детьми!” и др.
Изначально система работы была создана для одного ребёнка и была апробирована на нем с целью эксперимента. У девочки был выявлен высокий уровень музыкальных способностей (по методике К.В.Тарасовой) и склонность к творчеству (по наблюдениям педагогов и родителей). Анализ полученных результатов показал, что по окончании эксперимента уровень развития мелодического слуха достиг очень высокого уровня (по К.В.Тарасовой – уровня одаренности). Интерес представляет продуктивная деятельность ребёнка, которая является показателем развития творческих способностей. Девочка сочинила несколько мелодий и песенок и подобрала их на фортепиано. С помощью музыкального руководителя они были записаны. Вот пример двух из них.
ВЕСЕЛАЯ МАМА
Музыка Кристины Ковалевой
ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Стихи И.Токмаковой
Музыка Кристины Ковалевой.
Опустел скворечник, Улетели птицы. Листьям на деревьях Тоже не сидится! |
Ветер листья с веток Разогнал по свету: Липовый, березовый, Красный, разноцветный. |
Наблюдения показали, что девочка стала более активна и раскрепощена в своих суждениях о музыке (и других видах искусства). Она всегда рада встрече с музыкой, любит придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях старается передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. У Кристины появился опыт сочинения песенок и мелодий. Наблюдая за ней, педагоги и родители заметили, что раньше К. пела и танцевала в основном для себя. А сейчас она с удовольствием выступает на концертах, конкурсных программах, фестивалях, где проявляются и ее эмоциональность, актерские способности. У нее накопился исполнительский опыт, в ее репертуаре есть песни различных жанров и характеров.
В ходе беседы родителям Кристины было предложено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей девочки в одном из городских учреждениях дополнительного образования. Кристина поступила на подготовительные занятия по всестороннему развитию музыкальных способностей (возраст девочки не позволял поступить на сами занятия), где она стала успешно заниматься. Педагоги подтвердили высокий уровень музыкальности девочки и признали эффективность системы индивидуальной работы с ней.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, мы пришли к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.