Урок-конференция по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"

Разделы: Литература


Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с личностью писателя.
  2. Обучить навыкам анализа художественного произведения.
  3. Помочь осознать и осмыслить идейное содержание сказки.

Развивающие:

  1. Развить все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо ) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии.
  2. Развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры речи.
  2. Воспитание доброты, внимательного отношения к людям.
  3. Подвести к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок – конференция

Оформление доски:

Портрет Оскара Уайльда, иллюстрации к сказке, выполненные учащимися.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок- конференция.

(Подготовленный ученик даёт определение слова “ конференция”.)

Обычно на конференции обсуждают какую-либо проблему, тему.

Тема нашей конференции – “Сказка Оскара Уайльда “ Мальчик-звезда”.

Каждый из вас будет входить в одну из групп:

  • Докладчики.
  • Исследователи.
  • Аналитики.
  • Творческая группа.

Всем вам выданы материалы конференции и информационный листок (Приложение № 1). Оценка за урок складывается из оценки за устные ответы и за работу с информационным листком.

2. Постановка задачи.

Задача нашей конференции – познакомиться со сказкой Оскара Уайльда “Мальчик- звезда” и к концу урока понять, что же хотел сказать нам автор, за что он наказывает своего героя и почему прощает его.

Итак, читательскую конференцию по сказке Оскара Уайльда “Мальчик-звезда” объявляю открытой. Слово для доклада предоставляется …

3. Краткое сообщение учащегося по биографии писателя.

4. Анализ текста.

Ребята, в каждом произведении литературы немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками” автора. Одной из таких “подсказок” бывает название произведения.

- О. Уайльд назвал свою сказку “Мальчик-звезда”. Почему именно звезда?

Ученики работают с информационными листами.

- Что вы можете сказать о слове “звезда”?

Ответ: многозначное.

- Какие значения этого слова использует автор в своей сказке?

Ответ:

1. Небесное светило.
2. Знаменитость.

- Подберите ассоциации к слову “звезда” в первом и во втором значениях, запишите их в информационный листок.

Примерные ответы детей: Небесное светило – холодный свет, очень далеко, светит, но не греет, красиво сверкает. Знаменитость – звёздная болезнь, звёздность.

- Каковы симптомы звёздной болезни?

Ответы детей: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.

- Итак, слово “звезда” напоминает о неземной красоте и в то же время о высокомерии.

- Давайте же посмотрим, насколько герой оправдывает те представления, которые мы обсудили.

Работа группы исследователей.

- При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?

Ответ: В зимнем лесу его находят лесорубы.

- В какой мир погружают нас первые страницы сказки?

Ответ: мир лютого холода. Холод, как правило, вызывает ассоциации со злом, непониманием.

- Какие словосочетания используют для характеристики злого человека?

Ответ: Ледяное сердце, холодный взгляд, ледяная душа.

- Итак, в начале сказки звучит тема холода. Но лесоруб забирает дитя и приносит его к огню, в свой дом. В какую семью попадает мальчик?

Ответ: Бедную, но трудолюбивую, заботливую, любящую. У них у самих много детей. Поначалу жена лесоруба сомневалась, смогут ли они прокормить и воспитать дитя, явно более богатое, чем они. Она понимала ответственность за его судьбу. Это люди с добрым сердцем.

- Каким же вырос Мальчик-звезда?

Работа с таблицей в информационном листе

- Какова внешность героя? Какие приёмы использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика? Запишите в таблицу.

Ответ: Эпитет – золотые, сравнения с цветами.

- Почему именно с этими цветами сравнивается внешность героя?

Примерный ответ: Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая, но колючая, фиалка нежная, но капризная.

- В образе мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?

Ответ: Нет. Он вырос жестоким, себялюбивым, надменным.

- Какую палитру красок возьмёте, чтобы изобразить внутренний мир героя? Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте. Заполняем третью колонку таблицы – отношение к людям.

Ответ: Смотрит на людей свысока, оскорбляет, называет слугами, не испытывает сострадания, швыряет камнями в нищих, груб, дерзок с лесорубом. Самый жестокий поступок – отказ от матери.

Инсценированное чтение эпизода,
подготовленное творческой группой

- Как вы думаете, повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и эгоизма?

Ответ: Да, никто не наказывал его, даже не выражал неодобрения.

- Как же автор наказывает героя?

Ответ: Он стал мерзок, как жаба. Его облик стал соответствовать внутреннему миру. Отношение окружающих меняется: люди смеются над ним, дразнят, сторонятся его.

- А изменилось ли отношение Мальчика-звезды?

Ответ: Да. Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощение.

Заранее подготовленный ученик читает исповедь Мальчика-звезды.

- Впервые на глазах у мальчика появились слёзы. Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?

Ответ: Конечно, это слёзы раскаяния. Он осознал, что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью.

Заполнение таблицы.

Краткий пересказ эпизодов

- В какой момент происходит возрождение души мальчика, и он вновь обретает красоту?

Инсценированное чтение, подготовленное творческой группой.

Выводы группы аналитиков.

После выступления группы аналитиков все учащиеся пишут выводы, продолжая предложенные учителем фразы.

Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о …

Автор наказывает героя за …

Но он прощает его, потому что …

Домашнее задание.

Ответить на вопрос: “ Почему в финале сказки Мальчик-звезда всё-таки умирает?”