Учёные отмечают, что в последнее десятилетие заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Сейчас в первые классы наших школ поступает 55,5% детей с отклонениями речевого развития. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет.
В результате упускаются самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сензитивный период), который длится до трёх - четырёх лет. Японские учёные считают, что “после трёх уже поздно”. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка стремительно нарастает. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь затрудняет общение и нередко накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.
Воспитание чистой речи у детей задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, воспитатели, учителя, родители.
В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место я уделяю логопедической ритмике. Логопедическая ритмика одно из эффективных средств воздействия на обучение детей с речевой патологией.
Главная задача в логопедической ритмике - улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также совершенствование и развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятия о пространственной организации тела.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на не осознанном, непроизвольном уровне. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Все навыки, полученные на логоритмическом занятии, закрепляются на речевом материале. Продолжительность занятий от 20 - 35 минут. Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости. При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:
- вид речевого нарушения;
- возрастные особенности;
- особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;
- последовательность и усложнение заданий.
В каждое занятие включаю пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. С народными пальчиковыми играми ребёнок встречается в раннем возрасте на коленях у мамы или у бабушки. Но, к сожалению, современные мамы редко играют в такие игры со своими детьми.
Играя с детьми в пальчиковые игры, развиваю у детей мелкую моторику, про которую уже много лет известно, какие блага она несёт ребенку: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.
Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятие как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.
Рис. 1. г. Абакан р. Хакасия МДОУ д/с компенсирующего вида “Санаторный” воспитатель I кв. категории Пащенко И. В. группа “Колокольчики”
Занятие №1: “В зимнем лесу”
Задачи: развитие слухового внимания, общей и пальцевой моторики, артикуляционных движений.
Оборудование: шапочки животных, кассета с записью музыки.
Ход занятия
I. Приветствие: Дети стоят в кругу, взявшись за руки и говорят о том, что они рады видеть друг друга.
Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.
II. Основная часть.
Воспитатель предлагает отправиться с детьми в зимний лес.
Игра-имитация “Оденься на прогулку”.
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Лучше - тоже по секрету
Скажет музыка об этом.
Слушание музыки А. Вивальди “Зима”:
Вот мы и пришли. Посмотрите, чьи это ушки торчат и от страха трясутся?
Спит зайчонок на опушке,
Из травы видны лишь ушки.
3. Пальчиковая игра “Зайчики”
Жили-были на опушке /кистями рук покрутить перед собой “фонарики”/
Зайчики /показываем – ушки/
На лесной опушке /прямые руки вверх, пальцы врозь – “дерево”/
Жили-были /кистями рук покрутить перед собой “фонарики”/
Зайчики /показываем – ушки/
В беленькой избушке /соединить ладони над головой “домиком”/
Мыли свои ушки, /пальцами руки провести по указательному и среднему пальцу/
Мыли свои лапочки, /потереть правой рукой левую руку/
Наряжались зайчики, /показываем – ушки/
Надевали тапочки /потопать/
Пойдемте тихонько не будем зайчика будить.
А это чей рыжий хвост промелькнул?
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
А вот и ее друг серый волк.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые - торчком.
4. Упражнение на развитие дыхания “Волки” (дети “воют” тихо и громко).
Кто это так громко храпит?
5. Ритмическая игра “Как на горке снег-снег”
Как на горке снег, снег, /поднять руки вверх, затем свободно опустить кисти/
И под горкой снег, снег, /опустить руки вниз/
И на ёлке снег, снег, /соединить ладони над головой “домиком”/
И под ёлкой снег, снег, /опустить руки вниз/
А под ёлкой спит медведь, /положить ладони под щёку и закрыть глаза/
Тише, тише не шуметь! /погрозить пальцем/
6. Хакасская игра “Пень”
Дети дразнят медведя /Чабы, чабы, медведь пень/. Медведь рычит, догоняет детей и превращает их в пни.
А теперь нам пора домой возвращаться. Садитесь в саночки, и поедем в детский сад.
IV. Релаксация.
Дети вы, где были? Что вам больше всего запомнилось?
Литература:
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М. ,2003.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М. ,2004.
- Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях. - М. ,2004.
- Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. -М. ,2004.