В настоящее время выпущено достаточно программ и методических рекомендаций, посвященных адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Однако, несмотря на это педагоги испытывают значительные трудности в организации этой работы на практике.
Во-первых: группу детей раннего возраста формируют воспитатели после выпуска подготовительной к школе группы, опыт работы с детьми раннего возраста в некоторой степени утрачивается, и соответственно требует времени на восстановление.
Во-вторых, имеющийся опыт, кроме восстановления, подвергается значительной корректировке т.к. прерывается примерно на 4 года, а подходы в воспитании детей раннего возраста меняются и обновляются в связи с требованиями времени.
Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития.
И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.
На этом этапе чрезвычайно важно взаимодействие сотрудников занятых в процессе. Жизненно необходим ежедневный обмен полученной информацией всеми его участниками.
Все это обусловило необходимость детальной разработки организации работы адаптационной группы (далее по тексту АГ) для детей раннего возраста и особенно совместного пребывания детей и родителей, т.к. в имеющейся методической литературе этот компонент недостаточно освещен, или носит слишком общий характер.
Для того, чтобы педагоги выработали определенный алгоритм работы с родителями и детьми, а также обеспечили оптимальный уровень взаимодействия всех сотрудников ДОУ занятых в этой работе была разработана эта программа.
Материал содержит конспективно разработанный календарный план совместного пребывания одного из родителей и ребенка в условиях ДОУ и охватывает 1 неделю; схему – план комбинированного пребывания (часть времени в ДОУ дети проводят без родителей) – 1 неделя; перспективный план по всем разделам – дальнейшего периода адаптации.
В приложении к программе разработан комплект документов, которыми воспитатель и специалисты ДОУ руководствуются в своей работе.
Такой алгоритм позволяет достигнуть главную цель:
Создание благоприятных условий способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ через внедрение новых организационных способов.
Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
- Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
- Формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
- Окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.
Программа адаптации рассчитана на 64 дня.
Первая встреча с родителями происходит в кабинете заведующей. Как правило, они приходят с детьми. Чтобы снизить официальный тон встречи, в кабинете оформляется “Живой уголок”, размещаются игрушки на уровне роста ребенка. В то время, как ребенок увлеченно рассматривает рыбок в аквариуме, или птичку в клетке, или играет с игрушками, заведующая ДОУ беседует с родителями о ребенке, его привычках, состоянии здоровья, режиме дня. По ходу беседы даются рекомендации о корректировке режима перед поступлением ребенка в ДОУ. Родители получают направление на углубленный медицинский осмотр. Им вручается памятка с перечнем документов, необходимых для оформления ребенка в ДОУ, указан режим дня ребенка этого возраста и режим функционирования ДОУ. Обычно оформление ребенка занимает 7–10 дней. В этот период родителям рекомендуется во время прогулок приходить на территорию детского сада и проводить прогулку здесь, чтобы ребенок привык к виду здания ДОУ, освоил игровое оборудование.
В это время воспитатели и помощники воспитателей проводят подготовку групповой ячейки к приему, вносят оборудование для обеспечения оздоровительного комплекса см. Приложение 3, заготавливают необходимый комплект документов см. Приложение 1. В приемной для родителей оформляется фотоальбом “Давайте познакомимся”, где помещены фотографии сотрудников с информацией о них: ФИО, занимаемая должность, стаж работы, образование, квалификационная категория, чтобы родители в любое время могли получить необходимую информацию о сотрудниках.
Следует отметить, что игровая и природная среда в группе насыщается постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая зачастую носит стихийный характер. Эти моменты подробно описаны в календарном плане-конспекте.
Открытие адаптационной группы происходит обычно в конце учебного года (конец мая – начало июня). За это время часть родителей успевает оформить все необходимые документы. Открытие группы происходит, когда первые 5–6 человек оформили все необходимые документы. С ними и начинается работа в АГ.
Воспитатели и помощники воспитателя первую неделю работают все вместе в одну смену. Взаимодействие сотрудников осуществляется по схеме см. Приложение 2. Воспитатель, который собирает информацию, может сам заполнять анкеты, после опроса родителей, чтобы избежать формальных ответов. В течение 1-й недели воспитатели ведут дневник наблюдений за каждым ребенком. Результаты наблюдений фиксируются. Ежедневно ведется обмен информацией между всеми сотрудниками занятыми в процессе.
С первого дня пребывания ребенка в ДОУ, медицинским персоналом проводятся все запланированные мероприятия оздоровительного комплекса см. Приложение 3.
Таблица мероприятий, с 1-го по 5-й день
Календарный план-сетка на 2-ю неделю посещения.
Утро |
Занятие |
Прогулка |
|
Понедельник |
Игровой момент “Игрушки проснулись”
(продолжение игрового момента начатого в
пятницу); Психогимнастика “Веселое лицо-грустное лицо”; Полив комнатного растения Чтение Е. Благининой “Катя леечку взяла”. |
Музыкальное занятие “Сорока-белобока” конспект см. Приложение 4 | Экспериментирование с водой
“Плавает-тонет” [8 стр.18]; Игра “Достань камешек”. Индив. работа: лазание по наклонной лесенке; Подв. Игра “Воробышки и кот”. |
Вторник |
Артикуляционная гимнастика: “Наш язычок пошел гулять”; Конструирование из кубиков “Башенка” (по 3–4 кубика одного цвета на каждого ребенка); Усложнение “Башенка из кирпичиков”. |
Рисование “Коготки-царапки” конспект см. Приложение 4. | Наблюдение за солнцем повторение игры
“Солнечные зайчики”. “Солнечные зайчики
скачут по стене, Игры с выносным материалом. Подвижная игра “Мой мяч”. |
Среда |
Продолжить наблюдение в зооцентре за
птичкой. Уборка клетки, кормление. Дидактическая. игра “Соберем пирамидку” из 3–4-х колечек одного цвета, от большого к маленькому. Подвижная игра “Птички летают”. |
Музыкальное развлечение “Веселые музыканты” конспект см. Приложение 4. | Наблюдение за деревом: ствол, ветки,
листья. Индивидуальная работа по закреплению
красного цвета. Игра “Печем печенье” (сухой и влажный песок). Подвижная игра “Прокати мяч в ворота”. |
Четверг |
Продолжить наблюдение в зооцентре за
рыбками в аквариуме (заселение новыми
обитателями, кормление). Исследовательская игра “Как звучат камни” [5, стр. 146] (сравнить маленький – большой; найти такой же; постучать громко – тихо). Перед умыванием читаем Е.Благининой “Обедать”. Рая, Машенька и Женька, Во время завтрака читаем “А у нас” В. Берестова: А у нас есть ложка |
Лепка “Заборчик” конспект см. Приложение 4. | Наблюдение за бабочкой: бабочка
порхает. Дидактическая игра: “Бабочки”. Оборудование: 2 больших муляжа одуванчика и мака. Дети бегают, изображая бабочек. Воспитатель: Бабочки летали по лесной полянке. Стали крылья уставать – Дети ищут одуванчик подбегают к нему и приседают. Отдохнули, посидели, Повторяется 1-я часть игры. Мы теперь найдем цветок Дети находят цветок красного цвета и приседают. Игра повторяется 3–4 раза. Свободные игры с выносным материалом. |
Пятница |
Внесение новых игрушек в группу.
Желательно заводных или музыкальных. Дидактические игры: “Собери пирамидку”, “Рамки – вкладыши”. |
Ознакомление с художественной
литературой. Потешка “Солнышко–ведрышко”. |
Исследовательская игра
“Плавает-тонет”. Дыхательное упражнение “Ветерок” – дуем на бумажный кораблик в воде. Свободные игры с выносным материалом. Подвижная. игра “Солнышко и дождик”. |
Перспективное планирование
учебно-воспитательной работы
в адаптационной группе (период 2 месяца) (таблица)
По мере сбора информации, данные анализируются. Определяется стратегия и тактика взаимодействия между всеми участниками процесса. Критерии оценки приведены [9 стр. 365–369].
По окончании периода адаптации все результаты обобщаются и оформляются в протоколе. Делается заключение об эффективности, проведенной работы.
Список используемой литературы
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
- Зенина Т.//Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
- Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
- Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
- Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
- Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года.-М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
- Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
- Черных И.//Воспитание бережного отношения к воде/ДВ №7 – 2005.