Тема: Мы в ответе за свои поступки.
Цель урока:
- Знакомство с творчеством В.Железникова.
- Развитие устной и письменной речи. Обучение пересказу эпизода, характеристике героя. Формирование умения рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героев.
- Воспитание доброты, умения сочувствовать, сострадать, видеть истинную красоту.
Форма урока: Урок-конференция.
Эпиграф урока (записывается на доске):
"Помни, ты не один на свете, кроме тебя есть другие люди; и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи". (Л. Кассиль)
Ключевые слова: сочувствие, милосердие, бойкот, жестокость, раскаяние, истинная красота.
Наглядность: отрывки из текста, эпизоды из фильма, слайды с иллюстрациями, вопросами и отрывками из текста, портрет писателя.
Подготовка к уроку начинается задолго до урока, т.к. ребята должны прочитать повесть заранее, написать отзыв, нарисовать иллюстрации к повести.
Чтобы создать атмосферу конференции, нужно расставить парты в форме круглого стола, поставить на них указатели, где написано, какую роль выполняет ученик. Ведущий или учитель знакомит всех присутствующих на уроке с участниками конференции: это корреспонденты, художник, литературоведы, актеры, искусствоведы, текстологи, читатели. Каждый из них выступает по определенному вопросу:
- текстологи подбирают отрывки из текста, которые нужно зачитать, выводят их на слайд;
- корреспонденты проводят заранее в классе сочинение - отзыв о прочитанной повести и отбирают для урока самые интересные;
- художник дает задание нарисовать иллюстрации к повести и отбирает наиболее удачные для выставки, дает им оценку на конференции;
- литературоведы готовят рассказ о писателе и краткий обзор его произведений;
- актеры расскажут об экранизации повести, актерах, сыгравших роли героев книги о восприятии фильма зрителями; подготовят выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка";
- искусствоведы расскажут о картинах, которые собирал дедушка Лены Бессольцевой, что они значили для него;
- читатели могут готовить вопросы для обсуждения, участвовать в их обсуждении.
То есть все ребята будут привлечены к подготовке и проведению урока.
Ход урока
1. Слово учителя о теме и цели урока, о проблемах, которые будут рассмотрены на уроке, об их злободневности и в наши дни, знакомит с эпиграфом урока, к которому учащиеся вернутся в конце урока, делая вывод, обобщая все то, о чем говорили.
Учитель представляет участников конференции.
2. Выступление литературоведов с рассказом о писателе и его творчестве.
В. Железников родился в 1925 году. Писать книги начал в 35 лет. Первая его книга "Разноцветная история" вышла в 1960 году. Для учащихся 5-7 классов писатель написал 6 книг:
1). "Хорошим людям - доброе утро";
2). "Чудак из 6б";
3). "Путешественник с багажом";
4). "Каждый мечтает о собаке";
5). "Белые пароходы";
6). "Чучело".
Герои книг - мальчишки и девчонки из жизни. Писатель показал мир детства, сложные взаимоотношения подростков. Не всегда эти взаимоотношения построены правильно, иногда ребята могут быть и страшно жестокими. Герои Железникова проходят непростой жизненный путь: они ошибаются, разочаровываются, учатся узнавать людей, разбираться в людях, становятся умнее, мужественнее.
"Чудак из 6б" - самая веселая книга Железникова. Когда ее читаешь, почти все время смеешься. Боря Збандуто - герой рассказа - действительно чудак, но он прекрасный человек, у него доброе, чуткое, отзывчивое сердце.
Повесть "Чучело" - повесть о непростых взаимоотношениях школьников. Здесь очень мало положительных героев. Носителями добра являются только дед и внучка Бессольцевы. Здесь все перевернуто - зло воспринимается подростками как героизм, а доброта преследуется, считается проявлением слабости характера. И все же в неравном столкновении добра и зла побеждают добро, совесть, честность.
Книга учит нас быть добрыми, сильными духом, честными, ненавидеть жестокость и малодушие, отравляющие жизнь другим людям.
Все книги В.Железникова очень популярны среди читателей.
3. Художник.
Все книги Владимира Железникова имеют прекрасное оформление. Рисунки кним сделаны художниками Гальдяевым и Цейтлиным. Рисунки художников дают возможность представить героев повести, их характеры, показывают самые острые моменты сюжета.
Наши ребята, прочитав повесть, тоже попробовали себя в роли художников-оформителей (демонстрируем иллюстрации учащихся, ребята "узнают" эпизод).
4. Корреспонденты (заранее отбирают лучшие отзывы и зачитывают их):
":Недавно я прочитала книгу В.Железникова "Чучело". Эта повесть потрясла меня тем, как точно писатель сумел показать жестокость среди подростков. Хотя книга написана давно, кажется, что писатель только вчера заглянул в нашу школу и вынес на суд читателя все, что творится в ней.
Ведь и сегодня эта жестокость царит среди подростков и уже воспринимается многими как нормальное явление. Кто сильнее, наглее, тот и прав. Но самое страшное - бездушные "железные кнопки" имеют поддержку среди нас. Мало, кто решится выступить в защиту слабого: за себя боятся.
Не дай бог быть в школе новичком! Сколько унижений придется тебе пережить, если не сумеешь показать силу своего характера!"
"Шмаковы, Вальки, Мариши, Сомовы, Мироновы есть в каждой школе, я сама лично была свидетельницей того, как травили девочку:. Я тоже, как Дима Сомов, предала ее, я не заступилась за нее. Сейчас вспоминаю об этом, и мне стыдно, что не подумала о том, каково было ей:"
5. Артист.
За 25 лет писатель издал более 30-ти книг, его книги издавались в Болгарии, в Польше, Югославии, Чехословакии, Венгрии и на многих языках народов нашей страны. Пьесы по его произведениям долгое время шли на сценах театров. Он неоднократно награждался литературными премиями, а в 1974 году ему была присуждена Государственная премия СССР. По сценариям В.Железникова поставлено 10 фильмов, в том числе "Чучело". Этот фильм получил наибольшее число откликов и завоевал в 1984 году 2-е место.
- Автор сценария - Владимир Железников;
- Режиссер - постановщик - Ролан Быков;
- Главную роль исполняла Кристина Арбакайте;
- Диму Сомова играл сын Ролана Быкова.
Фильм дал повести 2 жизнь.
Учитель проводит обсуждение книги по следующим вопросам:
- Как называлась повесть первоначально? Какое из этих названий, по-вашему, наиболее удачное и почему? ("Всего-то несколько дней":)
- Почему ребята в классе не приняли Лену? (Не такая, как все:)
- Почему в глазах ребят Ленка "чучело", а для
Николая Николаевича "красавица", "чудный
человек"? В чем истинная красота человека?
(В классе ее воспринимают с внешней стороны, здесь привыкли ценить:) - В чем сходство Лены с "Машкой"? Почему это сходство так радовало Николая Николаевича? (Дедушка видит не только внешнее сходство, но и сходство характеров:)
- Что значат для него его картины? Почему Лена говорит ребятам: "Он же умрет без них. Благодаря картинам он только и выжил:"
Искусствоведы расскажут о картинах.
- Объявленный Лене бойкот - это справедливость или жестокость? Можете ли вы оправдать этот бойкот?
- "Величайшее поощрение преступления - безнаказанность" /Цицерон/. А можно ли оставлять безнаказанным предательство?
- Как расценивать отказ Лены от бойкота Димы? Права ли она?
- Был ли коллектив в 6-м классе? Что такое коллектив и в чем его сила?
- Бойкот Лене - это проявление коллективизма или влияние сильной личности?
- Что значит - сильная личность? Есть ли в вашем классе по-настоящему сильная личность?
- Можно ли считать, что Лена потерпела поражение в столкновении со злом?
- Мог ли подобный случай произойти в вашем классе?
В процессе обсуждения ребята опираются на отрывки из текста: описание Лены, "Каждый свою выгоду ищет:", о правде, правда Бессольцевой и т.д.
В ходе этой беседы ребята должны понять, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, с бессердечием, с равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться ставить себя на место другого человека, научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается.
В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы. Ведь зло чаще всего совершается с молчаливого согласия многих. И в какую бы одежду не рядился человек, какой бы внешностью ни обладал, если он бездушен и жесток и несет окружающим его людям боль, страдания - он неприятен, отвратителен.
Актер читает стихотворение Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка".
Учитель:
- Что объединяет героя стихотворения с героем повести "Чучело"?
- Какой вопрос ставит перед читателем Николай Заболоцкий?
- Как бы вы на него ответили?
Дома написать небольшое сочинение-рассуждение "Что есть красота?"
Завершая урок, учитель снова возвращает ребят к эпиграфу урока: "Помни, ты не один на свете:". Эти слова звучат как напутствие.
Урок сопровождается показом слайдов и просмотром эпизодов (по выбору учителя) из фильма.