“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А. Плешаков
Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, я заметила, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирование экологической культуры старших дошкольников.
В качестве примера хочу предложить экологические исследовательские проекты.
Эколого-оздоровительный проект
“Чистота – залог здоровья”
Цель: Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды; потребность в поддержании чистоты окружающей среды; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе; эстетическом преобразовании действительности.
Проблема для детей: что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы.
Участники: воспитатель, дети, родители, эколог, руководитель ИЗО.
Время проведения проекта: в течение года.
Средства реализации проекта:
- Обсуждение понятий “Чистота – залог здоровья”, “Чистота – половина здоровья”.
- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, бережном отношении к природе.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
- Викторина “Чистюли” (уход за домом, одеждой, поведение на природе).
- Домашнее задание (родители и дети) “Что ещё должно быть чистым?”.
Вывод: чем больше загрязняется природа – хуже здоровье человека, меньше животных, растений.
- Наблюдение “какой мусор и сколько его остаётся после прогулок?”.
- Акция “Чистота вокруг нас” (по сбору мусора на территории детского сада, с родителями: во дворе).
- Акция “Чистое утро” (начиная с гигиенических процедур, наведение чистоты в группе, на участке, территории детского сада).
- Рисование плакатов в защиту окружающей среды (ИЗО, с родителями).
- Соревнование между группами детского сада “самый чистый участок”, “Самый зелёный участок”.
- Оформление фотоальбома.
- Выставка рисунков.
Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детских садов, дворов).
Результативность проекта: у детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в группе, на участке детского сада, во дворе, на природе.
Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке рисунков, в рисовании плакатов в защиту окружающей среды.
Привлечено внимание как детей, так и родителей к тому, что чистота окружающей среды важная часть составляющая здоровье человека и всего живого на Земле. Сформирована осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детского сада, дворов), необходимости здорового образа жизни.
Исследовательский проект
“Мусор”
Начат: апрель 2006г.
Исследовательский этап: апрель-сентябрь 2006.
Обобщающий этап: октябрь 2006 г.
Актуальность темы: Привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
Цель педагога: Сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле; воспитание бережного отношения к природе. Развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Цель детей: В ходе исследовательских действий понаблюдать, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время. Куда девается мусор? Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям? В результате практических действий с бросовым материалом использовать как вторсырьё для изготовления поделок.
Проблема:
1. Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения.
2. Что нужно сделать с мусором, чтобы он не загрязнял окружающую среду.
I. Подготовительный этап.
- Обратить внимание на мусор, который мы выбрасываем каждый день дома, в детском саду. Куда он девается? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берётся? Есть ли рядом мусорные баки, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду?
- Чтение и обсуждение литературы по проблеме. Стихотворение “Мусорная фантазия” А. Усачёва. Сказка “Серая шапочка и Красный волк” Н.А. Рыжовой.
II. Исследовательский этап.
- Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.
- Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”
- Беседа о дождевых червях, их поиск в природе.
- Сбор мусора на экологической тропинке.
- Сортировка собранного мусора:
- металлический
- пластиковый
- бумажный и т.п.
- Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, её обитателям?
- Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?
- Закапывание разного вида мусора:
- Периодическое откапывание мусора и наблюдение за тем, что с ним происходит.
- Занесение результатов исследований в специальную таблицу.
Запись предложений детей.
Света Г.: “Я думаю, мусор сгниёт и исчезнет”.
Максим С.: “Мусор так и останется, его лучше
закапать”.
а) упаковочные материалы;
б) пищевые продукты;
в) опавшие листья; для дальнейшего наблюдения за
ними.
Вид мусора |
Стекло зелёного цвета |
Полиэтиленовый пакет |
Пластиковая бутылка |
Металлическая бутылка |
Обёрточная бумага |
Апельсиновая кожура |
Яблочная кожура |
Картофельные очистки |
Время захоронения: апрель 2006г. |
||||||||
Июль 2006г. | без изменений |
без изменений | без изменений | без изменений | помялась и стала мягкой, мокрой легко рвётся | исчезла | исчезла | небольшие кусочки нашли с трудом |
сентябрь 2006г. |
без изменений | без изменений | без изменений | без изменений | небольшие трудно определяемые остатки | нет | нет | нет |
- По окончанию работы по проекту, уборка оставшегося мусора в мусорные баки.
III. Обобщающий этап.
Мы в апреле мусор взяли,
На участке закопали.
И чего там только нет!
Есть обёртки от конфет,
Есть кожурки от картошки,
Апельсиновых немножко,
Целофана есть немало,
Даже банка из металла,
И бутылка из пластмассы!
Мы узнать решили это!
Ну во что вся эта масса
Превращается за лето?!
Лето целое прождали,
В сентябре всё раскопали…
Дети делают свой вывод по исследуемому проекту.
Серёжа С.: “От апельсиновой кожуры. От картошки ничего не осталось, всё исчезло в земле”.
Юля М.: “ Банка заржавела, пакеты и стекло такие же и остались.”
Вывод: природные объекты перерабатываются естественным путём, искусственные – нет.
- Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
- Знакомство родителей с результатами исследований.
- Семинар-практикум для родителей “Игрушки из отходов”
- Оформление эскиз схемы “Что происходит с мусором?”
Заключение: В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
Помните:
Бумага брошенная вами будет лежать более 2-х лет.
Консервная банка – более 30 лет.
Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.
Стекло – 1000 лет.
Литература:
1. Грехова Л.И. “В союзе с природой”.
2. “Дошкольное образование” №16-2001г.
3. Мереньянова О.Р. “Формирование у детей основ экологической культуры”
4. “Начальная школа” №7-2001г.
5. Николаева С.Н. “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.