Формирование экологической культуры старших дошкольников через исследовательскую проектную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”

А.А. Плешаков

Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, я заметила, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.

Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирование экологической культуры старших дошкольников.

В качестве примера хочу предложить экологические исследовательские проекты.

Эколого-оздоровительный проект

“Чистота – залог здоровья”

Цель: Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды; потребность в поддержании чистоты окружающей среды; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе; эстетическом преобразовании действительности.

Проблема для детей: что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы.

Участники: воспитатель, дети, родители, эколог, руководитель ИЗО.

Время проведения проекта: в течение года.

Средства реализации проекта:

  • Обсуждение понятий “Чистота – залог здоровья”, “Чистота – половина здоровья”.
  • Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, бережном отношении к природе.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
  • Викторина “Чистюли” (уход за домом, одеждой, поведение на природе).
  • Домашнее задание (родители и дети) “Что ещё должно быть чистым?”.

Вывод: чем больше загрязняется природа – хуже здоровье человека, меньше животных, растений.

  • Наблюдение “какой мусор и сколько его остаётся после прогулок?”.
  • Акция “Чистота вокруг нас” (по сбору мусора на территории детского сада, с родителями: во дворе).
  • Акция “Чистое утро” (начиная с гигиенических процедур, наведение чистоты в группе, на участке, территории детского сада).
  • Рисование плакатов в защиту окружающей среды (ИЗО, с родителями).
  • Соревнование между группами детского сада “самый чистый участок”, “Самый зелёный участок”.
  • Оформление фотоальбома.
  • Выставка рисунков.

Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детских садов, дворов).

Результативность проекта: у детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в группе, на участке детского сада, во дворе, на природе.

Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке рисунков, в рисовании плакатов в защиту окружающей среды.

Привлечено внимание как детей, так и родителей к тому, что чистота окружающей среды важная часть составляющая здоровье человека и всего живого на Земле. Сформирована осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детского сада, дворов), необходимости здорового образа жизни.

Исследовательский проект

“Мусор”

Начат: апрель 2006г.

Исследовательский этап: апрель-сентябрь 2006.

Обобщающий этап: октябрь 2006 г.

Актуальность темы: Привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Цель педагога: Сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле; воспитание бережного отношения к природе. Развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.

Цель детей: В ходе исследовательских действий понаблюдать, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время. Куда девается мусор? Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям? В результате практических действий с бросовым материалом использовать как вторсырьё для изготовления поделок.

Проблема:

1. Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения.

2. Что нужно сделать с мусором, чтобы он не загрязнял окружающую среду.

I. Подготовительный этап.

  1. Обратить внимание на мусор, который мы выбрасываем каждый день дома, в детском саду. Куда он девается? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берётся? Есть ли рядом мусорные баки, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду?
  2. Чтение и обсуждение литературы по проблеме. Стихотворение “Мусорная фантазия” А. Усачёва. Сказка “Серая шапочка и Красный волк” Н.А. Рыжовой.

II. Исследовательский этап.

  1. Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.
  2. Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”
  3. Беседа о дождевых червях, их поиск в природе.
  4. Сбор мусора на экологической тропинке.
  5. Сортировка собранного мусора:
    • металлический
    • пластиковый
    • бумажный и т.п.
  6. Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, её обитателям?
  7. Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?
  8. Запись предложений детей.
    Света Г.: “Я думаю, мусор сгниёт и исчезнет”.
    Максим С.: “Мусор так и останется, его лучше закапать”.

  9. Закапывание разного вида мусора:
  10. а) упаковочные материалы;
    б) пищевые продукты;
    в) опавшие листья; для дальнейшего наблюдения за ними.

  11. Периодическое откапывание мусора и наблюдение за тем, что с ним происходит.
  12. Занесение результатов исследований в специальную таблицу.

Вид мусора

Стекло зелёного цвета

Полиэтиленовый пакет

Пластиковая бутылка

Металлическая бутылка

Обёрточная бумага

Апельсиновая кожура

Яблочная кожура

Картофельные очистки

Время захоронения: апрель 2006г.

               
Июль 2006г.

без изменений

без изменений без изменений без изменений помялась и стала мягкой, мокрой легко рвётся исчезла исчезла небольшие кусочки нашли с трудом

сентябрь 2006г.

без изменений без изменений без изменений без изменений небольшие трудно определяемые остатки нет нет нет
  1. По окончанию работы по проекту, уборка оставшегося мусора в мусорные баки.

III. Обобщающий этап.

  1. Выяснение с детьми, куда могли пропасть листья?
  2. Что произошло с пищевыми отходами?
  3. Обсуждение результатов исследования.

Мы в апреле мусор взяли,
На участке закопали.
И чего там только нет!
Есть обёртки от конфет,
Есть кожурки от картошки,
Апельсиновых немножко,
Целофана есть немало,
Даже банка из металла,
И бутылка из пластмассы!
Мы узнать решили это!
Ну во что вся эта масса
Превращается за лето?!
Лето целое прождали,
В сентябре всё раскопали…

Дети делают свой вывод по исследуемому проекту.

Серёжа С.: “От апельсиновой кожуры. От картошки ничего не осталось, всё исчезло в земле”.

Юля М.: “ Банка заржавела, пакеты и стекло такие же и остались.”

Вывод: природные объекты перерабатываются естественным путём, искусственные – нет.

  1. Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
  2. Знакомство родителей с результатами исследований.
  3. Семинар-практикум для родителей “Игрушки из отходов”
  4. Оформление эскиз схемы “Что происходит с мусором?”

Заключение: В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.

Помните:

Бумага брошенная вами будет лежать более 2-х лет.

Консервная банка – более 30 лет.

Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.

Стекло – 1000 лет.

Литература:

1. Грехова Л.И. “В союзе с природой”.

2. “Дошкольное образование” №16-2001г.

3. Мереньянова О.Р. “Формирование у детей основ экологической культуры”

4. “Начальная школа” №7-2001г.

5. Николаева С.Н. “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.