Цель: побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, над проблемой ответственности человека перед другими людьми, перед собой, перед жизнью вообще, продолжить работу над образом “тургеневской девушки”.
Воспитательные задачи: закреплять умение работать в коллективе, развивать эмоциональную сферу, воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: репродукции портретов молодых девушек художников XIX века, музыка Чайковского.
Словарная работа: экстравагантный.
Ход урока
1 Вступительное слово учителя (на фоне музыки)
Любовь – чувство общечеловеческое и вневременное. Любовь, одухотворяющая и возвышающая, дающая крылья, прекрасна. Повесть “Ася” тоже о любви.
Но о какой любви? (о первой)
Первой любви. Великолепна первая любовь! Может быть, будет вторая, третья, но первая не повторится никогда.
2 Работа над эпиграфом к уроку
Выберите к нашему уроку эпиграф, который бы раскрыл основную мысль повести. Объясните свой выбор (на доске записаны высказывания).
– Какое это огромное счастье любить и быть любимым (А.П.Чехов).
– Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего (О.Бальзак).
– Любовь несовместима со страхом (Публий Сир).
– Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).
– Любовь – восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти (Стендаль).
3 Работа над образом “тургеневской девушки”
Обратимся к повести. Повесть названа именем главной героини – Аси. Много говорили о ней, о ее поведении. Впервые встретились с необычным портретом – психологическим. Образ Аси, “тургеневской девушки”, бессмертен, и до сих пор не ослабевает интерес читателя к этой героине.
Чем привлекает вас “тургеневская девушка”? (ответы учащихся)
Работа с портретами: Какой из портретов, по вашему мнению, ближе к образу Аси и почему? Что увидел художник в женщине и хотел показать в портрете? (ученики подходят к доске, показывают выбранный портрет и отвечают на вопрос)
Какая же черта исключительно принадлежит Асе? (она странная)
Можно ли назвать ее экстравагантной?
На доске: Экстравагантный – необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, нормам, слишком своеобразный, странный.
В чем проявляется экстравагантность Аси? (в поступках: со стаканом в руке карабкается по развалинам; то сидит над пропастью; то шалит, положив сломанную ветку на плечо, как ружье; то в стареньком платьице сидит за пяльцами, то является к обеду перетянутая и в перчатках; нарушая правила этикета, назначает свидание наедине молодому человеку)
Гагин говорит об Асе: “…но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась”.
Через поступки проявляется ее натура: эта внешняя веселость и внутренняя печаль, надломленность, страдание – объясняемое ложностью ее положения. Двойственность украсила образ Аси, окутала тайной, привлекла господина Н. В сказке “Неизвестный цветок” Платонова у цветка спрашивает девочка: “Почему ты такой непохожий”? “А оттого, что мне трудно”,- отвечает цветок.
Глядя на портреты, всматриваясь в лица, мы пытаемся определить черты характера женщин. Но господин Н. Отмечает у Аси “самое изменчивое лицо” - т.е. лицо живое, отражающее различные чувства героини, оно прекрасно и в радости, и в тихой грусти.
Что может еще украсить лицо? (ум, доброта, скромность…)
А что обезобразить даже самое красивое лицо? (глупость, злоба, душевная пустота…)
А что, по вашему мнению, нравится в девушках молодым людям? Что нужно девушке воспитывать в себе? Какие черты вы бы взяли у Аси?
Наша героиня – это воплощение чистоты, нежности, женственности; это девушка высоких моральных качеств, благородства души, доброго сердца и сильного, решительного характера.
4 Спор – размышление (элементы диспута)
Всем хороша Ася. И господин Н. оценил ее: “Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала: не только одной полудикой прелестью…привлекала она меня: ее душа мне нравилась”.
Почему не состоялась любовь? Дело в ком, в Асе или господине Н.?
Н. говорит: “Я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей”. А может он прав? Ваше мнение? Принесла бы счастье им обоим женитьба? (размышления учащихся)
За что полюбила Ася господина Н.? (веселый, обаятельный, беззаботный, тонко чувствует природу, начитан, умно рассуждает, разбирается в живописи и музыке, общителен, благороден)
Он сумел тронуть сердце Аси. Молодые люди, с которыми она встречалась случайно, ничего не говорили ее уму и сердцу. А здесь в экзотической обстановке, на фоне мягкой чудесной природы, древних стен и башен, вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н. представился ей необыкновенным человеком.
Ей нужен герой. Он герой? Достоин он Аси?
Кто такой герой? (человек, способный на поступок, имеющий решимость взять ответственность на себя)
Господин Н. живет ради себя, ради удовольствий, что приводит к безответственности, затем к нерешительности в итоге к трусости. Он живет одним днем, испытывая страх перед жизнью. Не хочет думать о завтрашнем дне. Откладывает счастье на завтра: “До завтра… завтра я буду счастлив”.
Но “ у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение”,- предупреждает нас писатель.
5 Заключение (звучит музыка)
Озарение любовью – это только мгновение, но оставляет след на всю жизнь. Невозможно вернуть обаяние первого чувства. Это как первый поцелуй, первое признание. Закрывая страницы тургеневской повести, сохраним в памяти признание автора: “…писал я ее горячо, чуть не со слезами”.
Домашняя работа: письменная работа “Ваше впечатление от прочитанной повести “Ася”.