Урок-концерт в 6-м классе на тему "Русская природа в пейзажной лирике поэтов XIX века"

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Обучающие:

  • расширить знания учащихся о А.А.Фете, Ф.И.Тютчеве, А.Н. Майкове и А. К. Толстом;
  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
  • закрепить умение определять стихотворный размер.

2. Развивающая:

  • развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
  • развить навыки защиты проекта.

3. Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.

Оборудование:

  • компьютер;
  • видеопроектор;
  • колонки;
  • интерактивная доска, цветные маркеры;
  • фортепиано.

Опережающие задания.

Весь класс делится на 4 группы и занимается творчеством одного из поэтов.

В каждой группе выбирается:

  • биограф – подготовка и рассказ мини-реферата о биографии и творчестве поэта;
  • иллюстратор – организация работы по подготовке иллюстраций к стихотворению;
  • музыкальный оформитель- поиск музыкального оформления выступления;
  • техник – подготовка презентации и показ ее на уроке;
  • чтец – выразительное исполнение стихотворения;
  • литературовед – анализ стихотворения по плану.

Название.

Тема, основная мысль.

Художественные выразительные средства.

Стихотворный размер.

Под руководством учителя каждая группа готовит свою компьютерную презентацию с портретами обсуждаемых поэтов, собственными иллюстрациями к разбираемым стихотворениям, текстом стихотворения, музыкальным произведением при чтении стихов. (Используются по порядку выступления групп)

На выполнение работы дается 1 месяц.

Оформление.

Подсвечник на фортепиано.

В начале урока на интерактивной доске демонстрируется компьютерная презентация с пейзажами, портретами, написанными художниками 19 века. (Используется во время вступительных слов учителя и исполнения романса на стихи А.А. Фета «На заре ты ее не буди»)

Методические приемы: беседа, исполнение романса, мини-рефераты, выразительное чтение стихов, литературоведческий анализ, устное рисование.

Урок проводится в актовом зале.

Ход урока

Ученица старших классов исполняет на фортепиано лирическую мелодию. На инструменте стоит подсвечник.

Слово учителя.

Здравствуйте ребята, коллеги, родители! Сегодня в 6 «Б» классе не совсем обычный урок литературы. Сегодня у нас урок-концерт.

Тема его «Родная природа в пейзажной лирике поэтов 19 века». (В сопровождении мелодии учитель идет к фортепиано, берет подсвечник, несет к столу, зажигает его)

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека?

Учитель исполняет романс на стихи А.А. Фета «На заре ты ее не буди» по аккомпанемент фортепиано. (Приложение 1)

Слово учителя. В ходе подготовки к уроку класс был поделен на творческие группы, каждая их которых занималась биографией и творчеством одного их поэтов. Группе Афанасия Афанасьевича Фета я предоставляю слово первой. (Приложение 2)

Первый ученик рассказывает биографию и обзор творчества А.Фета.

Второй ученик выразительно читает стихотворение «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом». Звучит Прелюдия №3 Листа. На экране иллюстрации к стихотворению, подготовленные группой.

Ученик – литературовед анализирует стихотворение, выделяя разноцветными маркерами выразительные средства, и, рисуя схему, определяет стихотворный размер.

Учитель задает вопросы группе.

Почему вы выбрали именно эту музыку для иллюстрации своего стихотворения?

Слово учителя. Спасибо творческой группе Афанасия Фета. Я предоставляю слово ребятам, которые расскажут нам о Федоре Ивановичи Тютчеве. (Приложение 3)

Первый ученик рассказывает биографию и обзор творчества Ф.И. Тютчева.

Второй ученик выразительно читает стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…».

Звучит Гитарная композиция Ди-Дю-Ля «Море». На экране иллюстрации к стихотворению, подготовленные группой.

Ученик – литературовед анализирует стихотворение, выделяя разноцветными маркерами выразительные средства, и рисуя схему, определяет стихотворный размер.

Учитель задает вопросы группе.

Из биографии Ф.И. Тютчева мы узнали, что поэт довольно долго жил за границей. Как вы думаете, как ему удалось написать такие замечательные стихи русской природе?

Слово учителя. Теперь мы послушаем рассказ творческой группы А.К. Толстого. (Приложение 4)

Ученик рассказывает биографию и обзор творчества А.К. Толстого.

Второй ученик выразительно читает стихотворение «Где гнуться над омутом лозы».

Звучит Серенада Гайдна. На экране иллюстрации к стихотворению, подготовленные группой.

Ученик – литературовед анализирует стихотворение, выделяя разноцветными маркерами выразительные средства, и рисуя схему, определяет стихотворный размер.

Анализ стихотворения 1.

Учитель задает вопросы группе.

Почему автор выбрал именно этот стихотворный размер для данного стихотворения.

Слово учителя. И завершает нашу галерею поэтов 19 века рассказ о А.Н.Майкове. (Приложение 5)

Ученик рассказывает биографию и обзор творчества А.Н.Майкова.

Второй ученик выразительно читает стихотворение «Уходи, зима седая!». Звучит Рондо из «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта. На экране иллюстрации к стихотворению, подготовленные группой.

Ученик – литературовед анализирует стихотворение, выделяя разноцветными маркерами выразительные средства, и рисуя схему, определяет стихотворный размер.

Анализ стихотворения 2.

Учитель задает вопросы группе.

У вашей группы самые разнообразные иллюстрации, хотелось бы послушать комментарии художников.

Итоги урока.

Слово учителя. Как мы сегодня убедились, пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. С жизнью и творчеством этих и других поэтов 19 века мы более подробно будем знакомиться в старших классах. Главное сейчас, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться!

Я благодарю вас за урок, при его подготовке и сегодня мне было очень приятно с вами работать. Я видела вклад каждого в общее дело, но также я думаю, что вы сами можете оценить работу каждого в своей группе. Пожалуйста, сделайте это на листочках, которые я вам раздала. Свои оценки за урок я поставлю, учитывая и ваше мнение.

Домашнее задание.

2-я часть учебника. Стр. 175- 180. Прочитать стихи поэтов 20 века, и попытаться сравнить природу и настроение в них со стихами поэтов 19 века, о которых мы говорили сегодня.

Приложение 6 (Анализ стихотворения 1, 2)