В концептуальных подходах к модернизации дополнительного образования заостряется внимание на усиление психолого-педагогической и социальной составляющей в его содержании. Внимание педагогов дополнительного образования концентрируется на формировании коррегирующей среды для каждого ребенка, позволяющей восполнить дефицит детства, любви, понимания, общения.
Студия развития “Теремок” при Городском дворце детского (юношеского) творчества (ГДДЮТ) преследует цель обеспечения целостного развития личности ребенка в дошкольный период и создание благоприятных условий для подготовки к школе.
Для успешной подготовки ребенка к школе необходимо сочетание ряда факторов: физической, психологической, речевой готовности, а также сформированности коммуникативной компетентности ребенка, обеспечивающих полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогами студии и детьми.
Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. Коммуникативная компетенция детей 4-6 лет составляет такие умения как: установление контакта; обмен информацией; поддержание обратной связи; ориентировка на партнера, учет его личностных особенностей.
Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности является интонационная выразительность речи, значительно облегчающая коммуникацию, способствующая успешному взаимодействию ребенка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей.
Изучение речи детей студии показало, что у многих детей наблюдаются трудности мелодического и временного оформления высказываний в экспрессивной речи, а также нарушения восприятия и воспроизведения интонации.
По нашим наблюдениям у некоторых детей вызывает затруднения вербальная интерпретация результатов опознания как конкретных (радость и печаль, одобрение и осуждение), так и сходных коннотативных значений интонационных рисунков высказываний (жалоба и грусть, приказ и просьба, радость и гордость).
Поэтому в студии развития “Теремок” одним из направлений логопедической работы является развитие речевого дыхания, силы, модуляции голоса, формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.
Педагоги студии на занятиях создают положительные мотивации к общению детей, с этой целью используются игры на развитие выразительности движений и речи, раскованности и произвольности. Дошкольникам предлагается при помощи мимики и пантомимы изобразить персонажи сказки (например, персонажи в сказке “Репка” или хвастливого зайца, хитрую лису и пр.).
Затем предлагаются игры в парах, когда ребенок изображает известный персонаж сказки, а другой отгадывает, кто находится перед ним. С помощью мимики и пантомимики дошкольники изображают ситуации, в которых формируются коммуникативные навыки: встречи персонажей сказок, поведение детенышей животных, передача содержания стихов в лицах.
Логопед моделирует ситуацию общения между персонажами игры, предлагает детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных действий (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т.д.). Затем в процессе беседы выясняется, поняли ли дети смысл разыгранной ситуации и настроения, эмоции участников. Проводятся и упражнения на выражение основных эмоций (радости, интереса, удивления, печали, гнева), направленные на развитие способностей понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое внутреннее состояние, на формирование коммуникативных навыков.
На занятиях формируется умение “видеть” за конкретным словом объекты реальной действительности, получать от этого образа определенные настроения, эмоции, соответствующим образом окрашивающие речь.
Основное внимание уделяется пониманию эмоциональных значений высказываний, подкрепленных наглядным действием, используются приемы интонационно-выразительного проговаривания ситуаций, создаваемых и наблюдаемых на занятии. Логопед подробно комментирует события, обращает внимание на основной тон высказывания, например, обсуждает с детьми содержание пропетой песенки, предваряет ситуацию разыгрываемой сценки (Заяц “безбилетник”, едет “зайцем”).
Повышение эффективности логопедической работы достигается использованием приемов с включением зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых и слуховых ощущений, а также на развитие умения соотносить основной тон высказывания с наглядным изображением ситуации. Предлагаются задания: выбрать из двух предложенных картинок одну, содержание которой соответствует основному тону высказывания в тексте; последовательно разложить две картинки, содержание которых отражает изменение основного тона высказывания в тексте, состоящего из двух противопоставленных по смыслу частей; подобрать картинку, содержание которой соответствует основному тону высказывания в предложении; выбор картинки из двух предложенных, содержание которой соответствует основному тону высказывания в предложении; сложным является подбор картинок к высказыванию, семантика которого определяется не содержанием, а интонацией произнесения.
Знакомство с устным народным творчеством помогает формировать понимание эмоционально-образного содержания высказываний. Подбираются сказки (“Репка”, “Колобок”, “Лиса и волк” и др.) с учетом простоты их главных идей и доступностью для правильной интерпретации мотивов поступков героев. Используются виды заданий: узнать произведение по пантомимике; продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки; выбрать одну из нескольких иллюстраций событий сказки, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения; расположить последовательно картинки, иллюстрирующие сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.
Постепенно детей подводят к нахождению в тексте “ключевых слов”, помогающих “соединить” основной тон с содержанием высказывания. Затем иллюстрации заменяются пиктограммами, акцентирующими внимание детей на мимических проявлениях эмоций и позволяющими более точно осознать связь между основным тоном, смыслом и эмоциональным значением высказывания. Логопед рисует пиктограмму и просит детей прокомментировать изображение, и запомнить название эмоции. Таким образом, дети знакомятся с пиктограммами, символизирующими наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С помощью такого рода игр расширяется круг понимания и воспроизведения эмоций.
Итак, у дошкольников формируется интонационная выразительность речи, способствующая развитию коммуникативной ее функции. Это дает возможность детям успешно развивать свои творческие способности в студиях (“Теремок”, “Зеркало”, “Звонкие голоса” и др.) ГДДЮТ, где созданы условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка и развития одаренности детей.