Урок-концерт в 6-м классе по творчеству М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература


Цель урока: Отдать дань любви и памяти М.Ю. Лермонтову, вызвать у учащихся желание читать и перечитывать, учить наизусть произведения поэта.

Эпиграф к уроку:

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожит беспрестанно эту грудь.
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!
М. Лермонтов

Наглядность (на доске и стенде «Сегодня на уроке»): иллюстрации к творчеству Лермонтова (Врубеля, Репина, Поленова, Глазунова, Шмаринова, Горбунова, Дубковского), картины (рисунки) М.Ю. Лермонтова и рисунки учащихся по творчеству Лермонтова.

ТСО – Интерактивная доска, видеомагнитофон.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

На фоне музыки учитель читает наизусть:

Поэты не гибнут,
А гаснут, как на солнце,
Лучи их бегут сквозь столетья и дали,
Полночной порою
К нам свет их несется,
Который при жизни они расплескали.

И этими маленькими лучиками света, может быть, иногда еле-еле заметными (на первый взгляд) нам сегодня предстоит поделиться друг с другом, чтобы затем все собрать в мощный огненный поток лермонтовской поэзии.

Ослепительным метеором промелькнул великолепный, торжествующий гений Лермонтова на сумрачном фоне 30-х годов. Немногим более 10 лет звучал искренний голос в «долине рабства и тоски», но «сколько смелых сердец зажег он безумной жаждой свободы, света»? Сколько мировых катастроф произошло с тех пор (3 войны, 3 революции отгремели), но ничто не сломило его честный голос.

Ученик читает стихотворение «Утес».

Учитель. Слова этого стихотворения – верный эпиграф к творчеству Лермонтова, ко всей его жизни. Как боялся он чего-то не совершить в этом мире, не успеть, «Но остался влажный след в морщине старого утеса»… Лермонтов был убит, когда ему было 27 лет. Сколько он мог еще совершит, ведь это еще не был расцвет его творчества!

Ученик читает наизусть:

«Кавказ»
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтобы вечно их помнить, там надо быть раз,
Как сладкую песню Отчизны моей
Люблю я Кавказ…

– «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к нему меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе… Как я любил твои бури, Кавказ!» – так писал Лермонтов.

Вопрос. Когда Лермонтов впервые увидел и полюбил Кавказ? (В 4 года и в 6, 10 лет, когда бабушка возила его на лечение.)

Учитель. Да и так получилось, что Кавказ стал его второй родиной. Там он полюбил все: и быт, и обычаи горцев, цельность их характера, их зажигательные, искрометные танцы.

(Ученик и ученица в национальных костюмах под музыку исполняют адыгейский танец «Зафак».)

Ученик:

«Песня Казбича»
Много красавиц в ауле у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их завидная доля,
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.

Учитель. Но как патриоту, русскому человеку ему была близка русская песня. «Если захочу вдаться в поэзию народную, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».

Учащиеся исполняют «Казачью колыбельную» (слова Лермонтова, музыка Гречанинова).

Учитель. Пример этой песни свидетельствует, что многие стихотворения Лермонтова, переложенные на музыку, сегодня воспринимаются как народные.

(Звучит песня «Парус».)

Вопросы.

– Каковы основные мотивы поэтических произведений Лермонтова? (Грусть, одиночество, безысходная тоска.)

– Почему? (Трудное детство, в три года лишился матери, воспитывался у бабушка, которую он очень любил, но разлука с отцом тоже сделала свое.)

Ученик:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.

Учитель. Разлуку с тем, кто дал ему жизнь, он перенес очень болезненно:

Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней.

Ученица. С точки зрения М.Ю. Лермонтова, отказ от сына ради сына выглядел не расчетом разума, а подвигом самопожертвования.

Вопрос. Только ли эти темы звучали в творчестве Лермонтова? (Нет, тема любви к Родине, тема природы, долга чести, веры в лучшее будущее.)

Учащиеся читают произведения «Родина», «Предсказание», «Бородино».

II. Чтение наизусть ученикам своих любимых стихотворений Лермонтова.

III. Ираклий Андронников писал:

«Имя Лермонтова и его слава навсегда оказались связаны с именем Пушкина».

Ученик. Читает наизусть стихотворение «Смерть поэта».

Ученица:

«Боюсь не смерти я. О, нет
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет».

Учитель. И снова обратимся к эпиграфу.

Вопрос. Чего так боялся Лермонтов? (Не успеть… )

– Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять я не могу,
Что значит отдыхать.

Как рок какой-то над ним тяготит. И вот развязка! Запись в метрической книге пятигорской церкви гласит: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов двадцати семи лет убит на дуэли 15 июля, 17-го погребен, погребение пето не было».

(Учащиеся читают стихотворения «Выстрел на Мушке», «Лермонтов».)

… И надо ж в дуэли доспорить,
Хотя после стольких потерь
Найти секундантов достойных
Немыслимо трудно теперь.

Но пушкинский голос гражданства
Толкает к барьеру: «Иди!»
Поэты в России рождались
С дантесовской пулей в груди.

IV. Подведение итога урока (работа консультантов, лист учета).

Анализ учителем иллюстраций к творчеству Лермонтова (художников Врубеля, Репина, Поленова, Глазунова и т.д.), работ М.Ю. Лермонтова и ученических рисунков на тему: «Час любимого стихотворения».