Цели:
- познакомить учащихся с понятиями "барды", "авторская песня", дать представление о возникновении бардовской песни и о творчестве некоторых, наиболее известных авторов-исполнителей;
- представить песни российских бардов, отражающих военную тематику в исполнении не только авторов (записи), но и самих учащихся, формируя чувство патриотизма через эмоциональное воздействие, как на исполнителей, так и слушателей;
- предоставить возможность учащимся, имеющим творческие способности (артистические) в полной мере проявить себя в качестве ведущих, чтецов, певцов и аккомпаниаторов (использование метода профессиональных проб).
Методы и приемы:
- выразительное чтение,
- чтение наизусть,
- профессиональная проба (в роли участников ("артистов") и ведущих ("конферансье") концерта),
- активное слушание и репродуктивный метод (свободное конспектирование),
- работа в группах (участники, оформители, зрители).
Оборудование и ТСО:
- проигрыватель для воспроизведения грамзаписей,
- видеомагнитофон для воспроизведения видеозаписей,
- гитара (для собственного аккомпанемента),
- класс оборудуется как зрительный зал и импровизированная сцена, портреты бардов.
Ход урока
В исполнении группы учащихся звучит песня "Вспомните, ребята" (стихи Д.Сухарева, музыка В.Берковского) (Приложение 1)
Ведущий 1:
В 2010 году исполняется 65 лет со дня великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
30 000 000 погибших, пропавших без вести. Еще больше тех, кто остался сиротами, потерял на той войне мужа, сына, брата, сестру, любимого или любимую. И с каждым годом становится все меньше тех, кто еще может рассказать о тех жестоких и героических днях.
Лучшие люди нации, творцы и гении, не могли не затронуть тему войны в своем творчестве. Среди них и те, кто участвовал в войне или пережил блокаду Ленинграда, кто знает о голодном военном и послевоенном детстве не понаслышке, кто помнит рассказы своих отцов и дедов о войне и воплощает их в поэтические и музыкальные произведения.
Сегодня разговор пойдет о тех, кто, сочетая в своем творчестве поэзию и музыку, так вдохновенно, бережно и трепетно передает нам свои чувства и мысли о той войне. Эти люди называют себя простым и емким словом "барды".
Учитель: Тема нашего урока "Вспомните, ребята:" (тема Великой Отечественной войны в творчестве бардов). (Объявление цели урока). Итак, кто же такие барды? Обратимся к словарю Ожегова.
Барды -
1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии);
2) Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. е. авторских песен. (Учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях)
Ведущий 2: Историческая справка.
Авторская песня традиционно считалась делом несерьезным. Термин "авторская песня" введен Высоцким, до этого говорили: "самодеятельная песня".
Она развивалась, не пересекаясь и не смешиваясь с официальной песней, тем более - с поэзией.
Авторская песня появилась в IX в. до н. э. Первым, известным истории, бардом был юноша из Делоса. Его ваяли впоследствии скульпторы - лучшие мастера Греции и Рима. Однако - это уже после смерти, когда он был канонизирован и стал патроном искусства, но, прежде всего - музыки и пения. Звали его Аполлоном, и при жизни он был победителем всех мистерий (что-то вроде нынешних фестивалей).
Широко известен также его сын - фракийский бард Орфей. Интересная деталь: Аполлон играл на фроминге (примитивный музыкальный инструмент). Орфей же использовал для аккомпанемента семиструнную кифару - прообраз гитары.
:Перелистаем несколько страниц. Менестрели, ваганты, миннезингеры, трубадуры - это Франция, Германия. Слово "барды" пришло из Англии, от кельтских племен.
Учитель:
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души. (Ю. Визбор)
"Авторская песня - это серьёзные раздумья о жизни человека, может быть трагические, может быть, острые: Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей", - такое определение авторской песне дал Булат Окуджава. И было бы правильно именно с рассказом о нем и его творчестве продолжить наш разговор.
Ведущий 1: Булат Шалвович Окуджава (1924 - 1997)
Его называют "отцом-основателем" авторской песни самые разные и самые авторитетные барды Он появился чуть раньше других и сразу стал Явлением с большой буквы.
В числе своих учителей в поэзии "дворянин арбатского двора" называл Пастернака, Григорьева, Пушкина, Исаковского и русскую частушку, и - "чтобы не соврать - блатной фольклор, в лучших вещах".
Окуджава - один из немногих бардов, лично прошедших через горнило войны. Он ушел на фронт в 1942 году, из 9 класса. И день, когда его, еще совсем мальчишку, наконец-то взяли туда, вспоминал как самый счастливый за все годы войны. Его песни всегда преподносили эту жуткую и жестокую всенародную беду с непривычной, не сухой и официальной стороны, а именно такой, какой она виделась из окопа тревожной и неизвестной, с долей иронии (чтобы не сойти с ума), с любовью к жизни и верой в эту жизнь. Сам Булат Шалвович воевал минометчиком, был ранен и переведен в связисты. После победы окончил филфак Тбилисского университета, работал учителем русского языка, затем - редактором в издательстве "Молодая гвардия", в "Литературной газете", киносценаристом. Однако главной его профессией навсегда стала Песня.
Ведущий 2. Послушайте песню "Простите пехоте" в исполнении автора (аудиозапись) (Приложение 2 - текст)
Чтец 2. Б.Окуджава. Родина
С войной мы стали вдруг взрослее, а
дни не ждут: скорей, скорей... С недолгой юностью своею я распрощался на заре. Прощай! И затихали речи, как будто слов запас иссяк, и шла, и шла ко мне навстречу земля, о помощи прося. Сожженный дом, изрыто поле, народ, бредущий на восток... Мне душу тот пейзаж изжег. |
Я был как будто крепко болен, а боли той унять не мог. Но как издревле, как когда-то в походах трудных повелось, меня усталые солдаты лечили песнями до слез. Не отыскать сильнее средства, и драгоценней всех даров мне было верное соседство тех бездипломных докторов. Не потому, что был на диво хорош мотив и ночь плыла, а потому, что с тем мотивом мне в сердце Родина вошла. |
И обожгла своей любовью, печалью горькою до дна: и понял я, что нам обоим судьба назначена одна. Судьба земли, войной объятой, побед размеченные дни... Ах, песни, песни. Сколько правды тогда раскрыли мне они. В них было всё, чем люди дышат, что как зеницу берегут, вот почему, певцов забывши, забыть их песен не могу. |
Ведущий 2: В исполнении группы учащихся звучит песня "Бери шинель, пошли домой" (Приложение 3)
Ведущий 1: Звучит запись песни в исполнении автора (Б. Окуджавы) "До свидания, мальчики:"(Приложение 4)
Ведущий 2: Все, кто хоть однажды видел художественный фильм "Белорусский вокзал", с первых аккордов узнают песню "Мы за ценой не постоим". Послушайте эту песню в исполнении Н. Ургант (звучит песня Б. Окуджавы "Мы за ценой не постоим") (Приложение 5)
Ведущий 2: Михаил Леонидович Анчаров (1923)
"Я не верю в бездарных людей. Все люди одарены жизнью. И перед этим невероятным фактом все остальное - мелочь и подробности".
Анчаров также, как и Булат Окуджава, имеет веские основания считаться одним из родоначальников авторской песни. Еще до войны, в 1937 году, он начал сочинять песни на стихи А. Грина, Б. Корнилова, В. Инбер. В 1941 году, с первого курса Архитектурного института Анчаров пошел в армию, был десантником, затем, в 44-м, окончив Военный институт иностранных языков Красной Армии, был направлен в качестве переводчика китайского языка на Дальневосточный фронт. Воевал в Манчжурии (где-то в это же время Михаил Леонидович начинает писать первые песни уже на стихи собственного сочинения).
Будучи человеком весьма незаурядным, Анчаров преуспел во многих начинаниях как драматург и живописец, как архитектор и писатель... Максимальная его активность как барда приходится на вторую половину пятидесятых - первую половину шестидесятых годов. Его песни были одними из популярнейших у тогдашней молодежи, а одна из них стала бесспорным шлягером начала семидесятых - "Стою на полу станочке в цветастом полушалочке..."
Из песен военной тематики самой известной, безусловно, стала "Баллада о парашютах"
Чтец 3. Баллада о парашютах
Парашюты рванулись И приняли вес. Земля колыхнулась едва. А внизу - дивизии "Эдельвейс" И "Мертвая голова". И сказал Господь: - Эй, ключари, Отворите ворота в Сад! Даю команду От зари до зари В рай пропускать десант. |
И сказал Господь: - Это ж Гошка летит, Благушинский атаман. Череп пробит, парашют пробит, В крови его автомат. Он врагам отомстил И лег у реки, уронив на камни висок. И звезды гасли, как угольки, И падали на песок. Он грешниц любил, А они - его, и грешником был он сам. |
Но где ж ты святого Найдешь одного, Чтобы пошел в десант? Так отдай же, Георгий, Знамя свое, серебряные стремена. Пока этот парень держит копье, На свете стоит тишина. И скачет лошадка, и стремя звенит, И счет потерялся дням. И мирное солнце топочет в зенит Подковкою по камням. |
Ведущий 2: Песни Михаила Леонидовича Анчарова оказали сильнейшее влияние на творчество Владимира Высоцкого, называвшего Анчарова в числе главных своих "учителей". Впрочем, определенное родство их стилей и интонаций видно и невооруженным взглядом.
Ведущий 1: Владимир Семенович Высоцкий (1938 - 1980)
О Высоцком не расскажешь в двух абзацах - слишком многое связано с этим именем у огромного числа людей.
Он родился и жил в Москве. В 1956 году окончил театр-студию при МХАТе. Играл в Театре миниатюр, в Драматическом театре им А. С. Пушкина, а с 1964 года - в Театре драмы и комедии на Таганке. Там он сыграл более 20 ролей. Снялся в тридцати художественных фильмах и телефильмах. Стихи писал с детства. Всего Высоцким было написано более 600 песен, многие из которых - к фильмам и спектаклям. Также писал прозу, сценарии и сказки.
Высоцкого вполне можно назвать самостоятельным явлением культурной жизни советского народа. Высоцкий был кумиром такого количества людей, что власти, при всем желании, не осмеливались открыто применить к нему жесткие меры - например, такие, как к Александру Галичу. Он бросал вызов не только своей ярчайшей лирикой - вызов был во всем и в игре на театральной сцене (на спектаклях с его участием в зале не бывало пустующих мест), и в женитьбе на известной французской актрисе Марине Влади - мало кто мог решиться на такое в то время. Сегодня практически каждый автор-исполнитель называет его своим учителем.
Высоцкий создал целый ряд песен, посвященных войне и воинам. Его герои - люди простые, часто без имен и званий. Многие поначалу считали, что он - участник боевых действий. Но он просто не мог им быть, так как был слишком мал в войну. Однако сила его таланта и проницательная душа сумели передать весь спектр эмоций, ощущений и чувств людей войны.
Ведущий 2: Звучит запись песни "Мы вращаем землю" в исполнении автора (Приложение 6)
Ведущий 1. В исполнении группы учащихся звучит песня "Братские могилы" (Приложение 7)
В исполнении учителя звучит "Песня о земле" В. Высоцкого (Приложение 8)
Ведущий 1. Юрий Иосифович ВИЗБОР (1934 - 1984)
Визбор - это ироничная и добрая улыбка, свитер грубой вязки, гитара, внимание к собеседнику, костер, горные лыжи, таежные стойбища и заполярные нефтяные вышки, гул самолетов, гудки пароходов и поездов, стук колес по рельсам:
После школы Юрий окончил Московский педагогический институт по специальности "Русский язык и литература", пару месяцев поработал учителем в Архангельской области, а затем был призван в армию. Он закончил службу осенью 1957 года радистом первого класса, в звании старшего сержанта. Во время службы сочинял стихи и песни, печатался в армейских газетах. Вернувшись в Москву, стал радиожурналистом. Он был одним из основателей знаменитой и доныне радиостанции "Юность", вещающей специально для молодежи. Его первой женой стала журналистка Ада Якушева, которая тоже писала песни.
В конце 50-х и начале 60-х годов начинают ходить по стране в магнитофонных записях песни Визбора. Он часто выступает с неофициальными концертами на предприятиях, в НИИ, Домах культуры.: В 1964 году появляется журнал "Кругозор", внутри которого - несколько гибких пластинок с музыкой. Для журнала Визбор придумывает необычный журналистский жанр: песня-репортаж.
Его приглашают в кино - сначала как автора песен, а затем как сценариста и даже актера. Он увлечен горнолыжным спортом и альпинизмом.
Лирический герой Визбора - человек, безошибочно умеющий отделять главное от второстепенного, истинное от фальшивого, закономерное от случайного, свято оберегающий свою индивидуальность, но в то же время умеющий быть открытым для людей. Жизненное кредо лирического героя - движение вперед в бесконечной чреде встреч и расставаний. Его конечная цель - победа над собой.
Ведущий 2. В исполнении автора звучит песня "Рассказ ветерана" (Приложение 9)
Ведущий 2: Александр Городницкий(1933)
Геофизик, поэт. Песни пишет с 1953 года на свои стихи.
Исключительно интересный и необычный бард. Необычен уже хотя бы тем, что практически единственный из "аксакалов" жанра почти никогда не аккомпанирует себе сам - то ли руки не дошли освоить, как следует, музыкальный инструмент, то ли просто душа не лежит... Однако стоит лишь послушать суровый авторский речитатив - и понимаешь, что не в сопровождении главное.
Родился Александр Моисеевич в Ленинграде. Во время войны пережил блокаду в осажденном городе. В 1957 году окончил геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г. В. Плеханова. Геолог, океанолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Работал в НИИ геологии Арктики, в геологических партиях в районе Игарки, начальником геологического отряда в Туруханском крае. С 1962 года ходит на исследовательских судах. Принимал участие во многих океанологических экспедициях как сотрудник Института океанологии имени Ширшова АН СССР. Автор более 230 научных работ, статей.
Впрочем, не потому знает и любит его всё русскоязычное население планеты - кроме своих заслуг перед наукой, Городницкий известен как замечательный поэт и бард. Его песни становились народными в полном смысле слова. В 1972 году, став членом Союза писателей, Городницкий перебрался в Москву, где и живёт поныне. Член и председатель жюри многих фестивалей АП, в том числе - знаменитого Грушинского.
Как призыв к действию, звучал слова Городницкого в песне "Нас осталось мало", посвященной памяти всех поэтов, погибших на войне.
Чтец 4.
Нас осталось мало
(Памяти павших поэтов)
Нас осталось мало. Нас осталось мало. Запевай бодрее Песню, запевала! Зарево пожара Светит сквозь туман. Начала гитара - Кончит барабан! Нас осталось мало. Нас осталось мало. Вихрем пулеметным Знамя обметало. |
Цепи поредели, Кончились слова: Но жива идея, Музыка жива! Нас осталось мало. Нас осталось мало. Мертвый барабанщик Валится устало, Пал трубач с трубою: Замолчала медь: Кроме нас с тобою Некому запеть. |
Нас осталось мало. Нас осталось мало. Вспомни, как когда-то Пели мы, бывало. Встанем, как и прежде, - Палец на струну - В яростной надежде Выиграть войну. Нас осталось мало. Нас осталось ма: (1980) |
Ведущий 1. Олег МИТЯЕВ (1956)
Митяев Олег Григорьевич родился 19 февраля 1956 в Челябинске, живет в Москве.
Окончил Челябинский монтажный техникум (1975) по специальности "монтаж электрооборудования промпредприятий", служил в армии, окончил Челябинский институт физкультуры (1981). Работал монтажником, тренером по плаванию, художником, зав. клубом, дворником. Несколько лет был артистом Челябинской филармонии. Окончил Российскую академию театрального искусства. Снялся в нескольких фильмах.
Песни пишет с 1980 на свои стихи. Вышли пластинки и книги песен.
В 1992 с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К.Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (Митяев в роли В.Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера состоялась в Италии.
Все туристы и все хорошие компании, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Эта песня - один из гимнов бардовского движения, некоторые считают ее вообще единственным гимном.
14 октября 2002 Указом Президента России ОЛЕГУ МИТЯЕВУ присвоено звание Заслуженного артиста Российской Федерации.
Ведущий 2. В исполнении автора звучит песня "В осеннем парке", посвященная воинам Великой Отечественной войны (Приложение 10)
Ведущий 1: Вадим Егоров (1947)
Одна из первых песен Вадима Егорова "Дожди" была написана в 1964 году, и сразу обрела популярность. После этого им было дано не менее тысячи концертов во многих больших и малых городах страны - в огромных залах и на погранзаставах, на БАМе и за рубежом.
А начиналось все в стенах МГПИ имени Ленина, этой колыбели авторской песни. Именно отсюда вышли Ада Якушева, Юрий Визбор, Юлий Ким и другие барды первого поколения - тогда еще птенцы, которым только предстояло собраться в "певчую стаю", ведомую "вожаком Булатом", как поется в одной из песен Егорова.
Член Союза писателей Москвы. У него были две-три небольшие подборки стихотворений в журналах, в середине 80-х фирма "Мелодия" выпустила диск - гигант с песнями В.Егорова. Вот и все.
В активе Вадима Егорова около двухсот песен. Среди них немало "народных", которые нередко поют, даже не ведая, кто их автор: "Дожди", "Следы", "Облака", "Монолог сына", "Прадеды" и особенно "Друзья уходят" - этот своеобразный гимн дружбе и верности:
Вадим Егоров - научный сотрудник, он - кандидат психологических наук.
Как и большинство авторов - исполнителей Вадим Егоров не обошел стороной тему войны. И сегодня одна из самых известных его песен звучит, как реквием по всем погибшим на войне. (Приложение 11)
Ведущий 2: Звучит песня Вадима Егорова "Облака". (Исполняют все учащиеся под аккомпанемент учителя.)
Учитель: Еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на слова Юрия Визбора, ставшие эпиграфом не только к нашему сегодняшнему разговору, но и, пожалуй, ко всему творчеству бардов.
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души.
Ю. Визбор
Сколько скорби, печали, отчаянной смелости, гордости и мужества в песнях наших российских бардов! Насколько духовно богаты эти люди, что так щедро делятся с нами своими душевными переживаниями. Каждое слово и каждый звук пропущены авторами через самое сердце, и ты невольно становишься участником описываемых событий, искренне веришь им.
И сколько бы ни звучали эти песни, каждый раз они открывают нечто новое в нас. То, что вызывает в нас сострадание, сочувствие, боль невозвратной потери и думаешь о том, что такая трагедия, как война, не должна повторяться. Потому эти песни всегда актуальны, всегда имеют и будут иметь своего слушателя.
Урок окончен.
(Звучит марш из к/ф "Белорусский вокзал")
Список использованной литературы.
- Люди идут по свету: Книга- концерт. - М.: Физкультура и спорт, 1990- 399 с.
- Наполним музыкой сердца :Антология авторской песни. - М.: Советский композитор,1989 - 252 с.
- Список используемых Интернет - ресурсов:
- http://logos.siit.ru/Arts/art00241.htm
- http://gorodnit.bard.ru/bio/bio.htm
- http://notka.botik.ru/authors.shtml
- http://www.mityaev.ru
- http://www.deol.ru.
- www.ktmz.boot.ru
- www.akter.kulichki.net
- www.bards.ru
- www.lib.ru
- www.vizbor.org
- www.peoples.ru/bard/galich
- www.ruthenia.ru