Цели:
- познакомить учащихся с понятиями "барды", "авторская песня", дать представление о возникновении бардовской песни и о творчестве некоторых, наиболее известных авторов-исполнителей;
- представить песни российских бардов, отражающих военную тематику в исполнении не только авторов (записи), но и самих учащихся, формируя чувство патриотизма через эмоциональное воздействие, как на исполнителей, так и слушателей;
- предоставить возможность учащимся, имеющим творческие способности (артистические) в полной мере проявить себя в качестве ведущих, чтецов, певцов и аккомпаниаторов (использование метода профессиональных проб).
Методы и приемы:
- выразительное чтение,
- чтение наизусть,
- профессиональная проба (в роли участников ("артистов") и ведущих ("конферансье") концерта),
- активное слушание и репродуктивный метод (свободное конспектирование),
- работа в группах (участники, оформители, зрители).
Оборудование и ТСО:
- проигрыватель для воспроизведения грамзаписей,
- видеомагнитофон для воспроизведения видеозаписей,
- гитара (для собственного аккомпанемента),
- класс оборудуется как зрительный зал и импровизированная сцена, портреты бардов.
Ход урока
В исполнении группы учащихся звучит песня "Вспомните, ребята" (стихи Д.Сухарева, музыка В.Берковского) (Приложение 1)
Ведущий 1:
В 2010 году исполняется 65 лет со дня великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
30 000 000 погибших, пропавших без вести. Еще больше тех, кто остался сиротами, потерял на той войне мужа, сына, брата, сестру, любимого или любимую. И с каждым годом становится все меньше тех, кто еще может рассказать о тех жестоких и героических днях.
Лучшие люди нации, творцы и гении, не могли не затронуть тему войны в своем творчестве. Среди них и те, кто участвовал в войне или пережил блокаду Ленинграда, кто знает о голодном военном и послевоенном детстве не понаслышке, кто помнит рассказы своих отцов и дедов о войне и воплощает их в поэтические и музыкальные произведения.
Сегодня разговор пойдет о тех, кто, сочетая в своем творчестве поэзию и музыку, так вдохновенно, бережно и трепетно передает нам свои чувства и мысли о той войне. Эти люди называют себя простым и емким словом "барды".
Учитель: Тема нашего урока "Вспомните, ребята:" (тема Великой Отечественной войны в творчестве бардов). (Объявление цели урока). Итак, кто же такие барды? Обратимся к словарю Ожегова.
Барды -
1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии);
2) Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. е. авторских песен. (Учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях)
Ведущий 2: Историческая справка.
Авторская песня традиционно считалась делом несерьезным. Термин "авторская песня" введен Высоцким, до этого говорили: "самодеятельная песня".
Она развивалась, не пересекаясь и не смешиваясь с официальной песней, тем более - с поэзией.
Авторская песня появилась в IX в. до н. э. Первым, известным истории, бардом был юноша из Делоса. Его ваяли впоследствии скульпторы - лучшие мастера Греции и Рима. Однако - это уже после смерти, когда он был канонизирован и стал патроном искусства, но, прежде всего - музыки и пения. Звали его Аполлоном, и при жизни он был победителем всех мистерий (что-то вроде нынешних фестивалей).
Широко известен также его сын - фракийский бард Орфей. Интересная деталь: Аполлон играл на фроминге (примитивный музыкальный инструмент). Орфей же использовал для аккомпанемента семиструнную кифару - прообраз гитары.
:Перелистаем несколько страниц. Менестрели, ваганты, миннезингеры, трубадуры - это Франция, Германия. Слово "барды" пришло из Англии, от кельтских племен.
Учитель:
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души. (Ю. Визбор)
"Авторская песня - это серьёзные раздумья о жизни человека, может быть трагические, может быть, острые: Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей", - такое определение авторской песне дал Булат Окуджава. И было бы правильно именно с рассказом о нем и его творчестве продолжить наш разговор.
Ведущий 1: Булат Шалвович Окуджава (1924 - 1997)
Его называют "отцом-основателем" авторской песни самые разные и самые авторитетные барды Он появился чуть раньше других и сразу стал Явлением с большой буквы.
В числе своих учителей в поэзии "дворянин арбатского двора" называл Пастернака, Григорьева, Пушкина, Исаковского и русскую частушку, и - "чтобы не соврать - блатной фольклор, в лучших вещах".
Окуджава - один из немногих бардов, лично прошедших через горнило войны. Он ушел на фронт в 1942 году, из 9 класса. И день, когда его, еще совсем мальчишку, наконец-то взяли туда, вспоминал как самый счастливый за все годы войны. Его песни всегда преподносили эту жуткую и жестокую всенародную беду с непривычной, не сухой и официальной стороны, а именно такой, какой она виделась из окопа тревожной и неизвестной, с долей иронии (чтобы не сойти с ума), с любовью к жизни и верой в эту жизнь. Сам Булат Шалвович воевал минометчиком, был ранен и переведен в связисты. После победы окончил филфак Тбилисского университета, работал учителем русского языка, затем - редактором в издательстве "Молодая гвардия", в "Литературной газете", киносценаристом. Однако главной его профессией навсегда стала Песня.
Ведущий 2. Послушайте песню "Простите пехоте" в исполнении автора (аудиозапись) (Приложение 2 - текст)
Чтец 2. Б.Окуджава. Родина
| С войной мы стали вдруг взрослее, а
дни не ждут: скорей, скорей... С недолгой юностью своею я распрощался на заре. Прощай! И затихали речи, как будто слов запас иссяк, и шла, и шла ко мне навстречу земля, о помощи прося. Сожженный дом, изрыто поле, народ, бредущий на восток... Мне душу тот пейзаж изжег. |
Я был как будто крепко болен, а боли той унять не мог. Но как издревле, как когда-то в походах трудных повелось, меня усталые солдаты лечили песнями до слез. Не отыскать сильнее средства, и драгоценней всех даров мне было верное соседство тех бездипломных докторов. Не потому, что был на диво хорош мотив и ночь плыла, а потому, что с тем мотивом мне в сердце Родина вошла. |
И обожгла своей любовью, печалью горькою до дна: и понял я, что нам обоим судьба назначена одна. Судьба земли, войной объятой, побед размеченные дни... Ах, песни, песни. Сколько правды тогда раскрыли мне они. В них было всё, чем люди дышат, что как зеницу берегут, вот почему, певцов забывши, забыть их песен не могу. |
Ведущий 2: В исполнении группы учащихся звучит песня "Бери шинель, пошли домой" (Приложение 3)
Ведущий 1: Звучит запись песни в исполнении автора (Б. Окуджавы) "До свидания, мальчики:"(Приложение 4)
Ведущий 2: Все, кто хоть однажды видел художественный фильм "Белорусский вокзал", с первых аккордов узнают песню "Мы за ценой не постоим". Послушайте эту песню в исполнении Н. Ургант (звучит песня Б. Окуджавы "Мы за ценой не постоим") (Приложение 5)
Ведущий 2: Михаил Леонидович Анчаров (1923)
"Я не верю в бездарных людей. Все люди одарены жизнью. И перед этим невероятным фактом все остальное - мелочь и подробности".
Анчаров также, как и Булат Окуджава, имеет веские основания считаться одним из родоначальников авторской песни. Еще до войны, в 1937 году, он начал сочинять песни на стихи А. Грина, Б. Корнилова, В. Инбер. В 1941 году, с первого курса Архитектурного института Анчаров пошел в армию, был десантником, затем, в 44-м, окончив Военный институт иностранных языков Красной Армии, был направлен в качестве переводчика китайского языка на Дальневосточный фронт. Воевал в Манчжурии (где-то в это же время Михаил Леонидович начинает писать первые песни уже на стихи собственного сочинения).
Будучи человеком весьма незаурядным, Анчаров преуспел во многих начинаниях как драматург и живописец, как архитектор и писатель... Максимальная его активность как барда приходится на вторую половину пятидесятых - первую половину шестидесятых годов. Его песни были одними из популярнейших у тогдашней молодежи, а одна из них стала бесспорным шлягером начала семидесятых - "Стою на полу станочке в цветастом полушалочке..."
Из песен военной тематики самой известной, безусловно, стала "Баллада о парашютах"
Чтец 3. Баллада о парашютах
| Парашюты рванулись И приняли вес. Земля колыхнулась едва. А внизу - дивизии "Эдельвейс" И "Мертвая голова". И сказал Господь: - Эй, ключари, Отворите ворота в Сад! Даю команду От зари до зари В рай пропускать десант. |
И сказал Господь: - Это ж Гошка летит, Благушинский атаман. Череп пробит, парашют пробит, В крови его автомат. Он врагам отомстил И лег у реки, уронив на камни висок. И звезды гасли, как угольки, И падали на песок. Он грешниц любил, А они - его, и грешником был он сам. |
Но где ж ты святого Найдешь одного, Чтобы пошел в десант? Так отдай же, Георгий, Знамя свое, серебряные стремена. Пока этот парень держит копье, На свете стоит тишина. И скачет лошадка, и стремя звенит, И счет потерялся дням. И мирное солнце топочет в зенит Подковкою по камням. |
Ведущий 2: Песни Михаила Леонидовича Анчарова оказали сильнейшее влияние на творчество Владимира Высоцкого, называвшего Анчарова в числе главных своих "учителей". Впрочем, определенное родство их стилей и интонаций видно и невооруженным взглядом.
Ведущий 1: Владимир Семенович Высоцкий (1938 - 1980)
О Высоцком не расскажешь в двух абзацах - слишком многое связано с этим именем у огромного числа людей.
Он родился и жил в Москве. В 1956 году окончил театр-студию при МХАТе. Играл в Театре миниатюр, в Драматическом театре им А. С. Пушкина, а с 1964 года - в Театре драмы и комедии на Таганке. Там он сыграл более 20 ролей. Снялся в тридцати художественных фильмах и телефильмах. Стихи писал с детства. Всего Высоцким было написано более 600 песен, многие из которых - к фильмам и спектаклям. Также писал прозу, сценарии и сказки.
Высоцкого вполне можно назвать самостоятельным явлением культурной жизни советского народа. Высоцкий был кумиром такого количества людей, что власти, при всем желании, не осмеливались открыто применить к нему жесткие меры - например, такие, как к Александру Галичу. Он бросал вызов не только своей ярчайшей лирикой - вызов был во всем и в игре на театральной сцене (на спектаклях с его участием в зале не бывало пустующих мест), и в женитьбе на известной французской актрисе Марине Влади - мало кто мог решиться на такое в то время. Сегодня практически каждый автор-исполнитель называет его своим учителем.
Высоцкий создал целый ряд песен, посвященных войне и воинам. Его герои - люди простые, часто без имен и званий. Многие поначалу считали, что он - участник боевых действий. Но он просто не мог им быть, так как был слишком мал в войну. Однако сила его таланта и проницательная душа сумели передать весь спектр эмоций, ощущений и чувств людей войны.
Ведущий 2: Звучит запись песни "Мы вращаем землю" в исполнении автора (Приложение 6)
Ведущий 1. В исполнении группы учащихся звучит песня "Братские могилы" (Приложение 7)
В исполнении учителя звучит "Песня о земле" В. Высоцкого (Приложение 8)
Ведущий 1. Юрий Иосифович ВИЗБОР (1934 - 1984)
Визбор - это ироничная и добрая улыбка, свитер грубой вязки, гитара, внимание к собеседнику, костер, горные лыжи, таежные стойбища и заполярные нефтяные вышки, гул самолетов, гудки пароходов и поездов, стук колес по рельсам:
После школы Юрий окончил Московский педагогический институт по специальности "Русский язык и литература", пару месяцев поработал учителем в Архангельской области, а затем был призван в армию. Он закончил службу осенью 1957 года радистом первого класса, в звании старшего сержанта. Во время службы сочинял стихи и песни, печатался в армейских газетах. Вернувшись в Москву, стал радиожурналистом. Он был одним из основателей знаменитой и доныне радиостанции "Юность", вещающей специально для молодежи. Его первой женой стала журналистка Ада Якушева, которая тоже писала песни.
В конце 50-х и начале 60-х годов начинают ходить по стране в магнитофонных записях песни Визбора. Он часто выступает с неофициальными концертами на предприятиях, в НИИ, Домах культуры.: В 1964 году появляется журнал "Кругозор", внутри которого - несколько гибких пластинок с музыкой. Для журнала Визбор придумывает необычный журналистский жанр: песня-репортаж.
Его приглашают в кино - сначала как автора песен, а затем как сценариста и даже актера. Он увлечен горнолыжным спортом и альпинизмом.
Лирический герой Визбора - человек, безошибочно умеющий отделять главное от второстепенного, истинное от фальшивого, закономерное от случайного, свято оберегающий свою индивидуальность, но в то же время умеющий быть открытым для людей. Жизненное кредо лирического героя - движение вперед в бесконечной чреде встреч и расставаний. Его конечная цель - победа над собой.
Ведущий 2. В исполнении автора звучит песня "Рассказ ветерана" (Приложение 9)
Ведущий 2: Александр Городницкий(1933)
Геофизик, поэт. Песни пишет с 1953 года на свои стихи.
Исключительно интересный и необычный бард. Необычен уже хотя бы тем, что практически единственный из "аксакалов" жанра почти никогда не аккомпанирует себе сам - то ли руки не дошли освоить, как следует, музыкальный инструмент, то ли просто душа не лежит... Однако стоит лишь послушать суровый авторский речитатив - и понимаешь, что не в сопровождении главное.
Родился Александр Моисеевич в Ленинграде. Во время войны пережил блокаду в осажденном городе. В 1957 году окончил геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г. В. Плеханова. Геолог, океанолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Работал в НИИ геологии Арктики, в геологических партиях в районе Игарки, начальником геологического отряда в Туруханском крае. С 1962 года ходит на исследовательских судах. Принимал участие во многих океанологических экспедициях как сотрудник Института океанологии имени Ширшова АН СССР. Автор более 230 научных работ, статей.
Впрочем, не потому знает и любит его всё русскоязычное население планеты - кроме своих заслуг перед наукой, Городницкий известен как замечательный поэт и бард. Его песни становились народными в полном смысле слова. В 1972 году, став членом Союза писателей, Городницкий перебрался в Москву, где и живёт поныне. Член и председатель жюри многих фестивалей АП, в том числе - знаменитого Грушинского.
Как призыв к действию, звучал слова Городницкого в песне "Нас осталось мало", посвященной памяти всех поэтов, погибших на войне.
Чтец 4.
Нас осталось мало
(Памяти павших поэтов)
| Нас осталось мало. Нас осталось мало. Запевай бодрее Песню, запевала! Зарево пожара Светит сквозь туман. Начала гитара - Кончит барабан! Нас осталось мало. Нас осталось мало. Вихрем пулеметным Знамя обметало. |
Цепи поредели, Кончились слова: Но жива идея, Музыка жива! Нас осталось мало. Нас осталось мало. Мертвый барабанщик Валится устало, Пал трубач с трубою: Замолчала медь: Кроме нас с тобою Некому запеть. |
Нас осталось мало. Нас осталось мало. Вспомни, как когда-то Пели мы, бывало. Встанем, как и прежде, - Палец на струну - В яростной надежде Выиграть войну. Нас осталось мало. Нас осталось ма: (1980) |
Ведущий 1. Олег МИТЯЕВ (1956)
Митяев Олег Григорьевич родился 19 февраля 1956 в Челябинске, живет в Москве.
Окончил Челябинский монтажный техникум (1975) по специальности "монтаж электрооборудования промпредприятий", служил в армии, окончил Челябинский институт физкультуры (1981). Работал монтажником, тренером по плаванию, художником, зав. клубом, дворником. Несколько лет был артистом Челябинской филармонии. Окончил Российскую академию театрального искусства. Снялся в нескольких фильмах.
Песни пишет с 1980 на свои стихи. Вышли пластинки и книги песен.
В 1992 с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К.Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (Митяев в роли В.Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера состоялась в Италии.
Все туристы и все хорошие компании, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Эта песня - один из гимнов бардовского движения, некоторые считают ее вообще единственным гимном.
14 октября 2002 Указом Президента России ОЛЕГУ МИТЯЕВУ присвоено звание Заслуженного артиста Российской Федерации.
Ведущий 2. В исполнении автора звучит песня "В осеннем парке", посвященная воинам Великой Отечественной войны (Приложение 10)
Ведущий 1: Вадим Егоров (1947)
Одна из первых песен Вадима Егорова "Дожди" была написана в 1964 году, и сразу обрела популярность. После этого им было дано не менее тысячи концертов во многих больших и малых городах страны - в огромных залах и на погранзаставах, на БАМе и за рубежом.
А начиналось все в стенах МГПИ имени Ленина, этой колыбели авторской песни. Именно отсюда вышли Ада Якушева, Юрий Визбор, Юлий Ким и другие барды первого поколения - тогда еще птенцы, которым только предстояло собраться в "певчую стаю", ведомую "вожаком Булатом", как поется в одной из песен Егорова.
Член Союза писателей Москвы. У него были две-три небольшие подборки стихотворений в журналах, в середине 80-х фирма "Мелодия" выпустила диск - гигант с песнями В.Егорова. Вот и все.
В активе Вадима Егорова около двухсот песен. Среди них немало "народных", которые нередко поют, даже не ведая, кто их автор: "Дожди", "Следы", "Облака", "Монолог сына", "Прадеды" и особенно "Друзья уходят" - этот своеобразный гимн дружбе и верности:
Вадим Егоров - научный сотрудник, он - кандидат психологических наук.
Как и большинство авторов - исполнителей Вадим Егоров не обошел стороной тему войны. И сегодня одна из самых известных его песен звучит, как реквием по всем погибшим на войне. (Приложение 11)
Ведущий 2: Звучит песня Вадима Егорова "Облака". (Исполняют все учащиеся под аккомпанемент учителя.)
Учитель: Еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на слова Юрия Визбора, ставшие эпиграфом не только к нашему сегодняшнему разговору, но и, пожалуй, ко всему творчеству бардов.
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души.
Ю. Визбор
Сколько скорби, печали, отчаянной смелости, гордости и мужества в песнях наших российских бардов! Насколько духовно богаты эти люди, что так щедро делятся с нами своими душевными переживаниями. Каждое слово и каждый звук пропущены авторами через самое сердце, и ты невольно становишься участником описываемых событий, искренне веришь им.
И сколько бы ни звучали эти песни, каждый раз они открывают нечто новое в нас. То, что вызывает в нас сострадание, сочувствие, боль невозвратной потери и думаешь о том, что такая трагедия, как война, не должна повторяться. Потому эти песни всегда актуальны, всегда имеют и будут иметь своего слушателя.
Урок окончен.
(Звучит марш из к/ф "Белорусский вокзал")
Список использованной литературы.
- Люди идут по свету: Книга- концерт. - М.: Физкультура и спорт, 1990- 399 с.
- Наполним музыкой сердца :Антология авторской песни. - М.: Советский композитор,1989 - 252 с.
- Список используемых Интернет - ресурсов:
- http://logos.siit.ru/Arts/art00241.htm
- http://gorodnit.bard.ru/bio/bio.htm
- http://notka.botik.ru/authors.shtml
- http://www.mityaev.ru
- http://www.deol.ru.
- www.ktmz.boot.ru
- www.akter.kulichki.net
- www.bards.ru
- www.lib.ru
- www.vizbor.org
- www.peoples.ru/bard/galich
- www.ruthenia.ru