Цель:познакомить учащихся с творчеством А.И. Приставкина.
Задачи:
- Выяснить,чему учат герои повести.
- Обучение пересказу.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей
План урока
1. Вступительное слово
2. "Утёс" Лермонтов (чтение наизусть)
3. Беседа по восприятию повести.
1. Какие чувства вы испытали при чтении повести?
- Какие эпизоды потрясли вас, удивили?
- О чём задумались после прочтения повести?
2. О чём эта повесть? Какие вопросы в ней затронуты? Как они перекликаются с проблемами сегодняшнего дня?
3. Кто из главных героев симпатичен вам? Чем?
4. Выступления подготовленных уч-ся.
1. Сиротское детство Кузьменышей.
Вопросы для беседы
- Какие уроки жизни получили братья?
- Кузьменыши воруют. Не закоренеют ли они в воровстве?
- Не станут ли такими, как Илья Зверёк?
- Почему погиб Сашка, а не Колька?
2. Украденное детство.
Вопросы:
- Почему и сегодня переполнены детдома. Только ли война виновата?
- Заменит ли детдом, даже самый лучший, семью?
3. "Кому война, кому мать родна"- почему люди с "плюгавенькой совестью" обижают самых обиженных, самых незащищенных.
4. Встреча с добротой.
Вопросы:
- Как отношение Кузьменышей к людям характеризует их самих?
- Что сильнее зло или добро. Докажите.
- Почему писатель считает себя вправе вынести суровый приговор директору Таловского детдома?
5. Биография Приставкина (см. приложение)
6. Работа над выбором темы урока.
Задание: из предложенных тем выбрать одну и обосновать свой выбор.
1.
"Нет таких народов, есть лишь плохие люди"
Я думаю, что все люди братья.
А. Приставкин
2.
Детство, опалённое войной
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
К. Симонов
3.
"Память, взорванная совестью"
Молодому человеку, как и вообще
Любому человеку, нужна правда
Без правды никакого развития
Быть не может.
А. Приставкин
7. Чтение отрывка из поэмы Твардовского "По праву памяти"
8. Изнанка войны Нац вопрос
Вопросы:
- В чём по-вашему причина нац. Конфликтов? Как их преодолеть?
-насилие - верный способ разрешения конфликтов?
-изжиты ли следы былого?
В чём они проявляются? Как преодолеваются?
9. О чём плакал Колька?
Задание:
- Кратко перескажите сцену, когда Колька отправляет брата в последний далёкий путь.
- Выразительное чтение отрывка из гл. 28 и ответить на поставленный вопрос.
(чтение на фоне "Лакримозы"!!! отрывок от слов "Может этот холм и есть утёс до конца главы.)
10. Повторное чтение "Утес" (учитель)
11. Работа над названием повести.
Вопросы:
- Почему повесть так названа?
- С какими мотивами в творчестве Лермонтова перекликаются?
- Когда появляется и как развивается образ тучки такой незащищенной, такой необерегаемой?
12. Устное рисование.Предположим,что готовится к изданию повесть "Ночевала тучка золотая".
Вопросы:
- Каким вы представляете себе титульный лист книги?
-Что нарисовали бы вы?
13.Краткий обзор произведений Приставкина.
14. Обобщение учителем.
15. Домашнее задание (на выбор):
-нарисовать титульный лист или иллюстрацию к повести.
- составить список книг на тему: "Дети войны"
- Любителям поэзии выучить стихотворение на эту тему
- письменно (на выбор)
- о чём не сказали на уроке
- "размышляя над повестью"
- Не плачь, Колька!