Оформление доски.
- Эпиграф. “Как прекрасна земля и на ней человек”. (С.Есенин)
- Слова М.М. Пришвина: “Человеку дана возможность мыслить не только для того, чтобы он познал и преобразовал окружающий его мир, но и для того, чтобы он познал и преобразовал самого себя.
- Гармония (греч. – связь, стройность, соразмеренность), слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое.
- Репродукции картин известных художников на тему “Осень”.
В ходе урока используется фрагмент из произведения П.И. Чайковского “Времена года”, отрывок из фильма “Заповедник Басеги”.
Кто мы в жизни?
Как мы в жизни?
Что мы в жизни, вообще?
Налегке навстречу ветру
Иль закутались в плаще?
Кто на троне,
Кто в почете,
Кто-то просто за бортом,
Кто-то ловкий,
Кто-то гнется,Кто-то тащит все хребтом,
Кто-то все решает с ходу,
Кто-то в стенку бьется лбом,
Кто-то пьет одну лишь водку,
Кто-то виски, да со льдом.
Этот хитрый,
Этом умный,
Этот же смешной чудак
Верит в чудо и не знает,
В этом мире все не так.
Учитель: А каков же наш мир? В каких отношениях находится человек с окружающим миром?
Сегодня мы будем говорить о нравственности, о людях с особыми свойствами души, которые слышат гармонию и страдают от дисгармонии мира.
Нет ничего интереснее, чем наблюдать за самим собой: вот гордость в тебе пошевелилась, пороки шепчутся, а вот зажглось в небе зарево от святой глубины существования твоего. И это – ты один в одном себе все объединяющий и в глубине сам с собою борющийся.
Мир, в котором мы живем, сложен. Поэтому чистая, нетронутая природа не случайно так сильно нас волнует. Когда природа пропитывает человека, это хорошо: когда наоборот – плохо всем – и природе, и человеку.
Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит всю природу. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств. Как найти свое место в потоке жизни? Как применить миг своей жизни к делу вечности? Как успокоить сердце? Надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей? Вот поэтому экология и нравственность соединены одной линией жизни. А чему мы служим в этом храме жизни?
Мы должны уйти с урока с выводом: “Какова должна быть жизненная позиция человека, чтобы жить в гармонии с природой и с собой?”
Мы живем на перевале веков. Это время всегда было непростым. Попробуем создать образ времени, в котором мы живем.
- Какое наше время? (динамичное, трудное, неспокойное)
- Какие люди в этом времени? (успешные, бедные, мечущиеся…)
- Дайте определение к слову судьбы. (потерянные, изломанные…)
- В какой цвет окрашено наше время? (белый, черный, серый, красный…)
- Чем пахнет наше время? (кровью, деньгами, сыростью…) Почему?
- Звуковой образ времени. (шум города, крик души, гул…).
Ученики подводят итог. Какая получилась картина? (безрадостная, человек беззащитен в этом мире, одинок).
Ф. Востриков сказал:
Теперь не спрашивают:
“Как живешь?”.
Все чаще слышим:
“Выживем ли, други?”.
А как жить в этом непростом времени. Где найти силы, чтобы оставаться человеком?
И вот врываются в этот мир звуки (включается музыка), краски (обращается внимание на репродукции), красота. И наши души распахиваются навстречу музыке, живописи, гармонии природы. Мы черпаем душевные силы, находим духовную опору в мире красоты.
Ученик читает стихотворение о природе. (Приложение 1)
Учитель: А знаем ли мы цену окружающей нас природы? Бережем ее или варварски губим? Посмотрим видеофильм “Заповедник Басеги”.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места, родные,
Свои родные, милые места.
Я очень люблю осень. Странный осенью лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно, и радостно. Любил осень и В.Зуев, наш губахинский поэт. Учащиеся читают его стихи.
Поэты и художники видят и изображают мир каждый по – своему, но мы попытаемся найти созвучие.
- Какой, на ваш взгляд, пейзаж соответствует прочитанным стихам?
- Найдите в стихах подтверждение этому.
- Автор одушевляет природу. Зачитайте примеры олицетворения.
- Какие строки особенно понравились?
- Необъяснимо мир хорош.
- Мы этот мир обязаны беречь.
Учащиеся делают вывод из всего выше сказанного. (Музыка, поэзия, живопись учат нас наблюдать за природой, любить ее, осознавать свое место в ней и бережно относиться к дому, в котором мы живем).
Учитель: Но самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, разделить с ними радость или горе, быть терпеливым и трепетным.
Писателей тревожит все большее отчуждение, возникшее между человеком и природой, между человеком и животными, между самими людьми.
Вот поэтому мы сегодня обращаемся к произведениям пермских писателей А. Колчанова, В.Богомолова, стихам губахинских поэтов, чьи произведения обращены к совести, сердцу человека.
Ученик читает рассказ А. Колчанова “Собственная неосторожность”.
Анализ рассказа.
- Какое чувство испытываете после прочтения? (грусти – от бездушия людей, гордости – от поступка Коробова, жалости к бездомным).
- А есть ли чувство надежды? На что?
- Какая черта личности героя является главной? (ответственность за судьбы людей).
- Выбор проверяет нравственность человека. Поставлен ли герой в ситуацию выбора?
- Человек обречен на тяжелую жизнь инвалида, но жалеет ли он о своем выборе? Почему? (зачитать из текста).
- Чего бы он не простил себе?
- Что дорого автору в его герое?
- В тексте нет описания внешности Коробова, его характеристики. Что главное для автора? (привлечь внимание читателя к поступкам героя и их причине, внутреннему миру человека).
- Присутствует ли прием противопоставления? С какой целью автор его использует?
- Что вкладывает автор в слова: “На основании правил и инструкций комиссия хорошо разобралась” (авторская ирония).
- Никто не признал геройства и чести Коробова. А надо ли было ему это признание? Почему?
- Какова идея произведения?
- Какие человеческие ценности утверждает автор?
- Рассказ дает нравственные уроки. И возникают вопросы, обращенные уже не к героям Колчанова, а к самим себе. Какие же вопросы мы можем задать себе после прочтения рассказа?
Учащиеся – Какова цена нравственного богатства человека?
- Способны ли мы на такой поступок?
- Делал ли я добрые дела во благо людей и т.д.?
О чуткости одних и бездушии других говорят и стихи “В доме престарелых”, “Слониха”. Учащиеся читают наизусть стихи. (Приложение 2, Приложение 3)
- Что сближает эти стихи, какое настроение они вызывают?
- Какие строчки обращены к сердцу читателя? (приводят примеры). Возникает щемящее чувство жалости к немощным, брошенным старикам и старушкам, которых автор называет “чудо-молодежь”, желание помочь братьям нашим меньшим.
- Что заставило поэта говорить об этой проблеме?
- На что надеется автор?
- В народе есть поверье: “Кто ухаживает за своими родителями, тот будет жить долго”.
- Или вспомним пословицу “Корми деда на печи: ведь сам там будешь”.
- А есть ли в этих стихотворениях вопросы-предупреждения?
Учащиеся.
- Уважайте старость – она никого не минует.
- Братья наши меньшие ждут помощи от человека.
- Умей сострадать другим.
- Бездушие разрушает человека и т.д.
Учитель: Стихи – отражение внутреннего мира, зеркальное отражение души человека. Кто же он, чьи стихи нас так взволновали, заставили задуматься о вечных ценностях: родственных связях, о доброте и зле, о человечности? Это стихи Е. Черновой, живущей в Губахе, человека, не равнодушного к горю.
Ученик:
Вновь смотрю я на небо высокое.
Где-то там, в запредельных верхах
Нечто умное, вечное, строгое
Разбирается в наших грехах.
Учитель: Обратимся к рассказу В.Болотова “Хлеб с тараканами”.
Автор вспоминает свое детство, соседа Ваньку, который был старше лет на 10 и зло шутил над ним.
- Какие злые шутки проделывал Ванька?
- А почему Ваньке не был дан отпор?
Заступиться за безотцовщину было некому. Приобретя такой негативный опыт, автор не устоял перед грешным желанием попользоваться им и отомстить.
- Кому и как мстит?
- Получает ли удовлетворение от мести?
- Неизвестный поэт эпохи Возрождения сказал:
Ищите в юности начала добрых дел.
И корни зла ищите тоже в детстве.
- Как эти слова помогают понять идею произведения?
- Чему учит нас это произведение?
- Обратитесь к высказыванию на доске. Использовал ли герой произведения возможность изменить самого себя?
Быть хорошим человеком трудно. Трудно хотя бы потому, что человеческая жизнь не является прямой, гладкой дорогой без сучка и задоринки, что в судьбу каждого человека вплетаются сложные, а порой и тяжелые испытания. Умение владеть собой, умение самому упорно и кропотливо выстраивать свой внутренний мир таким, каким он тебе видится в идеале – великое умение.
Ученик читает стихотворение “Жизнь как жизнь”. (Приложение 4)
Эпиграфом к уроку я взяла слова Есенина. Перед вами несколько высказываний (напечатаны на листах). Какое из них, по-вашему, более отражает тему нашего разговора? Почему?
Учащиеся обосновывают свой выбор.
- Как вы считаете, мы ответили на вопрос “Какова должна быть жизненная позиция человека, чтобы жить в гармонии с природой и с собой?”.
Мы испытываем печаль от скоротечности нашей жизни, радость, если эта жизнь прожита не напрасно. Мы все больше размышляем над драматическими путями вхождения России в новую историческую эпоху. Состоимся ли мы в реальной истории? Выживем ли? Чудо в жизни творят сами люди: их добрые сердца, их активность, трудолюбие, их отношение к природе, их желание быть лучше, делать мир вокруг себя прекраснее. И, если человек живет в гармонии с самим собой и окружающим миром, – это великое счастье!
А свою жизненную позицию я хочу выразить словами поэтов.
- Только бы раньше, чем тело, не умирала душа.
- Необъяснимо мир хорош!
- Но видит Бог, есть музыка над нами.
- А почему бы не взглянуть на мир привычный как на чудо?!
- Все же я не видывал пока ничего прекрасней человека.
Литература
- “Родное Прикамье”. Хрестоматия по литературному краеведению. Пермь 2001 г. Д. Красноперов, Н.Гашева.
- Сборник “Стихи о Губахе”. г.Губаха 1990 г.
- Сборник “Вдохновение”. г.Губаха 200 г., г.Губаха 2001 г.