Цели:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с личностью писателя.
- Обучить навыкам анализа художественного произведения.
- Помочь осознать и осмыслить идейное содержание сказки.
Развивающие:
- Развить все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо ) через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, ролевое чтение, участие в дискуссии.
- Развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание доброты, внимательного отношения к людям.
- Подвести к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
Тип урока: урок – конференция
Оформление доски:
Портрет Оскара Уайльда, иллюстрации к сказке, выполненные учащимися.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок- конференция.
(Подготовленный ученик даёт определение слова “ конференция”.)
Обычно на конференции обсуждают какую-либо проблему, тему.
Тема нашей конференции – “Сказка Оскара Уайльда “ Мальчик-звезда”.
Каждый из вас будет входить в одну из групп:
- Докладчики.
- Исследователи.
- Аналитики.
- Творческая группа.
Всем вам выданы материалы конференции и информационный листок (Приложение № 1). Оценка за урок складывается из оценки за устные ответы и за работу с информационным листком.
2. Постановка задачи.
Задача нашей конференции – познакомиться со сказкой Оскара Уайльда “Мальчик- звезда” и к концу урока понять, что же хотел сказать нам автор, за что он наказывает своего героя и почему прощает его.
Итак, читательскую конференцию по сказке Оскара Уайльда “Мальчик-звезда” объявляю открытой. Слово для доклада предоставляется …
3. Краткое сообщение учащегося по биографии писателя.
4. Анализ текста.
Ребята, в каждом произведении литературы немало “загадок”, часто на каждую загадку имеется несколько правильных ответов. А отгадать лучше всех сможет тот, кто внимательно следит за “подсказками” автора. Одной из таких “подсказок” бывает название произведения.
- О. Уайльд назвал свою сказку “Мальчик-звезда”. Почему именно звезда?
Ученики работают с информационными листами.
- Что вы можете сказать о слове “звезда”?
Ответ: многозначное.
- Какие значения этого слова использует автор в своей сказке?
Ответ:
1. Небесное светило.
2. Знаменитость.
- Подберите ассоциации к слову “звезда” в первом и во втором значениях, запишите их в информационный листок.
Примерные ответы детей: Небесное светило – холодный свет, очень далеко, светит, но не греет, красиво сверкает. Знаменитость – звёздная болезнь, звёздность.
- Каковы симптомы звёздной болезни?
Ответы детей: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше.
- Итак, слово “звезда” напоминает о неземной красоте и в то же время о высокомерии.
- Давайте же посмотрим, насколько герой оправдывает те представления, которые мы обсудили.
Работа группы исследователей.
- При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?
Ответ: В зимнем лесу его находят лесорубы.
- В какой мир погружают нас первые страницы сказки?
Ответ: мир лютого холода. Холод, как правило, вызывает ассоциации со злом, непониманием.
- Какие словосочетания используют для характеристики злого человека?
Ответ: Ледяное сердце, холодный взгляд, ледяная душа.
- Итак, в начале сказки звучит тема холода. Но лесоруб забирает дитя и приносит его к огню, в свой дом. В какую семью попадает мальчик?
Ответ: Бедную, но трудолюбивую, заботливую, любящую. У них у самих много детей. Поначалу жена лесоруба сомневалась, смогут ли они прокормить и воспитать дитя, явно более богатое, чем они. Она понимала ответственность за его судьбу. Это люди с добрым сердцем.
- Каким же вырос Мальчик-звезда?
Работа с таблицей в информационном листе
- Какова внешность героя? Какие приёмы использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика? Запишите в таблицу.
Ответ: Эпитет – золотые, сравнения с цветами.
- Почему именно с этими цветами сравнивается внешность героя?
Примерный ответ: Нарцисс напоминает о самовлюблённости, роза красивая, но колючая, фиалка нежная, но капризная.
- В образе мальчика есть что-то величественное. Соответствует ли внешняя красота его внутреннему миру?
Ответ: Нет. Он вырос жестоким, себялюбивым, надменным.
- Какую палитру красок возьмёте, чтобы изобразить внутренний мир героя? Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте. Заполняем третью колонку таблицы – отношение к людям.
Ответ: Смотрит на людей свысока, оскорбляет, называет слугами, не испытывает сострадания, швыряет камнями в нищих, груб, дерзок с лесорубом. Самый жестокий поступок – отказ от матери.
Инсценированное чтение эпизода,
подготовленное творческой группой
- Как вы думаете, повлияли ли сверстники Мальчика-звезды на развитие в нём жестокости и эгоизма?
Ответ: Да, никто не наказывал его, даже не выражал неодобрения.
- Как же автор наказывает героя?
Ответ: Он стал мерзок, как жаба. Его облик стал соответствовать внутреннему миру. Отношение окружающих меняется: люди смеются над ним, дразнят, сторонятся его.
- А изменилось ли отношение Мальчика-звезды?
Ответ: Да. Он стал добрее, ищет свою мать, чтобы попросить прощение.
Заранее подготовленный ученик читает исповедь Мальчика-звезды.
- Впервые на глазах у мальчика появились слёзы. Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?
Ответ: Конечно, это слёзы раскаяния. Он осознал, что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью.
Заполнение таблицы.
Краткий пересказ эпизодов
- В какой момент происходит возрождение души мальчика, и он вновь обретает красоту?
Инсценированное чтение, подготовленное творческой группой.
Выводы группы аналитиков.
После выступления группы аналитиков все учащиеся пишут выводы, продолжая предложенные учителем фразы.
Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о …
Автор наказывает героя за …
Но он прощает его, потому что …
Домашнее задание.
Ответить на вопрос: “ Почему в финале сказки Мальчик-звезда всё-таки умирает?”