Поуровневый и разновозрастной анализ произведения.
ЦЕЛИ:
- проверить, как учащиеся умеют анализировать драматическое произведение (через жанр к сюжету – герою) , работать с текстом, пользоваться дополнительной литературой, владеют техникой выразительного чтения;
- развивать умение логически мыслить, излагать свои суждения, свободно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов;
- пробудить и обогатить душевные переживания учащихся, учить сопереживать их героям произведений.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет В. Шекспира; тесты; иллюстрации, выполненные учениками; газета “Ромео и Джульетта XXI” с сочинениями учащихся, написанными учениками; музыка XI–XVII вв.; романс на стихи Шекспира.
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ
I. Оргмомент.
II. Активизация. Слово учителя о целях и ходе конференции.
Погружение в эпоху Возрождения.
(музыка XV – XVII в.в., чтение 2 – 3 сонетов Шекспира)
На доске запись:
В. Шекспир “Ромео и Джульетта” (1595 г.)
“Прекрасная страна любовь…
Лишь только в ней бывает
счастье…”,
Ж | С | Г |
III. Обсуждение вопросов о природе шекспировской трагедии.
- Дополнения, обмен мнениями.
IV. Хор из трагедии “Ромео и Джульетта”.
(чтение наизусть)
V. Обсуждение вопросов об особенностях сюжета и конфликта трагедии.
- Дополнения, обмен мнениями.
VI. Чтение наизусть отрывков из трагедии “Ромео и Джульетта”.
(Ромео и Джульетта, эпизоды по выбору 1 – 2).
VII. Беседа по вопросам о героях трагедии.
- Обмен мнений, обсуждения.
VIII. Слушание романса на стихи Шекспира.
IX. Итог.
Слово учителя (музыка э. Возрождения).
ПРИРОДА ШЕКСПИРОВСКОЙ ТРАГЕДИИ
Вопросы:
а) В чем особенности эпохи Возрождения (XV – XVII вв.)?
б) Трагедия Шекспир родилась в эпоху Возрождения. Как и какие конфликты времени отразились в шекспировской трагедии? В “Ромео и Джульетта”, например?
в) В “Ромео и Джульетта”, в других трагедиях Шекспира герои, как правило, гибнут. Можно ли сказать, что гибель “героического” неизбежна в трагедии? Неизбежна ли гибель Ромео и Джульетты, например? Если это так, то почему?
г) В мировом литературоведении издавна идет спор о том, трагедия ли “Ромео и Джульетта”.
Те, кто считает это произведение трагедией, называют ее “самой оптимистической трагедией у Шекспира” как вы думаете, почему?
Если можете, сопоставьте эту трагедию с другим трагедиями Шекспира (“Гамлетом”, “Королем Лиром”, “Отелло”) и обоснуйте “оптимистичность “Ромео и Джульетты”.
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА И КОНФЛИКТА ТРАГЕДИИ “РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА”
Вопросы:
а) Кто “виноват” в трагическом разрешении сюжета “Ромео и Джульетта”: случайность (неудача с посланцем-монахом) , судьба.
“Судьба играет много”, - восклицает Ромео в 3-ем акте) , люди, обстановка?
А может быть, кто-то или что-то ещё?
б) Определите и охарактеризуйте конфликтующие стороны трагедии “Ромео и Джульетта”?
в) Как вы думаете, кто более активен в возникшей между Монтекки и Капулетти? Объясните, почему?
г) Если вы помните, Тибальт убивает Меркуцио из-под руки Ромео. Может быть, и на самих влюбленных ложится вина за происшедшее, как вы думаете?
д) Как вы думаете, во все ли времена любовь юных должна сталкиваться с какими-то непреодолимыми преградами? Сегодня, например?
ГЕРОИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Вопросы:
а) Изменяются ли и как в сюжете трагедии Ромео и Джульетта?
б) Как вы думаете, кто активнее в их любви, Ромео или Джульетта? Почему?
в) Почему Джульетта так легко прощает убийцу своего брата? Как объяснить ее “равнодушие”, когда оно говорит: “Извините Ромео! Это значит, что все убиты: мать, отец, Тибальт…”
Почему Джульетта так бессердечна к судьбе своих родных?
г) Чем лучше Ромео Париса?
Чем Джульетта лучше Розины?
Почему Джульетта предпочла Ромео?
А почему Ромео предпочитал Джульетту?
д) Как вы думаете, кто герой трагедии?
Что объединяет Ромео и Джульетту?
Почему они не мыслят своего существования порознь?
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ
Ж | С | Г |
- оптимистическая трагедия (гибель героев – их победа) ; | - столкновение старого и нового (вражда и мир) ; | - в трагедии характеры героев изменяются; |
- литературное произведение – зеркало эпохи; | - в трагическом разрешении сюжета “Р и Д” случайность играет роль неизбежности, конфликтно само время, обстановка, противоположные характеры; | - герои проходят через испытания, духовно взрослея; |
- трагедия Шекспира отразила кризис гуманизма Возрождения; | - любовь направлена на мир, созидание; женщины она обязана защищать мир; | - Джульетта активнее в любви, самой ролью |
- М, К (с) – Р и Д – Т, Б | - во все времена любовь юных встречает преграды. | – Ромео и Джульетта неразделимы в своей любви; |
- Р и Д чисты, любимы; | ||
- Р + Д = Л | ||
(по-шекспировски) | ||
- Р и Д + любовь | ||
(единство индивидуальностей противоположностей | ||
ВЫВОД: готовьте себя к борьбе за любовь.